Уржумская центральная библиотека

Если к делу прибавить талант

Онлайн-интервью с Владимиром Алексеевичем Кожевниковым –
хранителем Лопьяльского историко-краеведческого музея им. В.А. Васнецова,
человеком увлеченным, любящим родной край и свою Малую родину.

Владимир Алексеевич Кожевников

Владимир Алексеевич, нынешний 2023 год является знаменательным для музея и лично для Вас. 25 лет Вы работаете хранителем Лопьяльский историко-краеведческого музея имени В.М. Васнецова. Какие интересные и запоминающиеся, на Ваш взгляд, события произошли в жизни музея за эти четверть века?

Запоминающихся событий было, конечно, немало. Это и яркие, многолюдные районные праздники на лопьяльской земле «Васнецовская весна», «Васнецовские хороводы». Это встречи и знакомства с потомками рода Васнецовых, и многое другое.

Но сейчас мне хотелось бы рассказать несколько историй из обычной повседневной жизни музея. О запомнившихся чем-то встречах с посетителями.

… Вдруг подала звук дверь, и в музее в тишине раздались детские голоски:

– Здравствуйте.

Это снова пришли Майя и Альбина. Первым делом Майя спросила и показала рукой в сторону входа:

– А почему там живут муравьи?

– Не знаю. Где хотят, там и живут. У крыльца?

– Нет, – Майя задумалась немного, – там, у дерева, где горох растёт.

– Это акация.

Потом они рассказали про свои дни рождения. У Альбины будет через две недели, исполнится шесть лет. У Майи был весной, исполнилось семь.

Ушли по залам. Прибежали. У Майи сообщение:

– А я нашла на фотографиях своего пра-пра-не знаю-дедушку и пра-пра-пра… тоже дедушку. Пойдёмте, покажу.

– Да, это твой прапрадед, он погиб на Великой Отечественной войне. Его точно так же звали, как теперь твоего дедушку.

Она с трудом дотянулась до второй фотографии.

– Это твой прадед. Он вернулся с войны.

В зале В. М. Васнецова Альбина вскинула обе маленькие руки, показала на большую репродукцию, поделилась восторженно:

– Какая красота.

Это была «Русская Богоматерь» Васнецова во Владимирском соборе Киева.

Я показал на фотографии, как эта прекрасная и огромная фреска выглядит внутри храма.

– Вы подрастёте и обязательно побываете во Владимирском соборе.

Позвали в свой любимый зал. Здесь красивые алые шторы, резные гардины, макеты церквей, портреты родителей Виктора Васнецова, цветные фотографии, книги о русском православии.

Альбина увидела на книге рисунок ангела, сказала:

– А у нас на правом плече всегда ангел сидит, – и показала на правое плечико.

– Ангел-хранитель.

– Да! – Она рада, что её понимают и поддерживают. – А Бог для ангелов – мама… Как мама.

– А я знаю русский обычай, – сказала Майя и, подбирая слова, продолжила, – русские девочки и женщины приходят в церковь и молятся в церкви в длинных юбках и в платках.

– Это бог? – Альбина показала на фотографию росписи из алтаря Лопьяльской церкви.

– Нет. Это Иоанн Златоуст. Вот Бог.

Вверху над уголком комнаты Васнецовых две иконы.

– Как красиво… – восхитилась маленькая Альбина. – Это немного… это маломесячный Бог?

– Да, это маленький Иисус Христос на руках Богородицы.

На улице за это время стало темно, и прогремел гром. От входной двери раздался строгий голос. Это бабушка Альбины искала и нашла внучку. Послушным маленьким девочкам пришлось срочно отправляться домой, чтобы не попасть под грозу.

– Приходите завтра.

– За ними не заржавеет, – сказала бабушка Альбины.

В 2011 году во время митинга в селе в день Победы был случай. Глава администрации объявил минуту молчания. Звучала песня «Журавли». И в этой тишине сквозь песню раздались с неба, как благовест, голоса летящих на родину журавлей. Люди смотрели им вслед и тихонько смахивали слезинки. Потом в музее посетительница, донская казачка, увидела фотографию, прочитала стихотворение об этом и расплакалась.

Ещё помню слёзы молоденькой девушки, когда она услышала, глядя на фотографии фронтовиков, как много погибло на войне солдат с нашей стороны, двое из трёх не пришли домой.

Запомнился военный хирург из Москвы. Его притянула к себе картина Валерия Казакова «Перестройка». На ней просто умершая деревня, развалины дома, последний снег, журавлиный клин в голубом облачном небе и аллегорическая старушка в виде дальних зарослей, грустно прильнувшая щекой к родной земле.

Были и смешные случаи. Как-то мальчик, пытаясь разглядеть что-то, звонко и громко стукнулся лбом о стекло витрины. После короткой тишины раздался весёлый оглушительный смех целого класса маленьких экскурсантов, такой же замечательный детский смех, какой звучал здесь, когда музей ещё был школой.

Мальчик не смутился, и когда смех затих, объяснил:

– Вы бы тоже все враз стукнулись, если бы увидели такой маленький самовар.

Запомнилась с Васнецовского пленэра 2009 года супружеская пара художников Куликовских из Нижнего Новгорода и слова Нины Фёдоровны: «Это не глубинка, это прекрасная российская глубина».

Вот такие встречи врезались в память…

Лопьяльский музей им. В.М. Васнецова. с. Лопьял, ул. Школьная, 33.
Фото В. Кожевникова

В этом году художники нынешнего XVIII Всероссийского Васнецовского пленэра приезжали на родину Мастера всего на один день, но многое успели сделать. Их творческая программа была насыщенной?

10 августа 2023 г. Традиционное фото художников-участников 18 Васнецовского пленэра в с. Лопьял. Фото В. А. Кожевникова.

Была встреча с жителями, радушный прием и угощение блинами с медом. Было знакомство с селом и окрестностями, традиционная коллективная фотография на крыльце музея.

Встреча гостей. Фото В. А. Кожевникова.

Была интересная культурная программа. Яркий национальный колорит выступлений очень понравился гостям, и они выбрали время для поездки в деревню Толгозино, чтобы написать портреты марийских женщин в национальных костюмах.

Фото Елены Праздниковой со страницы «Уржум-Мари»

В этом году Россия отмечает 175 лет со дня рождения художника Виктора Михайловича Васнецова – уроженца села Лопьял Уржумского уезда. Сохранились ли в селе артефакты «васнецовского времени», помимо действующей Троицкой церкви, в которой в 1848 году крестили будущего живописца?

На одном из подлинных документов Лопьяльской церкви есть автограф Михаила Васильевича Васнецова.

По первой своей профессии Вы экономист. Что (или кто) повлиял на Ваше решение сменить сферу деятельности и стать музейным работником?

Повлияли объективные причины и сложившиеся обстоятельства: наш колхоз, самый большой в районе, в котором я работал экономистом, развалился. И Василий Васильевич Ширяев, создатель музея,  который уже был в преклонном возрасте, предложил занять его место. Я согласился и ни разу не пожалел об этом. У меня все же была склонность к этой работе. В студенческие годы я был посетителем краеведческого отдела Герценки, искал материал о нашем крае. Потом собирал старые предметы быта, помогал Василию Васильевичу в музее (в основном делал фотографии). Если на работе экономистом я ждал очередной отпуск, то на новой работе в отпуск идти не хотелось.

За годы работы в музее Вы изучили много материалов и исследований не только об истории рода Васнецовых, но и об истории своего села и окрестных деревень. Какими ценными сведениями пополнилась в последние годы содержательная часть экспозиции музея?

Сейчас в экспозиции отражены интересные сведения о прошлом населённых пунктов бывшей Пилинской волости (особенно подробные о починке Захарово, собранные П. Н. Кожевниковым). Есть информация о сельских советах и колхозах (имена, даты, некоторые факты деятельности), существовавших на территории современного Лопьяльского поселения. Представлены краеведческие работы лопьяльских школьников. Привлекают внимание посетителей фотографии, рассказы и сообщения о земляках – участниках Великой Отечественной войны. А недавно на стене Памяти появились сведения об Александре Кожевникове, выпускнике Лопьяльской школы, погибшем на Украине в сентябре 2022 года.

Можно сказать, что Ваша творческая жизнь проходит, в основном, в музее. Впечатляет «Книга отзывов» посетителей музея. Столько добрых и теплых слов! «Вы настоящий Хранитель», «Ваш музей согрет сердцем», «Прекрасная энергетика музея», «Удивительный храм старины», и т.д. Каким Вы видите будущее музея имени В.М. Васнецова?

Надеюсь, что наш краеведческий музей сохранится и его не постигнет участь небольших сельских музеев, закрытых в разное время по различным причинам. Как, например, краеведческий музей в старинном селе Шурма.

Вот еще один фрагмент из «Книги отзывов»: «Музею повезло: его возглавляет не только увлеченный, но и талантливый человек». Все посетители с восхищением отмечают Ваши фотоработы в экспозиции музея, выполненные с мастерством фотохудожника. Это картины местной природы, запечатленные в разное время года, фото-летопись жизни села, портреты односельчан и жанровые снимки, необычные явления и причуды природы. В Вашем творческом багаже несколько районных и областных персональных фотовыставок, звание лауреата Всероссийского фестиваля народного творчества РСФСР (1990).

Что больше всего любите фотографировать, Владимир Алексеевич?

Нравится фотографировать природу и людей. А больше всего – детей.

Вашей неуемной энергии можно позавидовать: плетение из проволоки, создание изделий из дерева, оригинальные подставки для цветов. Многое сделано в музее руками его хозяина. Какой еще вид декоративного творчества Вам хотелось бы освоить и усовершенствовать?

Об этом я уже не думаю. В том, что немного умею, есть простор для учёбы.

О том, что Вы пишете стихи и песни, не догадывались даже Ваши односельчане. Сейчас Ваши стихи появляются в местных литературно-художественных изданиях, например, в сборнике «Уржум». А в 2011 году в поэтический сборник-кассету восьми авторов под названием «Здесь, в Вятской глубинке» вошла и Ваша книга стихов «Это слово огромное – Родина».

С тех пор ведь было создано много новых хороших стихотворений и рассказов – на добротный сборник. Планируете ли Вы издать новую книгу?

Пока не в планах, а в мечтах: это было бы неплохо.

Ваш личный юбилей – это старт для будущих идей и свершений. Какие мечты и задумки Вы хотели бы осуществить в ближайшие годы?

В личном плане: хочу получить в подарок от жизни ещё одного внука. Или внучку.

В плане профессиональном: чтобы посетители, придя снова в музей, могли сказать: «Ваш музей стал ещё лучше».

О чем сожалеете Вы, вспоминая минувшие годы?

Сожалею об утраченном времени.

1.

Работа здесь моя,
Я жду сюда гостей,
Я поделюсь, любя,
Историей своей.

Пускай, не Колизей,
Пускай, не Эрмитаж,
Но он – родной музей,
Лопьяльский, сельский, наш.

Быть может, долго жить
Ему – и суждено
Меж временами быть
Связующим звеном,

Быть может, вдаль несёт
Труды счастливых лет.
Неправда это всё,
Что счастья в жизни нет.

2.

Домой придёшь в обед,
А на столе еда,
В окошках солнца свет
И чистенько всегда.

В глазах жены – привет,
В устах – подарок слов.
И много разных лет
Забота и любовь.

Расскажет – хорошо
В хозяйстве и вокруг
И выучил ещё
Какое слово внук.

А тёплый взгляд несёт
На всю на избу свет.
Неправда это всё,
Что счастья в жизни нет.

3.

Пилинские луга,
Пчелиный гул труда,
Цветочная река,
Озёрная вода.

Как Эверест, клубят
Чертоги облаков,
И в озере парят
Сиянья их снегов.

Цветочек девясил
Головкой золотой
Тот нерв разбередил,
Спаявшийся с Землёй.

Как будто бы костёр,
Горит восторга свет.
Неправда это всё,
Что счастья в жизни нет.

Владимир Алексеевич, благодарим Вас за интервью! Поздравляем Вас с юбилеем и желаем дальнейших творческих удач и находок!

Материал подготовлен сотрудниками сектора краеведения Уржумской центральной библиотеки

 305 total views,  3 views today

 
Яндекс.Метрика /body>