Уржумская центральная библиотека

С. Прозорова. Увлечение стало профессией

6 декабря исполнилось 115 лет со дня рождения пашей землячки выдающегося скульптора А. В. Винокуровой.

Дочь бедного неграмотного крестьянина из д. Р. Билямори, она рано узнала нужду и лишения. Родители умерли, ей пришлось жить у брата Матвея.

Поступление Анны Винокуровой в гимназию – событие удивительное, крестьянским девочкам поступить или же добиться права на бесплатное обучение было очень трудно. Так что горячее желание Анюты учиться могло и не осуществиться, если бы не доброта людей, с которыми ее свела судьба, не их помощь, не ее светлая голова и умелые руки. Учитель гимназии А. Р. Михайлов в 1901 г, приютил ее и устроил в гимназию, но его смерть усложнила жизнь юной гимназистки – жить пришлось у разных людей, где в качестве няньки, а где и прислуги. Пришлось даже продать парикмахеру свою косу.

Откуда и как родилось у нее чувство пластики, интерес к скульптуре – она сама не могла объяснить. То она делала глиняных кукол и раскрашивала их веселыми красками, то вырезала фигурки из алебастра, то лепила из воска смешных, никогда не унывающих чертенят. На это ее увлечение обратила внимание семья судебного следователя Чумакова. Софью Николаевну Чумакову Винокурова считала своей приемной матерью. Вслед за семьей, ставшей ей близкой, в 1908 г, уезжает Анна Винокурова в Казань и поступает в художественную школу на скульпторское отделение. Уржумское земство выделило талантливой выпускнице гимназии пособие на обучение – 36 рублей в год.

После окончания Казанской художественной школы в 1914 г., Московских Высших Государственных художественно-технических мастерских в 1916 г.‚ получив звание художника-скульптора из голодной и холодной Москвы 1917 г, возвращается Анна Васильевна в Уржум и становится деревенской учительницей.

В семьях бывших подружек-гимназисток подрастали дети, Анна Васильевна дарила им свои игрушки – трогательных кукол-пеленашек из папье-маше. Долгие годы такая кукла хранилась у А. И. Лавровой, после смерти которой краеведческий музей мечтал получить эту куклу. Она дорога нам как память о двух замечательных женщинах – А. В. Винокуровой и А. И. Лавровой.

Более 14 лет отдала Анна Васильевна преподавательской работе: в деревенской школе, Уржумском педучилище, Вятском художественном техникуме, занималась предметами, имеющими к скульптуре очень отдаленное отношение. Но настало время, и она смогла реализовать себя как скульптор, создав свою лучшую композицию «Юный Киров за печатаньем листовок». К образу С. М. Кирова у нее было какое-то особое отношение, «Ведь оба мы уржумские», – говорила она

К сожалению, большинство скульптурных работ А. В. Винокуровой мы можем видеть сейчас только на фотографиях. К числу лучших произведений Анны Васильевны 20-30-х годов относится портрет вятского революционера В. А. Горбачева и композиция «Пограничники» (1932 г). А сколько бы еще она сделала, если бы всю жизнь без перерыва занималась скульптурой, а не оставляла надолго любимое ею искусство ваяния! Но она была самым первым вятским профессиональным скульптором, пионером профессионального изобразительного искусства в Вятке, а у первых – не всегда удачная судьба.

 196 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>