Уржумская центральная библиотека

В. Карпов. Уржум.

Впервые Уржум упоминается в документах в 1554 году. Центр одноименного района. Расположен в южной части области на р. Уржумке (притоке р. Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров – Вятские Поляны, расстояние по ней до г. Кирова – около 180 км, до ближайшей железнодорожной станции Вятские Поляны – около 160 км, до пристани Цепочкино на р. Вятке – 12 км.

О том, что на месте нынешнего города люди жили с глубокой древности, говорят археологические находки. Так, поясная женская пряжка, найденная в погребении, обнаруженном при строительстве детского комбината в 1965 году, датируется II-I вв. до н.э. Первое упоминание об Уржуме в русских летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой «черемисской войны» 1553-1557 годов, когда русские воеводы, после присоединения к России Казанского ханства, подавляли восставших марийцев. Как сообщает летопись, «а война их была от Казани и по Каму, а от Волги на Ошит и за Оржум и под Вятские волости». Это известие относится к 1554 г.

Упоминает Уржум и участник этих походов князь Курбский в своей «Истории о великом князе Московском». По мнению профессора А. В. Эммаусского, Уржум, упоминаемый в этих сообщениях, был марийским племенным городком. А историк А. Савич писал, что вятские мари сохранили очень отчетливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. Не этим ли объясняется столь широкое распространение географического названия «Уржум» на территории расселения мари и даже за ее пределами? (По этимологическому словарю марийского языка Ф. И. Гордеева, поселения, носящие подобное имя, встречаются, кроме как в МарийЭл, также в Башкирии, Удмуртии, Кировской, Костромской, Архангельской и Ульяновской областях, причем в Костромской области д. Уржуново отмечена уже в 1592 г.).

Что же означает загадочное слово Уржум? Общепринятый перевод с марийского – это «белку видел». Но вот профессор И. С. Галкин считает, что слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно «лесная речка», то есть город назван по реке. Спорным является вопрос о том, когда же Уржум стал русским городом. Так, если профессор А. В. Эммаусский вслед за первым вятским историком А. Вештомовым считал, что это событие произошло в 1584 году, как и написано во всех справочниках и энциклопедиях, то профессор А. Зимин писал, что дата 1584 г. ошибочна, а поставлен Уржум в 1594-95 годах; об этом прямо говорится в малоизвестной летописи, писанной старцем Тихоном Казанцем и опубликованной академиком Я. М. Тихомировым в 1940 году. И в разрядной книге впервые отмечено, что «в новом Уржумском городе голова Семейка Еропкин» числился именно в 1594 г.

Автор этих строк нашел в актах бывшего Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, любопытное известие. Оказывается, упомянутого в казенном документе Семейку Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцы при опросе в 1648 г. назвали основателями города: «Как де поставили город Уржум воевода Владимир Головин да Семен Яропкин…»

Первым уржумским воеводой, по разрядным книгам, в 1602 году значится В. П. Головин, родственник основателя города. Около 10 лет он был воеводой в Царевококшайске, поставил г. Верхотурье – ворота в Сибирь, затем руководил починкой дороги между Соликамском и Верхотурьем. Судьба его переменилась в 1605 году, когда самозванец Лжедмитрий вызвал его вместе с братом Иваном в Москву и произвел в окольничие. В. Шуйский, став царем, назначил Головина казначеем и пожаловал боярским чином. Женат Василий Петрович был на дочери боярина Сабурова, племяннице первой жены Ивана Грозного Анастасии. Его дочь была замужем за знаменитым воеводой смутного времени князем М. Скопиным-Шуйским, смерть которого историки называют неожиданной и загадочной.

В смутное время военные действия не коснулись Уржума, хотя, например, уржумский стрелец Максим Сальцов упоминаемся в исторических документах в числе главарей котельничан, восставших против царя В. Шуйского. В 1611 г. уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы В. Морозова, в 1612 г. – в нижегородском ополчении Минина и Пожарского. С этого времени город на Уржумке все чаще встречается в грамотах и актах. В 1614 г. впервые упоминается Уржумский караул (таможенная застава). В 1633 г. уржумские стрельцы участвовали в неудачных боях с поляками под Смоленском. В дальнейшем они служили и на Дону, и в полку известного в то время воеводы князя Ф. Ф. Волконского.

Пограничный характер понизового города (казанского пригорода) Уржума, писал А. В. Эммаусский, заставлял правительство держать в нем сравнительно крупный отряд войск. Так, в 1625 г. при воеводе Г. Хотунском в Уржуме находился конный отряд служилых дворян до 20 человек, а также крупный по тому времени отряд стрельцов в 200 человек, отряд солдат нового строя до 65 человек и отряд служилых людей – новокрещенов, главным образом марийцев, – около 70 человек. Всего в Уржуме, таким образом, войск было свыше 150 человек, то есть больше, чем самих жителей в посаде.

Интересен служилый состав города при воеводе Кирикрейском (1631 г.), где наряду с 14 детьми боярскими называются 49 человек «литвы, и немец, и черкас, и выходцев». Упоминаются здесь три пушкаря, три толмача, а также воротники (сторожа у ворот крепости) и кузнец. На посаде была Воскресенская церковь, в которой служили два попа и пономарь, они владели д. Сардой на речке Сарде. Все служилые военные люди получали государево жалованье, а некоторые дети боярские (Мачехины, Голохвастовы и др.) и новокрещены – еще поместья и земли за службу. Стрельцам давались земельные наделы по возможности вблизи города. Так, стрельцы Пашка Дюков «с братией» владели «поляной за Сиком речкою», и сейчас на том месте д. Дюково. Посадские люди и стрельцы занимались ремеслами, торговлей, а также скотоводством и хлебопашеством. Пашни и сенокосы посадские люди брали на оброк и аренду у воевод и земских старост, а выгоны имелись на земле около города. В поминальной книге «Синодик Уржумского Троицкого собора» конца XVII в. в числе других упоминаются уржумские и казанские посадские два садовника, иконописец и иконник (пишущий и продающий иконы) торговый человек москвитин и даже представители крупного московского купечества – именитый гость Шустов и два купца гостиной сотни.

В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах, например, в атласе Ф. де Вита, выпущенном в Амстердаме. В административном отношении со дня основания Уржум с уездом входил в состав Казанского края, подчиняясь приказу Казанского дворца. По городской реформе 1708 г. он был отнесен к Казанской губернии.

При образовании Вятского наместничества в 1780 г. город был передан этому наместничеству, преобразованному в 1797 г. в губернию. В 1781 г. был утвержден герб города (в голубом поле дикий гусь). Известный путешественник капитан Н. П. Рычков, посетивший Уржум в 1770 году, писал:

«В Уржуме три каменных церкви, до 300 обывательских домов и несколько лавок, в которых продают разную крестьянскую рухлядь. Жители его – пахотные, солдаты, черносошные купцы и часть инвалидной команды, поселенной слободкой на полуденном конце города. В Уржуме существует воеводское правление, которому подведомственно 12 тысяч душ русских ясашных крестьян и марийцев».

По данным 4-й ревизии 1782 г., Уржум насчитывал 774 жителя, в т.ч. 25 купцов, 13 из них были из крестьян. В городе начинает развиваться местная промышленность – появляются небольшие заводы по обработке местного сырья. В 1782 г. здесь возник первый в этом крае лесопильный завод.

Уржумский предприниматель Терентий Полстовалов с братом Андреем закупали дрова, строевой и крупный лес и отправляли в Астрахань. На своем кожевенном заводе он выделывал красную и черную юфть, которую отправлял для продажи в Оренбург. Откуп вина держал коломенский именитый гражданин И. Метанинов.

Перед реформой 1861 года в Уржуме было уже около двух тысяч жителей. На плане 1856 г. показаны 17 улиц и 4 переулка. Мещане и крестьяне занимались разведением скота, сеяли рожь и овес на городской пашенной земле, отдаваемой с югов по участкам. В Уржумке вылавливали до 100 пудов рыбы в год. Насчитывалось до 300 ремесленников и промышленников, из них 190 мастеров, 50 рабочих и 60 учеников. Больше всего было лиц, изготавливавших одежду и обувь, а также продукты. Имелось 20 извозчиков и 22 бурлака. Торговля шла в лавках и ларьках, по воскресеньям и в праздничные дни на площадях устраивались базары.

После отмены крепостного права в городе возникает целый ряд небольших заводов с примитивной техникой и тяжелым ручным трудом. В начале XX века в Уржуме было два кожевенных, казенный водочный, мыловаренный, лесопильный заводы, валяно-сапожное заведение и мельница. Уржумские лесопромышленники наживали миллионные состояния на вырубке леса в громадных лесных дачах, его сплаве. Торговля значительно оживлялась во время базаров и на Белорецкой ярмарке. Предметами торговли были мануфактура, бакалейные и колониальные товары, вина, кожа, меха, шерсть, куделя, мука, хлеб и кустарные изделия. А с пристаней по р. Уржумке отправлялись сотни пудов зерна, муки, крупы и льняного семени в Рыбинск, Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород. Из Рыбинска часть уржумского хлеба отправлялась в Архангельск для экспорта за границу.

В географии Вятской губернии Уржум начала XX века описывается так: «В городе пять церквей. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики, длинные дощатые заборы, а то и плетни, пустынные улицы, заросшие травой. Вдоль берега речки Уржумки длинной узкой полосой тянется жиденькие общественный садик» (открыт в 1868 г.).

Несколько слов об архитектуре. В 1647 г. в Уржуме был выстроена деревянная крепость, окруженная валом и рвом. К концу XVIII века эта крепость обветшала и сгнила. Сохранился лишь вал, который был нанесен на план города в 1784 г.

По свидетельству краеведа Н. Б. Пентиной, каменных построек XVIII в. в городе не сохранилось. Самой древней постройкой этого века был собор на площади недалеко от реки. Ныне здесь городской сад. Этот собор разобрали в 1810-11 годах, вместо него в 1811-22 годах был выстроен другой, в дальнейшем уступивший место третьему – новому – Троицкому собору (освящен в 1900 г.; главным строителем был купец С. И. Стародубцев).

Самым древним каменным зданием в городе является колокольня начала XIX в. перед Троицким собором. Точные даты постройки имеют еще два здания первой половины XIX в. – это бывшие Казанская и Воскресенской церкви.

Казанская церковь (в ней до настоящего времени размещается  райпищекомбинат) была центром нижней части города. Построенная в 1835 г., когда классицизм уже уступил место другим веяниям в архитектуре, она все же имела еще черты, характерные для этого направления. К сожалению, детали ныне не сохранились. В разработке проекта этой церкви участвовали архитекторы Петербургской комиссии проектов и смет А. Мельников и Висконти-второй, которыми была использована работа И. Шарлеманя «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 г. издания.

Воскресенская церковь (ныне торговый центр «Воскресенский) перестраивалась в 1845 г. и в 1950-е годы. От ее прежнего облика остались трехчастная апсида с востока и часть крыльца с запада, а стены здания уже не дают представления о том, как они выглядели 100 лет тому назад.

Строительство каменных гражданских сооружений в первой половине XIX в. шло медленно. Первый каменный жилой дом был построен в 1815 году. Был он очень маленький, всего три окна на улицу. Для купечества и жителей, имевших капитал, для каменного строительства были отведены кварталы но Воскресенской (ныне Советской) улице вблизи собора.

Старые дома в Уржуме разбросаны и каждый по-своему интересен, особенно этим отличается улица Советская. Она застроена каменными домами в основном во второй половине XIX в. и первом десятилетии XX в., и по существу является ансамблем, характеризующим творчество вятских архитекторов. Оригинален дом Л. П. Матвеева со львами на воротах, построенный в конце 1840-х или вначале 1850-х гг., который несет отзвуки классического стиля: на втором этаже оба фасада украшают четыре полуколонны на рустованных опорах, над окнами есть небольшие карнизы. Угол дома, выходящий на улицу Советскую, закруглен и украшен балконом. Хозяин этого дома редко жил в нем, для него было оставлено несколько комнат. Низ дома был отдан под квартиры, а вверху после 1900 г. помещались младшие классы гимназии, а еще ранее – прогимназии (теперь здание занимает интернат Уржумской гимназии).

Вписались в улицы города и характерны для него здания нынешней Уржумской гимназии (бывшего реального училища, а затем – средней школы № 1 им. В. И. Ленина) и больничного комплекса в северной части ул. Советской – бывшее помещение земской управы. Характерной их особенностью является выполнение стен из неоштукатуренного кирпича, – стиль, который распространился в России в конце прошлого века и имел большое практическое значение для земских учреждений; здания не требовали частых ремонтов.

Памятные доски на здании Уржумской гимназии напоминают об известных выпускниках: здесь с 1913 по 1920 год учился выдающийся советский поэт Н. А. Заболоцкий, а в 1938-1941 годах – Герой Советского Союза Л. И. Рокин. В годы Великой Отечественной войны здесь был эвакогоспиталь, о чем также напоминает памятная доска.

Историческими местами города являются здания, связанные с жизнью революционера С. М. Кирова. Памятные доски установлены на мемориальном доме-музее, на здании бывшего приюта, на зданиях приходского и городского училищ, на домах, где жили политссыльные, с которыми в юности встречался С. Костриков. Эти дома расположены по адресам: ул. Кирова, 70; ул. Советская, 1; ул. Советская, 20; ул. Кирова, 69; ул. Елкина, 24 (дом Симахина); ул. Кирова, 104 (дом Курочкиной).

В саду музея С. М. Кирова сохранилась баня Самарцевых, где С. Костриков и А. Самарцев печатали на гектографе листовки. В этом саду установлен скульптурный памятник «Юный Киров за печатанием листовок» – лучшая работа талантливого уржумского скульптора А. В. Винокуровой, демонстрировавшаяся в 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Напротив музея и средней школы № 3 до 1986 года возвышался памятник С. М. Кирову работы ленинградского скульптора З. М. Виленского, а сейчас – памятник, изготовленный на ленинградском заводе «Монументскульптура» по проекту ленинградского скульптора Б. А. Пленкина и кировского архитектора И. М. Синицы.

По генеральному плану развития города до 2010 г., разработанному группой специалистов института «Кировгипрогорсельстрой», определена историческая часть города, которую предстоит реставрировать и сохранять как памятник истории и культуры. Выделена зона ограниченной застройки, в которой строительство будет вестись лишь выборочно за счет сноса ветхих, полностью изношенных зданий. Определены зоны перспективной, в основном жилищной застройки, зоны развития промышленных предприятий, отдыха и досуга людей, в центре которых будет находиться городской парк. В перспективе эту зону предполагается расширить вдоль реки Уржумки, вверх и вниз по течению, за счет частичного сноса старых и ветхих строений и благоустройства набережной.

Известный краевед Е. Д. Петряев писал, что, пожалуй, ни в одном из городов нашей области не было таких давних и прочных культурных традиций, как в Уржуме. Действительно, еще древние марийцы слагали песни о своих героях – лужавуйах, переложенные впоследствии в своеобразные обрядовые молитвы, переходившие из поколения в поколение.

Культурными людьми были основатель города и первый воевода Головин, сосланный в 1627 году подьячий Посольского приказа А. Шахов. Уржумский дворянин С. Д. Голохвастов участвовал в работе земского собора в 1648-49 годах. В эти годы известны имена уржумских грамотеев подьячих съезжей избы И. Воронина и В. Федорова, площадного подьячего Ф. Некрасова таможенного подьячего Б. Тотмешша, попов Воскресснской церкви Евстигнея и Михаила Ивановых. Кстати, духовные пастыри вплоть до XIX в. обучали грамоте и своих детей, и детей прихожан.

Культурные традиции в городе продолжали развиваться в начале XIX века. Здесь, например, выписывали журнал «Иртыш, превращающийся в «Иппокрену»» – первенец сибирской журналистики, другие издания. Своеобразным культурным центром города был дом семьи приехавшего на службу в Россию голландца из беглых французских гугенотов Исайя Депрейса, в дальнейшем состоявшей в дальнем родстве с семьей Л. Н. Толстого. Свою лепту внесли в развитие культуры и жившие в городе военнопленные Отечественной войны 1812 года – офицеры – французы и итальянцы.

В 1808 г. в семье уржумского священника родился И.А. Раевич – автор двух книг стихов и прозы. Оценку его последней книги дал великий русский критик В. Г. Белинский, именно в этой рецензии впервые высказавший волновавшую его тогда философскую идею о разумной действительности. B петербургском доме Н. И. Греча, у которого И. А. Раевич состоял секретарем, ему довелось встречать и слушать и Глинку, и Пушкина. Мечтавший о лучшей доле для «господских людей», он кончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.

В семье священника родился в 1835 г. А. И. Верещагин – крупный исследователь Вятского края. В этом же 1835 году в Уржуме было открыто приходское одноклассное училище. Четырьмя годами позже в Уржуме открывается уездное трехклассное училище, дом для которого пожертвовал купец Н. Матвеев, ранее даровавший пять тысяч рублей на строительство Вятской гимназии. Русский язык в училище преподавал Н. К. Кант, окончивший Казанский университет

Уездным врачом в Уржуме работал в то время К. И. Доброходов, написавший «Медико-топографическое описание Вятской губернии», в том числе и Уржумского уезда.

В 1850 г. Уржум посетил М. Е. Салтыков – чиновник для особых поручений при вятском губернаторе. В городской тюрьме он выслушал горячую исповедь врача-литератора И. В. Георгиевского, который в какой-то мере послужил великому писателю прототипом Перегоренского в его знаменитых «Губернских очерках».

Первые годы после отмены крепостного права. В обществе оживление и надежды. В Уржуме появились первые уличные фонари. Отмечается столетие со дня смерти Ломоносова. Местные театралы поставили четыре водевиля и комедию А. Островского «Не в свои сани не садись». В доме купца Матвеева состоялось первое заседание Уржумской земской управы. С первых шагов своей деятельности уржумское земство стало внимательно относиться к вопросам народного образования, за что было отмечено Московским обществом сельского хозяйства серебряной медалью.

Первые земские больницы, врачи в них – цвет тогдашней интеллигенции: подвижники, просветители, революционеры. Борясь с тифом, умер на своем посту А. С. Драверт – дядя известного советского академика и поэта П. Л. Драверта. Верным делу отца стал сын – С. А. Драверт, родившийся в Уржуме. Он оставил о себе память как о выдающемся хирурге и педагоге, создавшем в Кировской области целую школу врачей-гинекологов. Смерть от тифа постигла и молодого врача, отца известного уржумского краеведа Н. Н. Арбузовой Н. С. Арбузова. Умер после тюрьмы «нечаевец» врач В. А. Спасский. Его брат – врач П. А. Спасский положил начало известной уржумской семье Спасских, из которой вышли врачи, музыканты, педагоги.

Более 33 тысяч операций сделал за 53 года работы в Уржуме хирург В. В. Самборский. По стопам отца пошла его дочь Наталья Васильевна, а сын Игорь Васильевич, окончивший Ленинградский химико-технологический институт, стал автором многочисленных научных трудов и изобретений. Патенты ему выданы в Англии и ФРГ.

В 1868 г. в земстве начал службу агроном и статистик, автор «Исследования экономического быта населения Северной части Вятской губернии» В. Я. Заволжский. В этом году в уезде была организована земская почта, в обращении появились марки этой почты с гербом Уржума.

На следующий год в городе появилась настоящая книжная торговля. Земские деятели Л. П. Матвеев и А. А. Чернов объединили свои книжные собрания и добились разрешения на открытие библиотеки-читальни. Дело пошло успешно. Это встревожило боявшихся вольнодумства отцов города, и библиотеку закрыли.

В 1872 году в Уржуме открылся склад для продажи книг, один из первых в России. Наряду с произведениями классиков русской литературы в нем была и «Азбука-копейка» известного просветителя и книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова, отбывавшего в это время ссылку в Вятке. Книга получила почетный отзыв на Венской всемирной выставке, но царские власти увидели в ней подкоп под основы религии и изъяли из школ и народных библиотек. При складе была открыта публичная учительская библиотека.

В 1877 г. в Петербурге вышел первый номер журнала «Вятская незабудка», изданного Ф. Ф. Павленковым. В нем, по мнению профессора КГПИ Н. П. Изергиной, принимали участие и уржумцы – друг Павленкова В. Я. Заволжский, секретарь уездной земской управы Н. И. Вершинин и поэт-самородок из с. Лопьяла – родины Николая Михайловича и Виктора Михайловича Васнецовых – А. П. Грудцын.

В конце XIX – начале XX века в Уржуме и пригородных селах и деревнях родились академик, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии А. Д. Сперанский; профессора Ленинградского университета братья Г. Е. и С. Е. Рудашевские; историк С. В. Токарев; ученый-химик, нывший ректор КГПИ и Кировского политехнического института П. З. Мосунов; член-корреспондент АН БССР И. И. Саломатов; заведующий кафедрой Московского энергетического института, автор «Краткого учебника химии» для технических вузов С. Я. Стародубцев; кандидат сельскохозяйственных наук, выведший породу свиней «Уржумская белая» М. Н. Лапшин; скульптор А. В. Винокурова; мастерица дымковской игрушки, лауреат Государственной премии РСФСР З. В. Пенкина; дважды лауреат Государственной премии I степени А. Л. Климов.

В разное время в Уржуме жили: первая учительница музыки П. И. Чайковского М. М. Пальчикова-Логинова; известный книгоиздатель А. П. Чарушин; один из организаторов «Вятского книгоиздательского товарищества» Н. П. Ложкин; директор Вятской публичной библиотеки А. П. Луппов; известный советский певец А. В. Новиков; учитель А. С. Грина, знавший А. М. Горького в его молодые годы И. С. Деренков; поэты П. Н. Второв, И. И. Павлов-Рыдаев; первый редактор журнала «Крокодил» К. С. Еремеев; классик белорусской поэзии В. А. Жилка; поэт-сатирик, журналист и художник Е. П. Замятин. Уржумское реальное училище окончил выдающийся советский поэт Н. А. Заболоцкий. После окончания педучилища начал трудовую деятельность в редакции районной газеты «Кировская искра» поэт, лауреат Государственной премии имени Горького Л. В. Решетников.

Значительными событиями культурной жизни города советского периода стали создание в 1924 году краеведческого музея при участии Н. А. Заболоцкого [прим. –Уржумский краеведческий музей открыт при содействии Алексея Агафоновича Заболотского, отца поэта Н. А. Заболоцкого] и открытие в 1935 году дома-музея С. М. Кирова. С 1919 по 1922 год в Уржуме действовала профессиональная оперная труппа под руководством выпускника Московской консерватории А. В. Новикова.

В 1935 году под руководством артистов Московского театра имени Вахтангова организовался Уржумский колхозный театр (2-й областной колхозный театр). За период своего существования с 1935 по 1952 годы театр осуществил полторы сотни постановок, сыграл около четырех тысяч спектаклей, обслужил не менее полутора миллионов зрителей, выступал почти на всех районных сценах Кировской области, бывал неоднократно в Удмуртской и Марийской автономных республиках.

После февральской революции в Уржуме стала выходить «Уржумская крестьянская газета». Помимо нее в 1917 году вышло 17 номеров «Известий Уржумского исполнительного комитета». После установления советской власти в Уржуме появилась газета «Голос народа» – орган Уржумского уездного Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. В 1919 г. было выпущено 35 номеров «Известий Уржумского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» и несколько номеров листка «Неделя просвещения». С 1920 по 1926 гг. выходила газета «Красный пахарь» – орган Уржумского укома РКП (б), исполкома и упрофбюро. 1 сентября 1930 г. вышел первый номер районной газеты «За коллективизацию». А 22 августа 1935 г. читатели вместо газеты «За коллективизацию» получили газету под названием «Кировская искра», которая выходит в Уржуме до настоящего времени.

 

Основные даты.

1554 г. – первое упоминание в летописи об Уржуме.

1584 г – Уржум становится русской крепостью.

1611-1612 гг. – уржумцы участвуют в ополчении против поляков.

1708 г. – Уржум включен в состав Казанской губернии.

1780 г. – Уржум передан Вятскому наместничеству

1781 г. – утвержден герб Уржума

1782 г. – в Уржуме появилось первое промышленное предприятие – лесопильный завод.

1835 г. – построена Казанская церковь. Родился историк А. С. Верещагин, открыто приходское одноклассное училище.

1839 г. – открылось уездное трехклассное училище.

1845 г. – построена Воскресенская церковь.

1850 г. – Уржум посетил М. Е. Салтыков, чиновник для особых поручений при вятском губернаторе.

1871 г. – открылась женская прогимназия.

1886-1904 гг. – в Уржуме жил С. М. Костриков (Киров)

1913-1920 гг. – в Уржуме жил выдающийся русский поэт Н. А. Заболоцкий.

1917 г. – стала выходить «Уржумская крестьянская газета».

1924 г. – открылся краеведческий музей.

1935 г. – открылся дом-музей С. М. Кирова.

Энциклопедия земли вятской. Т. 1. Города. – Киров, 1994. – С. 217-231.

 482 total views,  3 views today

 
Яндекс.Метрика /body>