Уржумская центральная библиотека

А. Ф. Петрушин. Тюм-Тюм – певучий родник. Кн. 2. Предисловие

Сколько лет Тюм-Тюму? Вопрос остается открытым. Я думаю: 1700 лет. Это самая старая деревня в Кировской области. Почему так думаю? Да потому что в деревне Кировской археологической экспедицией раскопан могильник III века. Значит,  в то время люди уже жили и никуда не уезжали. Жили и хоронили своих предков. А были это  азелинские племена, предки марийцев. А рядом с могильником было и селище, которое пока не раскопано. В русской летописи деревня значится с 1482 года. В 2012 году отмечали 530 лет со дня вхождения ее  в русскую летопись.

Еще одна версия появилась на счет названия деревни Тюм-Тюм (Тум-Тум). Оказывается слово «Тум» с марийского переводится как «чодыра» (лес, глушь, непроходимый лес). Действительно, 2000-1000 лет назад на месте деревни был непроходимый лес, состоящий, в основном, из дуба. По рассказам М. Н. Тимофеевой (1935) еще в 18 веке на месте улицы Новики был глухой лес, и ее прадед Тихон Андриянович Тимофеев охотился там на медведей.

В 2011 году в районную библиотеку г. Уржума поступила книга С. В. Ошибкиной «Вятские древности: могильник Тюм-Тюм III-IV вв. Материалы охранных исследований» (Т. 13. – М.: Институт археологии РАН, 2010 г.). После поступления книги в библиотеку в районной газете «Кировская искра» появилась статья А. Иконникова «В Тюм-Тюме от гуннов спасались сарматы». Именно с  этой статьи я и начинаю свою вторую книгу.

Третью часть книги я назвал: «О чем молчали архивы и старожилы?». Здесь на суд читателей предоставляю материалы из Уржумского районного и своего личного архива, а также свои исследовательские работы по рассказам старожилов деревни. Материалы, в основном, нигде не печатались.

Моя родная деревня Тюм-Тюм, корни которой уходят вглубь II тысячелетия до нашей эры, – одна из самых старых деревень Кировской области. Она издавна привлекала исследователей, ученых, писателей. Всех интересовали быт, традиции и одежда жителей деревни. Большой интерес вызывал фольклор. В  1927 г. в деревне побывал ученый-фольклорист В. М. Васильев и собирал частушки жителей деревни. В 1929 году в деревне побывал ученый – археолог О. Н. Бадер. В 1935 году побывала экспедиция  из г. Йошкар-Олы под руководством ученого – фольклориста К. А. Четкарева, 1952 г. – экспедиция  МарНИИ под  руководством А. Асылбаева. В составе этой экспедиции был и ученый-фолклорист К. А. Смирнов.

В 1959 году была еще одна экспедиция из г. Йошкар-Олы под руководством ученого-фольклориста В. А. Акцорина, который так же записал много частушек  у жителей деревни. С 1970 по 1974 гг. работала экспедиция Вятского института Археологии АН СССР под руководством С. В. Ошибкиной. В 1989 г. под руководством А. Е. Китикова, доктора филологических наук, был снят фильм о д. Тюм-Тюм. В 1991 г. приезжали гости из Финляндии – Ханту-Хелин, поэт, литератор и Рихо Грюнталь, литератор и языковед, аспирант Хельсинского университета. В 1994 г., опять же из Финляндии, приезжала Ильдико Лехтинен, доктор философских наук, председатель  общества М. А. Кастрен вместе с Т. Л. Молотовой, научным сотрудником МарНИИ. В 2000 г. приезжал лорд Девис Кристофер Льюис из Англии.

В  2009 г. приезжали студенты из Московского государственного университета.  Их путь продолжила К. А. Гаврилова, младший научный сотрудник факультета филологии и искусства Санкт-Петербургского университета, аспирантка Европейского университета в Санкт-Петербурге. Тема ее диссертации «Историческая память современной марийской деревни». Отвечая на мой вопрос: что же Вас заставило взять темой диссертации марийские деревни? – Она сказала:

«Просматривая отчеты археологических экспедиций в г. Кирове, часто сталкивалась с материалами, рассказывающими о народе мари. Меня этот народ заинтересовал. И чем больше я работала в этом направлении, тем больше появлялся  интерес».

После этого Ксения Андреевна побывала в деревне в 2010 г. и жила две недели, в 2011 г. она беседовала с жителями деревни, записывала фольклорные тексты, интересовалась костюмами. Побывала на традиционном празднике 9-я пятница, на молениях в священной роще. В 2013 году она на «отлично» защитила свою диссертацию. В августе 2015 года снова приезжали студенты и аспиранты Московского государственного университета.  Руководитель – сотрудник исторического факультета, кандидат исторических наук В. П. Богданов. «Это была комплексная экспедиция по изучению культуры мари в условиях русского окружения», – сказала аспирант МГУ, сотрудник кафедры этнологии А. Е. Солдатова.

 54 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>