Уржумская центральная библиотека

В. Столбов. Братья Васнецовы

Заметки краеведа

У сельского священника Михаила Васнецова было шесть сыновей: Николай, Виктор, Аркадий, Петр, Аполлинарий и Александр.

Два из них – Виктор и Аполлинарий – впоследствии стали знаменитыми русскими художниками, старший – Николай – известен как автор наиболее полного «Словаря вятского говора».

Старшие братья – Николай и Виктор – родились в селе Лопьяле, Пилинской волости, Уржумского уезда. В начале 1850 года их отец был переведен в село Рябово, Сулаевской волости, Вятского уезда.

Живя в этом глухом уголке, с самых ранних лет братья Васнецовы были очарованы народными песнями и сказками, произведшими на талантливых мальчиков неизгладимое впечатление. «Из рассказа отца я знаю, – сообщил С. А. Васнецов, – что он еще в детстве любил слушать русские песни». В воспоминаниях Виктора Васнецова, изложенных его лучшим биографом Владимиром Стасовым, говорится о том же: «Детские свои годы он (Виктор) провел в селе, среди мужиков и баб, любил их… попросту, как своих друзей и приятелей. Слушал их песни и сказки, и заслушивался их сидя на печи, при свете и треске лучины». То же сообщает о Викторе Михайловиче советский искусствовед Моргунов: «Мальчика окружали люди, помнившие и любившие старинные сказки, «пропевы». Такой была няня, увлекательно рассказывавшая сказки, такими носителями древних преданий были прохожие нищие певцы, сказители старины; их рассказы, песни и сказки слушал и запоминал Васнецов».

Так было в детстве. Но любовь к народному творчеству, к русской старине осталась у братьев на всю жизнь, а яркие фольклорные переживания детских лет чрезвычайно плодотворно отразились на всей их последующей работе.

Старший брат – Николай Васнецов – свои «Материалы для объяснительного словаря вятского говора» щедро насыщает фольклорными наблюдениями, отложившимися с детства, а также записанными в годы учительства.

Самыми ранними из дошедших до нас рисунков Виктора Васнецова являются сделанные им в Вятке в 1866-1868 годах рисунки к русским пословицам. Позже (1872-1874 гг) Вик­тор Васнецов дважды рисует картину «Нищие певцы», воспроизведя в ней свои детские впечатления. И, наконец, первый жанровый период своего творчества он заканчивает эскизом на слова вятской же песни «Хороша наша деревня, только славушка плоха».

В дальнейшем образы народного творчества овладевают Виктором с еще большей силой.

Один из самых прекрасных выношенных русским народом фольклорных образов воплотил Васнецов в своей картине «Богатыри». На фольклорные же темы он написал ряд других картин: «Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье», декорации и костюмы к опере «Снегурочка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Гусляры-слепцы», «Баян» и т. п.

Значителен малоизвестный отзыв Алексея Максимовича Горького об этих работах Виктора Васнецова. В письме А. П. Чехову он писал: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян – грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

У Аполлинария Васнецова, как пишет один из его биографов, «холмистая местность его родины с долинами полноводных рек – древних артерий сообщений, проходивший в тех местах великий сибирский тракт, древние курганы и сказочные дремучие леса… порождали… страсть к историческим сюжетам и природе». Он с глубоким внутренним удовлетворением выражал в красках и «знакомые картины природы моего детства» и сказочную архитектурную декоративность старой Москвы.

На деятельности Александра Васнецова по-своему, но не менее глубоко отразились сила и красота образов народного искусства: он занялся сбором песен и собирал их долгие годы, а любил всю жизнь, проявив себя как вдумчивый наблюдатель и чуткий ценитель…

Детские годы в родном селе протекли быстро. Старшие братья Александра один за другим покидали Рябово, уезжали учиться в Вятку. Они обучались в духовных учебных заведениях, но священником не сделался ни один из шести сыновей Михаила Васнецова.

В 1872 году приехавший отдохнуть на родину из Академии художеств Виктор увозит одиннадцатилетнего Александра в Вятку и отдает его в только что основанное «Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей». Сделано это было, очевидно, не без влияния старшего брата Николая, уже 4 года работавшего учителем в селе Лопьяле, как раз в этом году переведенного в село Шурму, Уржумского уезда.

Интересно отметить, что Александр учился в училище вместе со Степаном Халтуриным, о чем впоследствии (по свидетельству родных) вспоминал всю жизнь.

Окончив училище, Александр начал педагогическую работу в селе и в одном училище с Николаем.

Шурма была менее глухим углом и значительно отличалась от села Рябова. В отличие от рябовцев – коренных вятчан – само население было в свое время переведено сюда заводчиком-владельцем из южных губерний. По свидетельству старинной рукописи 1850-х годов «на заводах Шурминском и Буйском говорят свысока, изменяют о на а и е на и, народ населен сюда из Тулы, Ветлуги, Калуги, Коширы, Самары, откуда и фамилии: Коширский, Самарцев».

Здесь-то, сравнивая заученные в Рябове песни с шурминскими, очевидно, и начал Александр Васнецов свою собирательскую деятельность. Он записал в Шурме большую часть изданных впоследствии песен, ведя здесь запись с 1872 года (когда приезжал на каникулы к брату Николаю) и по 1896 год, с незначительными перерывами: в 1880 – 81 гг. он собирает песни в селе Буйско-Архангельском Мазарской волости, и с конца 1881 года до сентября 1883 года – в деревнях Носкове и Страбыкине, все Уржумского уезда. В селе Буйско-Архангельском Александр «играл» в хороводах сам.

К этому времени Виктор и Аполлинарий Васнецовы уже переезжают в Москву. Николай Васнецов в 1889 году назначается преподавателем Вятского реального училища и, начиная с 1891 года, печатает по частям в ежегодном «Календаре и памятной книжке Вятской губернии» труд всей своей жизни – «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора». Смерть Н. Васнецова в 1893 году не прекратила печатания дальнейших частей словаря, а в 1908 году «Материалы» уже вышли отдельным законченным изданием.

Печатание словаря, составленного Николаем, наталкивало Александра Васнецова на мысль – издать собранные им народные песни. Братья-художники Виктор и Аполлинарий помогли Александру в этом деле.

И вот наконец в 1894 году в Москве в типографии Д. А. Бонч-Бруевича была отпечатана и поступила в продажу в книжном магазине П. К. Прянишникова книга: «Песни Северо-Восточной России. Песни, величания и причеты. Записаны Александром Васнецовым в Вятской губернии».

Книга не прошла незамеченной. Кроме статьи в «Вятских губернских ведомостях», излагавшей предисловие автора, и сочувственного отклика в «Пермских губернских ведомостях» на нее в том же году дал большую рецензию академик А. Соболевский в журнале «Этнографическое обозрение» и краткую заметку Арк. Лященко в журнале «Живая старина».

В 1927 году, 66 лет от роду, Александр Васнецов умер от рака языка. За год до этого (в 1926 году) умер Виктор Васнецов. Через шесть лет (в 1933 году) умер Аполлинарий Васнецов.

В 1949 году Кировское областное государственное издательство выпустило второе издание сборника вятских народных песен.Редакция, вступительная статья, примечания и библиографические указания принадлежали Л. В. Дьяконову. Оттуда и взяты все факты из жизни братьев Васнецовых.

 Кировская искра. – 1979. – 25 янв. (№ 11). – С. 4.

 315 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>