Заметки краеведа
Самым интересным явлением в учебном мире в 1883 году был уездный учительский съезд.
(Первый учительский съезд в г. Уржуме состоялся в 1870 году).
Прежде чем указать, насколько этот съезд принес пользу школьному делу, необходимо коснуться истории, предшествовавшей фактическому его открытию.
Вопрос об устройстве съезда учителей в г. Уржуме был возбужден земским собранием в 1882 году. Исполняя постановление земского собрания, управа от 3 апреля (даты по старому стилю) 1883 года обратилась с ходатайством к попечителю Казанского учебного округа о разрешении открыть в г. Уржуме съезд учителей начальных училищ сроком на две недели, начиная с 13 июля, под руководством и наблюдением инспектора училищ А. Макарова. О таком ходатайстве Уржумского земства попечитель уведомил директора училищ Вятской губернии, который, в свою очередь, передал этот вопрос на заключение А. Макарова.
Рассчитав, что к указанному сроку для открытия съезда вопрос не вырешится, А. Макаров вместе с представлением своего заключения принужден был отложить устройство съезда до 15 августа, что было им сделано по соглашению с земской управой.
Затем предложением от 13 июля от А. Макарова была потребована программа, а окончательное разрешение об устройстве съезда было получено А. Макаровым уже 11 августа, т. е. за три дня до его открытия. Само собой разумеется, что в эти три дня А. Макаров не имел возможности ознакомить преподавателей с программой предстоящих на съезде занятий, вследствие чего им пришлось обсуждать предлагаемые на съезде вопросы без предварительной подготовки.
На учительский съезд были приглашены одни только преподаватели и представительницы начальных училищ, числом не более 50 лиц, которым и были посланы управой подводные на проезд билеты, между тем при самом открытии съезда присутствовало уже 59 человек, а при дальнейших занятиях число учительского персонала простиралось до 80 лиц, так как кроме приглашенных, наставников на съезд прибыло и большинство их помощников и помощниц, хотя последние не рассчитывали на получение от земства какой-либо субсидии, руководствуясь сильным желанием быть на учительском съезде. Одно это уже показывает, какую ценность имели учительские съезды в глазах просветителей юношества.
Что касается самого состава учительского съезда, то большинство его членов, как только начинающих свою педагогическую деятельность, не решалось высказывать своих взглядов, особенно в первые дни занятий, и ограничивалось пассивной ролью свидетелей. Решительное же влияние на обсуждение того или другого вопроса принадлежало более опытным преподавателям и тем членам съезда, которые пользовались относительно большим образовательным цензом.
Из числа вопросов, рассмотренных на учительском съезде, более других заслуживал внимания вопрос об устройстве воскресных занятий с окончившими курс учениками. Преподаватели выразили искреннее желание посвятить на это дело свой труд и силы и путем чтения и бесед поддержать связь между школой и окончившими в ней курс учениками. С этой целью на учительском съезде была намечена и примерная программа, приблизительно указывающая, в чем должны состоять воскресные занятия, а также составлен список тех учебных пособий, которые признаны необходимыми.
Однако устройство с окончившими курс учениками вечерних занятий съезд признал неудобным, мотивируя это тем, что при школьных занятиях, особенно в зимнее время, учителю не представляется никакой возможности вечером снова открывать занятия, так как, во-первых, уроки обыкновенно оканчиваются довольно поздно, во-вторых, преподаватель после пяти уроков настолько чувствует себя утомленным, что ему необходимо иметь достаточно времени для отдыха, в-третьих, вечернее время учителю служит для приготовления к урокам следующего дня; наконец, каждому преподавателю необходимо иметь в запасе сколько-нибудь свободного времени для своих личных занятий.
Вопрос о дополнительных занятиях, между прочим, остановил внимание преподавателей на устройстве подвижного музея. Съезд признал такое устройство крайне желательным и необходимым.
Съезд рассмотрел также вопросы об увеличении в школах числа обучающихся девочек, об открытии особых женских училищ, об улучшении училищ в гигиеническом отношении.
Кстати, секретарем на первое заседание съезда был избран учитель Шурминского двухклассного училища А. М. Васнецов (брат знаменитых русских художников В. М. и А. М. Васнецовых), «как лицо уже бывалое на учительских съездах и потому освоившееся с характером дела».
А. М. Васнецов выразил желание познакомить съезд со способом обучения черчению и согласно желанию съезда указал план занятий по этому предмету. Этот план съезд признал удобоисполнительным в начальной школе.
Кировская искра. – 1979. – 27 янв. (№ 12). – С. 4.
428 total views, 1 views today