Уржумская центральная библиотека

Вятское чтение: Советует читатель

 

Наталья Евгеньевна Смирнова:

Книга, которую я часто перечитываю, издана в 2009 году. Она называется «Дневники вятских гимназисток в собрании Кировского областного музея народного образования».

Это труды областного музея истории народного образования. Немного о музее. Он создан благодаря инициативе, энергии, любви к педагогике замечательным человеком Натальей Леонидовной Головизниной (Прозоровой). В начале 1970-х Наталья Леонидовна, Выпускница Кировского пединститута, преподавала историю в школе № 2 города Уржума. Мне довелось побывать в музее, – это одно из самых ярких культурных впечатлений последних лет Экспонаты, связанные с жизнью школы, фотографии. Особый интерес у меня вызвали материалы о дореволюционных гимназиях. И вот, как продолжение темы экскурсии, на выставке-продаже книг я и увидела « Дневники вятских гимназисток…». Это фрагменты дневников гимназисток Вятской женской Мариинской гимназии Ольги Долговой и Нины Агафонниковой и ученицы Уржумской женской гимназии Анастасии Рукавишниковой.

Анастасия Рукавишникова. Портрет работы В.С. Щербакова

Разные девушки из разных семей с разным материальным достатком, но их объединяет желание быть предельно честными не только в дневнике, но и в жизни, стремление разобраться в себе и в окружающих, требовательность прежде всего к себе, а уже потом к другим. Они мечтают в будущем приносить пользу народу. Так и получилось. Все они получили высшее образование и прожили достойные жизни.

Уржум. Анастасия Рукавишникова (слева) и Ольга Коробкова

Анастасия Рукавишникова. Отрывки из дневника помечены ноябрем-декабрем 1903 года. Ей 16 лет. Она занимается музыкой, много читает. Писатели Андреев, Бунин, Горький, Куприн, Надсон, Смайльс, Телешов, Е. Тур, историк Петров, социолог Прудон – имена, которые встречаются в дневнике.

Вот запись из ее дневника: «Кстати, о счастье. Я теперь вот в чем полагаю счастье, то есть я не понимаю, что такое счастье, но мне бывает хорошо тогда, когда у меня страшно много дела, но такого, которое я могла бы сделать…Мне тогда хорошо, когда после долгого дня у меня находится время почитать что-нибудь интересное, помечтать о любимом человеке. Не знаю, будет ли он у меня когда-нибудь, но я страшно люблю мечтать об этом….»

Борис и Анастасия Спасские. Санкт-Петербург

Любимый человек будет. Мужем Анастасии Сергеевны станет Борис Павлович Спасский, также уроженец г. Уржума, сын земского врача Павла Александровича Спасского, выпускник Петербургского университета. Оба они в будущем будут преподавать в Кировском государственном педагогическом институте.

Одна из бывших студенток Анастасии Сергеевны напишет: «Разве забудешь, как студенты и аспиранты целыми группами «атаковали» ее квартиру! Десятки самых разнообразных вопросов и проблем – и ради этого Анастасия Сергеевна не дорожила своим временем. Человек большой эрудиции, она делилась знаниями не только по своему предмету. Она помогала во всем, вплоть до перевода с иностранного языка – будь то немецкий, английский или французский».

Лидия Евгеньевна Шехавцова и Анастасия Сергеевна Спасская. 1913-1914 гг. Уржум

…Анастасия Сергеевна Спасская (1887-1973) – выпускница Высших Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге (1911), ученица известного русского физиолога Н. Е. Введенского, педагог, ученый, кандидат биологических наук и мама Натальи Борисовны Пентиной (1913-2001) – чье имя также известно вятским историкам-краеведам.

Спасская Анастасия Сергеевна (1887-1973)

А жизненный и педагогический путь Анастасии Спасской (урожденной Рукавишниковой) начинался в маленьком Уржуме, о чем нам поведали ее дневниковые записи.

Более подробно о дневнике юной Анастасии Рукавишниковой можно прочитать в материале Т. А. Дворецкой «Уржумская сивилла»: записки уржумской гимназистки (Анастасии Рукавишниковой) (Герценка. Вятские записки. Вып. 14).

Из книги «Дневники вятских гимназисток в собрании Кировского областного музея народного образования»

На представленных фотографиях: Анастасия Спасская в молодые годы.

 174 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>