Уржумская центральная библиотека

Г. Журавлева. Достойный пример

[Статья написана при жизни А.Е. Чепайкина, к его 90-летию].

24 марта 1998 года Алексею Ефремовичу Чепайкину, бывшему заведующему Уржумским роно, исполняется 90 лет. Трудовая деятельность его, отданная делу обучения и воспитания подрастающего поколения, оставила в нашем районе значительный след. После окончания средней школы он работал учителем начальных классов. В комсомол вступил в 1924 году, работал первым в городе старшим пионервожатым, создавая первые пионерские отряды. По путевке ЦК ВЛКСМ поступил учиться в Вятский пединститут, после окончания которого был учителем, завучем, затем директором школы № 1 Ленинского района г. Н. Тагила. С августа 1941 года он защитник Отечества, призван на войну во второй набор «Коммунисты – на фронт». Защищал Москву рядовым пехоты, а из войны вышел майором, зам. командира 756 стрелкового полка. Участвовал в боях на Калининском, Северо-Западном, Втором Прибалтийском, Первом Белорусском фронтах. Дошел до Берлина, участвовал в штурме рейхстага и водружении Знамени Победы со своим полком. Отмечен боевыми орденами и медалями. С января 1947 по 1968 год работал заведующим Уржумским роно. В 1963 г. ему присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Отличник просвещения, активный общественник, отец семейства, которое продолжает его дело – работу по образованию молодежи. Об этом незаурядном человеке я сегодня хотела бы рассказать.

Впервые я увидела Алексея Ефремовича зимой 1947 года в нашей уржумской средней школе № 1 имени Ленина, когда он вошел в наш 8 «а», где я училась в то время. Он был недавно назначен завучем к нам и, несмотря на то, что не вел у нас уроки, знал каждого в лицо, обращался к каждому по фамилии и имени. Проницательный, доброжелательный взгляд, великолепная дикция мгновенно расположили к нему ребят, приковали внимание. Уже будучи взрослой, я поняла, что это умение запомнить каждого, умение видеть каждую личность в отдельности, будь то: ребенок, подросток, взрослый человек – составляют особенность его восприятия людей. Для него нет безликой толпы, мимо которой бы можно пройти равнодушно. Это отличало его как педагога и как руководителя. И еще запомнилась встреча с Алексеем Ефремовичем в те далекие годы моего пребывания в родной школе. Это было на выпускном экзамене по химии, который он посетил уже как заведующий РОНО, а я экзаменовалась как выпускница.

Алексей Ефремович ставил мне такие интересные, проблемные вопросы, что мое волнение как-то быстро улеглось, и я втянулась в беседу с ним, и под конец мы даже немного подискутировали.

А впоследствии, спустя много лет, в процессе совместной работы с ним, я убедилась, что развитие самостоятельности мышления ученика было одним из главных направлений в его рекомендациях учителям.

Он не любил формализма, учил педагогов работать творчески, в классе создавать атмосферу заинтересованности в приобретении учащимися новых знаний, направлять их на путь творческих поисков. Учить мыслить, добывать знания самостоятельно, аргументировать ответ, осознанно применять знания на практике – такую задачу ставил он перед учителями. По его мнению, уметь самостоятельно, работать с учебником, с научной и художественной литературой, с энциклопедиями, словарями должен каждый выпускник школы. Он был против легковесности в образовании и ориентировал учительские коллективы на борьбу за глубокие, прочные и осознанные знания учащихся.

А. Е. Чепайкин – личность творческая, очень начитанный, эрудированный человек. Бывая в школах и детских домах, он быстро находил путь к душам ребят, изучал их интересы, проводил анкетирование, интересовался кругом их чтения, их участием в кружках, общественных делах школьного коллектива. Беседовал и с отдельными ребятами, и с классами, и с ученическим активом школы. А потом, подводя итоги, сделав выводы и обобщения, обсуждал с педагогическими коллективами дальнейшие направления работы с учащимися. Именно при нем широким фронтом развернулась в районе разнообразная внеклассная и внешкольная воспитательная работа со школьниками, задачей которой было привлечь к ней каждого ученика. А. Е. Чепайкин не был кабинетным работником. Он всегда живо общался с учителями, воспитателями, руководителями школ и детских учреждений, каждодневно был в центре их кипучей жизни. Он любил бывать на елках, детских утренниках в садиках и детских домах. Его можно было встретить на стадионе во время школьной районной спартакиады, на молодежных вечерах и слетах, комсомольских собраниях и родительских конференциях. И везде его яркие выступления ждали с нетерпением и взрослые, и молодежь. Дети знали его в лицо и приходили к нему посоветоваться.

Он был чутким человеком, внимательным к людям. Не забудет спросить директора, здоров ли тот или иной учитель, нельзя ли дополнить учебную нагрузку молодому специалисту, начинающему свой трудовой путь, и как он устроен в быту.

Прекрасно знал кадры и готов был поддержать человека словом и делом. А. Е. Чепайкин умело руководил коллективом отдела народного образования. Всегда спокоен, выдержан, корректен во взаимоотношениях с окружающими. Требовательный, но справедливый, он уважал личность и труд педагога и учил этому нас. Много внимания им уделялось контролю за деятельностью школ, детских учреждений. Перед инспекторской проверкой школ он тщательно и подробно инструктировал инспекторов, выслушивал их мнения. Затем коллективно составлялись планы инспектирования, изучались статистика по школе, инструкции Министерства просвещения и методические письма ИУУ, готовились контрольные работы и т. д. Заведующий роно обязательно приезжал в школу сам, посещал уроки по различным предметам и классам совместно с руководством школы, инспекторами и анализировал их. Обходил всю школу, смотрел состояние материальной базы: кабинеты, учебные мастерские, спортзал, школьный интернат, учебно-опытный участок. Принимал участие в заключительном педсовете. В те годы автотранспорта в роно не было, и заведующему приходилось частенько ездить от школы к школе в санях на лошадке, а иногда и добираться пешком. Но бывать в школах мы не ленились и в кабинетах не засиживались.

Алексей Ефремович учил нас работать на совесть, любить и знать школу, детей и педагогический труд, и невозможно было в работе сделать что-то небрежно, что-то не так и его огорчить, как невозможно было бы огорчить любимого учителя или родного отца. Все работали дружно, спаянно и увлеченно. А. Е. Чепайкин – неутомимый общественник. Он и сейчас, проживая в Кирово-Чепецке, активно работает в совете ветеранов, живо интересуется общественной жизнью, читает много художественной и публицистической литературы, публикует свои статьи и заметки в «Кировской правде», ежедневно занимается физическим трудом. Он по-прежнему друг детей и молодежи, с которыми встречается в школах, училищах, на предприятиях. Из числа ветеранов организовал комиссию по подготовке к 80-летию ВЛКСМ, выступает перед молодежью с беседами по нравственно-патриотической тематике. Педагогическая общественность Уржумского района, все друзья и бывшие коллеги сердечно поздравляют Алексея Ефремовича Чепайкина со славным 90-летним юбилеем и желают ему долгих счастливых лет жизни. Большая и плодотворная жизнь его на благо нашего общества — это достойный пример Учителя, Труженика, Гражданина.

Г. Журавлева,
бывший инспектор
Уржумского роно.

Кировская искра (Уржум). – 1998. – 24 марта (№ 36). – С. 2: фот.

 26 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>