Уржумская центральная библиотека

В. Карпов. Как это было

На днях в нашей газете была завершена публикация воспоминаний И. Бабина о Шурминской МТС. И сразу же молодые наши читатели задали вопрос: а когда же появилась Уржумская МТС? Отвечаем.

Уржумская МТС начала существовать в 1936 году, имея на вооружении 36 тракторов СТЗ. А еще через некоторое время в МТС поступил десяток тяжелых гусеничных тракторов Челябинского тракторного завода – ЧТЗ. Они уже работали в зависимости от рельефа и почвы с 1-2 и 4-5корпусными плугами.

К этому времени на оснащение МТС поступают прицепные комбайны марки «Коммунар».

Но МТС тогда в основном занимались обработкой почвы и посевом. Из комплекса уборочных работ они производили обмолот урожая сложными молотилками, причем зачастую молотьба шла всю зиму. Комбайнов было мало, и они убирали очень незначительное количество зерновых.

Зона обслуживания Уржумской МТС в то время простиралась от Селенура и Хабазов до Буйского Перевоза. Почти каждая деревня тогда была колхозом, а в больших селениях (Русская Биляморь, Витля) было и по два колхоза. Поэтому каждая МТС обслуживала от 80 до 150 колхозов. Были и совсем карликовые колхозы, как, например, «Марс» (д. Опалиха), с земельной площадью в 21 гектар.

С ростом технической оснащенности МТС в 1940 году было решено организовать Лопьяльскую МТС. Она так же, как и другие машинно-тракторные станции, имела 30-40 колесных тракторов марки СХТЗ, несколько ЧТЗ, до десятка комбайнов «Коммунар» и 15-20 сложных молотилок.

Автомашин в то время было не густо. Основной машиной была бортовая полуторка, и тех было всего 3-5 по МТС. Горючее завозилось исключительно в бочках на лошадях (дед мой, Андрей Иванович, помню, уже в пятидесятых годах еще возил эту бочку и меня брал с собой).

Специалисты в большинстве случаев для передвижения не имели никаких транспортных средств: велосипедов в продаже не было, а о мотоциклах никто и не мечтал.

В 1946 году в Уржумской МТС насчитывалось 44 колесных трактора СХТЗ, 15 комбайнов «Коммунар» и два десятка сложных молотилок.

С восстановлением тракторных заводов, разрушенных войной, начала поступать новая техника – гусеничные тракторы HATИ, комбайны «Сталинец-6», затем дизельные тракторы ДТ-54 и самоходные комбайны марки С-4.

В начале 50-х годов перевооружение сельского хозяйства в районе заканчивается. I Созданная вновь Петровская МТС оснащается исключительно новой техникой: дизельными тракторами, самоходными комбайнами.

К этому времени MTС ведут уже не только обработку почвы, но и полностью весь комплекс работ, начиная от обработки почвы  и кончая уборкой и обмолотом. На МТС была возложена ответственность за все дела в колхозах. В ведении МТС находились все специалисты сельского хозяйства, начиная от механиков и кончая зоотехниками. Вот как это было еще совсем недавно. И без хлеба не сидели. И был он дешев…

Материал подготовил В. КАРПОВ.
Кировская искра. – 1997. – 21 янв. (№ 8). – С. 2.

 11 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>