Уржумская центральная библиотека

Н. Б. Пентина. Уржум в XVIII – начале XX столетиях

Строительство мостов

Одним из первых упоминаний о мосте через р. Уржумку является план города 1784 года, где обозначен мост через Уржумку по направлению тракта на Казань. Но скорее всего первый мост был сооружен сразу после основания города, так как дорога на Казань была главным объектом надзора и охраны стрелецкого города Уржума (каким он и был в конце XVI – начале XVII веков). Со времени существования Уржума мосты через Уржумку и Старицу доставляли много хлопот градоначальству. Через них шел почтовый тракт Вятка-Казань и во время весеннего разлива деревянные мосты не выдерживали напора воды. Так, например, в 1848 году «…половину мостов отмыло и она обрушилась». Стоимость строительства моста через Уржумку тогда определили в 1208 рублей, а через Старицу в 1329 рублей. На время строительства нового моста необходимо было изыскать объездные пути для почтового и другого транспорта. Один из вариантов объездного тракта был предложен исправником – через деревню Богданово, сначала по Старо-Казанскому тракту, потом на Богданово, через реку (там был мост) и далее узкая дорога через лес с выходом на тракт. Этот вариант был отклонен, так как в лесу было множество пней и больших дубов (сейчас в тех местах не осталось и признаков дубняков – все вырублены). Другой вариант предлагал устройство временного моста по переулку от дома Коскина (то есть по современной улице Подгорной), но там были сложности с обустройством спуска с горы. И это предложение было отвергнуто. Как вышли из этого положения градоначальники – в документах того времени не отражено. Известно лишь, что в 1850 году за устройство мостов взялись купец 3-ей гильдии Михаил Моралев и крестьянин Сарапульского уезда Ф. Микешкин. Мост через речку Шинерку на Воскресенской улице, с уравниванием профиля дороги, был устроен в конце XIX века. Эта небольшая речка не раз доставляла неприятности жителям нижней части Уржума. Не раз бывали разливы от прошедших в ее верховьях дождей, повреждавшие мосты. А в 1920-м году от весеннего паводка была затоплена улица Красная (вплоть до улицы Володарского). В начале 1900-х годов были приведены в порядок три спуска к реке Уржумке, причем один из спусков был вымощен с южной стороны Соборной площади, где внизу был оборудован водозабор. Два других спуска были оборудованы в районе больницы и винзавода. По ним спускались водовозы, на лошадях развозившие воду.

 14,424 total views,  14 views today

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Страницы ( 17 из 22 ): « Предыдущая1 ... 1516 17 1819 ... 22Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>