Уржумская центральная библиотека

«Былинная и сказочная Русь»

Эпическое творчество В. Васнецова
Даже в пору явных успехов в бытовой живописи, Васнецову казалось, что он может выразить себя полнее и ярче в ином жанре.Вглядываясь зоркими глазами художника в окружающую жизнь, Васнецов ощущал «неясные исторические грёзы», уносившие его в бескрайние просторы Древней Руси, населённой могучими и мужественными людьми.

Из смутных замыслов родилась чёткая творческая программа — обратиться к историческому и духовному прошлому народа.

После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880.

После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880.

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» — первое крупное произведение В. М. Васнецова, утвердившее новые стороны дарования художника. Этой картине, навеянной «Словом о полку Игореве», суждено было внести нечто новое в русскую историческую живопись.

На грандиозном полотне Васнецов запечатлел одну из горестных страниц русской истории — гибель доблестного воинства в неравной схватке с половцами в 1185 году.

… Широкая степь, измученная сражением, но всё же прекрасная, как сама Русь, покрыта телами воинов. Над ними сцепились хищные птицы. Два русских витязя лежат навзничь среди цветов и поникшей травы. Это красивый юноша, пронзённый стрелой, и могучий воин с грозным лицом, который «и умирая-то, встать хотел». Здесь нет ни накала происходившей битвы, нет ни ужаса, ни тлена. Но всё в этой картине созвучно с красотой совершенного подвига и исторической правдой «Слова…» — «разлилась тоска по русской земле».

Битва славян со скифами. 1881.

Битва славян со скифами. 1881.

 В 1880-1881 гг. Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой картины. Одной из этих картин была «Битва славян со скифами».Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.

… В яростной битве столкнулся русский витязь на черном коне со степным всадником – сей миг будет нанесен решающий удар…

Самым ранним летам нашей земли, периода образования Киевской Руси посвящает свое полотно художник. В старинных летописях набеги кочевников на приднепровские земли называли борьбой Руси “со степью”.

Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность. Так как в конце ХIХ века еще не было известно, что скифы жили на несколько сот лет раннее и встретиться со славянами не могли.

Богатыри. 1881-1898.

Богатыри. 1881-1898.

Трудно найти картину, которая была бы так же известна и любима народом, как васнецовские «Богатыри».

Монументальное полотно, первоначальные эскизы к которому написаны в том же 1871 году в Вятке, было окончательно закончено через 27 лет, в 1989 году в Москве.

Коллекционером Павлом Третьяковым, основателем знаменитой картинной галереи, оно было приобретено за огромную по тем временам сумму – 16 тысяч рублей.

Мужественные и непреклонные, вдохновлённые своей великой миссией – неотступно стоять на страже родной земли – такими предстают «Богатыри» Васнецова.

В основу картины положены реальные человеческие типы. Вглядитесь в образ молодого Добрыни Никитича. Не покажется ли вам знакомым это продолговатое лицо, характерный нос с горбинкой, четко очерченный рот? В собирательном образе богатыря отразились черты васнецовского рода.

«В истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест»,— писал критик В. Стасов

Витязь на распутье. 1882.

Витязь на распутье. 1882.

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

В. Васнецов

(из письма критику В. Стасову)

Изначальный вариант своей первой былинно-сказочной картины «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал также в Вятке.

Ещё совсем юным, начинающим художником он сделал в 1871 году первые наброски витязя на коне с копьём у «вещего» камня, а позднее, вернувшись к сюжету, он написал одно из самых вдохновенных своих произведений, назвав картину автобиографичной.

Открытка "Сирин и Алконост". 1896.

Открытка "Сирин и Алконост". 1896.

Декоративное панно «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», изображающее мифические существа с женскими головами, хранится в Таганрогской картинной галерее.

Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост.

Птица Сирин считается воплощением несчастной души. Она поёт настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает.

Птица Алконост — Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, пение Алконост радостно, поскольку она обещает рай.

В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

по мат. сайта nearyou.ru

"Гамаюн - птица вещая". 1898.

"Гамаюн - птица вещая". 1897.

Не ищите в каталогах столичных картинных галерей работу художника «Гамаюн — птица вещая». Именно этой васнецовской картине с изображением фантастической дево-птицы посвятил свои строки поэт А. Блок: «… она вещает и поёт, не в силах крыл поднять смятенных…».

В своё время полотно было отправлено в Дагестанский художественный музей.

Открытка "Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть". 1910.

Открытка "Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть". 1910.

Едва приехав в Москву, в 1878 году, художник выполнил две композиции: «Грозный смотрит на комету, предвещавшую ему смерть» и «Иван Грозный беседует с колдуном».

Есть среди открыток редкий эскиз Васнецова «Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть».

Открытка "Царь Иван Васильевич Грозный". 1897.

Открытка "Царь Иван Васильевич Грозный". 1897.

«И странен был вид легендарного тирана. Маленький, сухонький старичок, с козлиной бородкой, с узкоглазым подозрительным, изжеванным татарским лицом, в серой кольчуге, утомленный длинным походом, снедаемый сотнями хронических болезней, развратник, кровопийца, женолюб и женоненавистник, интриган, трус, умница, ханжа и безбожник».

А. И. Куприн, «Гоголь-моголь», 1915 г.

Много силы и энергии потребовала от художника вдохновенная работа над образом Ивана Грозного, который всегда жил в творческом воображении Виктора Васнецова.

В киевский период Васнецов сделал иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» и написал маслом небольшой портрет царя. Этот портрет в какой-то мере помог Ф. И. Шаляпину создать для мамонтовской постановки «Псковитянки» образ грозного владыки.

— Приятно мне было, — вспоминал впоследствии артист, — услышать от Васнецова горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного, внешние черты которого я заимствовал у великого художника!

Столь удачное перевоплощение артиста вдохновило Виктора Васнецова психологически углубить образ Грозного, которого он написал сходящим с лестницы, в пышных одеждах, с резным посохом в руке.

Гусляры. 1899/

Гусляры. 1899.

Небольшая картина В. Васнецова «Гусляры» написана в 1899 году. Сейчас она хранится в Пермской государственной художественной галерее.

В изображении гусляров проявилось мастерство художника-портретиста. Васнецов мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьёзность и скорбь зрелого человека.

Открытка Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 1899.

Открытка Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 1899.

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге».

Равноценны лучшим полотнам Васнецова на эпические темы и его замечательные иллюстрации к литературным произведениям.

В конце 1890-х годов В. М. Васнецов работал над иллюстрациями к «Песне о вещем Олеге» Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта в 1899 году. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукaписных книг. Васнецрв создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.

В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.

«Песнь о вещем Олеге» Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

по мат. сайта one-must.ru

Открытка "Баян". 1910.

Открытка "Баян". 1910.

Картина Васнецова «Баян» относится с завершающему этапу творчества художника. Она написана в 1910 году, хотя замысел этого произведения был задуман художником еще 30 лет назад, тогда был исполнен эскиз картины, и по каким-то причинам был отложен к осуществлению.

Мы видим на картине группу русских богатырей в доспехах отдыхающих вместе с князем Игорем после очередного побоища, расположившихся на высоком зеленом холме, на фоне тучных облаков. Удобно расположившись в круге воины задумчиво слушают песнь слепого и вещего старца Баяна, мастерски играющего на гуслях. Седые волосы старца развеваются на ветру. Персонажи, слушая песнь, находятся в раздумье и не обращают особого внимания на старца. Баян поет песнь взывая к древнерусским богам о защите Руси от несправедливости, междоусобных распрей князей, восславляя сидящего рядом князя и его дружину. Баян любим и почитаем русскими людьми, он олицетворяет образ древнерусского сказителя сказок и былин. В кругу воинов мы видим в богатой одежде князя Игоря, гордо смотрящего в даль. Рядом с князем сидит в белом одеянии задумчиво упёршись на руку благородный старец, перед которым восседает княжеский сын, возможно юный отрок впервые влился в тесный круг боевого сообщества.

Предъявленная в 1910 году тогдашней публике картина была встречена современниками двояко, кто-то восторгался этим произведением, кто-то не очень. И только сегодня мы понимаем, что это одна из уникальных работ: картина Васнецова «Баян» истинно отражает нашу русскую историю. Хранится картина в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.

 700 total views,  2 views today

 
Яндекс.Метрика /body>