Уржумская центральная библиотека

С. Коростелёв. «Музей в сельской библиотеке необходим»

Открыт музей при библиотеке… Сейчас это не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если прошлый век был для библиотек, музеев, архивов веком специализации, четкого разделения сфер деятельности, то в конце 1990-х – начале 2000-х гг.  обнаружилась обратная тенденция, и в российских библиотеках начали создаваться краеведческие, мемориальные музеи.

Известный русский философ Н. Ф. Фёдоров писал: «Всякий человек носит в себе музей». И всякий человек может музей создать. Именно так и поступила библиотекарь из  Цепочкино Галина Петровна Холкина.

— Когда появился интерес к краеведению, – рассказывает Галина Петровна, – люди начали приносить разные предметы старины. Под мини-музей мы смогли отвести только вот эту маленькую комнатку. Сейчас здесь у меня запасничек. Здесь хранятся предметы, которые пока не поставлены в основную экспозицию – прялки, литовка, рубель, пестерь. Вот мялка для льна, самопрядки. Постепенно экспонатов у меня становилось все больше и больше, и мы решили переоборудовать под мини-музей помещение, где раньше располагалась кочегарка. Сделали ремонт, и получилась такая вот изба деревенская.

 Действительно, музей напоминает светелку в крестьянской избе. На полу постелены половики, у печки чугунки разного калибра, в красном углу – божница, у стены – стан, на котором раньше женщины ткали половики, колыбелька-зыбка…

— В этой зыбке, – говорит Галина Петровна, – когда-то меня качала мама. Вышивку на божницу тоже она вышила. А стан привезли от одной из жительниц Цепочкино. Помогал собирать его цепочкинский старожил Василий Алексеевич Богатырев. Нитки для стана я тоже нашла, люди принесли, у кого остались еще с прошлых лет от бабушек. Василий Алексеевич обещал придти, нитки натянуть, подготовить все, чтоб можно было ткать, показать, как это делалось раньше. Научит, буду проводить мастер-классы.

Рядом со станом самопряха, прялка с куделью и веретеном. Галина Петровна вспоминает, что недавно здесь проводила конкурс, кто лучше и быстрее прядет. Участвовали, конечно, бабушки, пряли с удовольствием.

Продолжая экскурсию, Галина Петровна представила целую коллекцию кукол-оберегов. Они сделаны школьниками на занятиях кружка «Волшебство своими руками», который работает при библиотеке.

Далее – «женский» уголок. Здесь собраны разные сумочки, исключительно для модниц. Здесь же и одежда – домотканые юбки, блузки, которые носили когда-то цепочкинские женщины. А затем – то, что необходимо каждой женщине, чтобы поддерживать свои, и не только свои, наряды в порядке. Это, прежде всего валек, которым выбивали грязь из одежды при стирке, это «бюджетный коллега» утюга – рубель. Ну и сами утюги. Причем, самые разные – цельнолитой, калильный утюг с клеймом Мальцовского промышленно-торгового товарищества, угольный утюг. Вполне себе раритеты, сделаны еще в царское время.

А вот уже привет из  советской эпохи. На буфете – фарфоровые статуэтки. Емеля со Щукой, Иван-Дурак на коне верхом задом наперед. Проигрыватель, телевизор из шестидесятых, старые советские деньги, написано на купюре «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и дата – 1919 год. А это еще более старые деньги – купюра с портретом царя Александра III, потемневшие от времени монетки…

Вот вам, пожалуйста, одно из отличий библиотечного музея от профессионального. Музейные работники размещают экспонаты согласно своим профессиональным законам и правилам, никакая самодеятельность там невозможна. А библиотечный музей собирается «всем миром», поэтому экспозиция зачастую выглядит кустарно. Но зато нет ощущения, что ты находишься в музее, кажется, что зашел в самое настоящее жилище.

Однако продолжим экскурсию. Галина Петровна представляет краеведческий уголок. Здесь собраны материалы по истории села. Карты-схемы старого Цепочкина и окружавших его раньше деревень, старинная церковеная книга. И альбом, где собраны фотографии лучших работников колхоза. Вести его начала в 1974 году тогдашний библиотекарь. Но, жаль, велся этот альбом недолго.

А вот на стене интересный экспонат – большая деревянная рамка, в которой под стеклом помещены фотографии. В 1914 году началась первая мировая война, и мирные пахари российских деревень стали солдатами. Мужики писали с войны домой письма и иногда умудрялись посылать свои фотографии. А дома их бережно помещали в такую вот рамку и вешали на стену, чтобы все видели, какой у них в семье есть солдат-герой. Снимки обычно располагали как Бог на душу положит, а в этой композиции все продумано. Центральный снимок – групповой. Первый ряд – дамы, священник и, судя по костюмам, чиновники. Второй и третий ряд – мужчины в военной форме, в руках винтовки с примкнутыми штыками. На снимках справа и внизу нижние чины – унтер-офицеры и рядовые. А вот слева фотография солдата в форме Советской Армии годов так 50-60-х. Снимки, конечно, сохранились не очень хорошо. Галина Петровна нашла эту рамку в заброшенном доме, и кто эти люди, эти русские воины разных эпох, мы уже не узнаем.

Кстати, вряд ли эти фотографии стали бы экспонатами классического музея. Там важны «звезды первой величины» – личности, широко известные в мире, в стране. А здесь интересен каждый человек, живший в этой местности…

— Такие музеи в сельских библиотеках просто необходимы, – говорит Галина Петровна. – Мало кто может сходить в настоящий музей. А сюда часто приходят люди. Зайдут в библиотеку за книгой и в наш мини-музей заглянут. Постоят, посмотрят, а потом, когда уходят, говорят: как в детстве побывал! А летом, во время отпусков, бабушки сюда внуков приводят и рассказывают им, как жили. И внукам это очень интересно!

В парадоксальное время живем мы с вами, уважаемые читатели. При всем развитии музейного дела, при разнообразии современных систем хранения информации, мы теряем огромные массивы наследия. Уходят люди – свидетели событий прошлого века. И вместе с ними уходит его живая история – утрачиваются письма, фотографии, выбрасываются старые вещи. И лишь такие маленькие музейчики на селе (опять глубинка спасает Россию!) могут приостановить этот процесс. Ведь только сюда могут передать люди свои семейные реликвии, зная, что здесь они не пропадут. Начали мы с цитаты, цитатой и закончим. «Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, как и к чему должны стремиться». (В. О. Ключевской, русский историк, заслуженный профессор Московского университета).

 88 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>