Уржумская центральная библиотека

«Я только Русью и жил»

…Поздним мартовским утром 1878 года с Петербургского вокзала Москвы ехали прибывшие в первопрестольную столицу молодожены: тридцатилетний Виктор Михайлович Васнецов и его жена Александра Владимировна. Молодой художник вглядывался в московские улицы, сравнивал их с вятскими и петербургскими улицами, которые оставил навсегда. Москва его поразила! Васнецов явно ощутил, что он, наконец, «дома». Этот город он не разлюбит до конца своей жизни, здесь сумеет воплотить все свои замыслы. Талантливого художника гостеприимно принимали в домах московских меценатов С. И. Мамонтова и П. М. Третьякова – владельца собрания картин. Здесь собирался весь цвет московской интеллигенции. Он вызывал у всех чувство симпатии – высокий блондин с летящей походкой, глубокая натура, благородный, много работавший над собой человек с поэтической душой. Васнецова завораживали музыкальные вечера в доме Третьякова, он «жаждал звуков для возбуждения фантазии и вдохновения». Художник всегда мечтал, чтобы в его картинах чувствовалась музыка, чтобы они звучали! Творческое воображение Васнецова волновали теперь многочисленные сюжеты из отечественной истории, ставшие лейтмотивом всей его долгой творческой жизни.

Историческая и былинно-сказочная тема на картинах В. М. Васнецова в коллекции открыток Натальи Борисовны Пентиной представлена с особой полнотой. Репродукция с картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами» напоминает о том, что это было первое крупное произведение, созданное в 1880 году, утвердившее новые стороны дарования художника. Картина широко известная, изображает поле сражения и гибели полков русского князя в 1165 году.

"После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880).

"После побоища Игоря Святославовича с половцами". 1880.

 

…Широкая степь покрыта телами воинов, погибших в кровавой сече. Над ними сцепились хищные птицы. Два русских витязя лежат навзничь среди цветов и поникшей травы: прекрасный юноша, пронзённый стрелой, и могучий воин с грозным лицом, который «…и, умирая- то, встать хотел». Здесь нет крови, тлена и ужаса. Лишь печаль и безмолвие, как в «Слове о полку Игореве» – «…разлилась тоска по русской земле…».

"Битва русских со скифами" (1881).

"Битва русских со скифами". 1881.

 

"Витязь на распутье" (1882).

"Витязь на распутье". 1882.

 

"Богатыри" (1881-1898).

"Богатыри". 1881-1898.

 

"Гусляры" (1899).

"Гусляры". 1899.

 

"Баян" (1910).

"Баян". 1910.

 

Образы народного творчества и неисчерпаемая фантазия художника лежат в основе лучших картин В. М. Васнецова на исторические темы: «Битва русских со скифами» (1881), «Витязь на распутье» (1889), «Богатыри»   (1898), «Гусляры» (1899), «Баян» (1910) и многие другие. Знаменитый Ф. И. Шаляпин, преклонявшийся перед талантом земляка, говорил, что от творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Иные критики находили в картинах художника «неправомерное отступление от жизненной правды». Зато товарищи по искусству поддерживали Васнецова. «Могучий богатырь живописи, Виктор Михайлович…без колебаний крепко держишь ты веру в свое дело и мужественно побеждаешь!» – писал И. Е. Репин.

"Царь Иван васильевич Грозный" (1897).

"Царь Иван Васильевич Грозный".1897.

 

…У каждой из картин В. М. Васнецова своя история создания и своя дальнейшая судьба. Об этом также может рассказать коллекция. Известно, например, как долго вынашивал художник замысел картины «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), было сделано множество эскизов, набросков, композиций. В собрании открыток имеется один из таких редких эскизов – «Грозный смотрит на комету, предвещавшую ему смерть».

"Гамаюн - птица вещая" (1898).

"Гамаюн - птица вещая". 1898.

 

О чем еще могут рассказать скромные открытки? О том, что некоторые картины В. М. Васнецова «проживали» поначалу в отдаленных маленьких музеях. Как, например, картина художника «Гамаюн – птица вещая», изображающая фантастическую дево-птицу, которая «вещает и поет, не в силах крыл поднять смятенных» (А. Блок). В свое время, как классово чуждая, она была отправлена в один из провинциальных художественных музеев.

"И один в поле воин" (1914).

"И один в поле воин". 1914.

 

Открытка, датированная 1914 годом, расскажет о неожиданном развитии «богатырской темы» в творчестве Васнецова: Виктор Михайлович безвозмездно выполнял рисунки для открыток и плакатов в пользу жертв войны 1914 года. Именно за этот рисунок «И один в поле воин» ему выразил огромную благодарность «Комитет Всероссийского земского союза помощи раненым».

В 1914 году художнику удалось исполнить свое давнее желание: посетить с сыновьями Вятку, село Рябово – родину своего детства и юности, и от этой поездки «всколыхнулись никогда, ни при каких обстоятельствах не забываемые воспоминания». Память о детских годах вернула его к сюжетам, о которых десятилетиями тосковала душа – на темы русских народных сказок.

"Ковер-самолет" (1879).

"Ковер-самолет". 1879.

 

"Аленушка" (1881).

"Аленушка". 1881.

 

"Три царевны подземного царства" (1884).

"Три царевны подземного царства" . 1884.

 

"Иван-царевич на сером волке" (1889).

"Иван-царевич на сером волке". 1889.

 

К тому времени он уже создал замечательные сказочные полотна «Ковер-самолет» (1879), «Аленушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1884), «Иван-царевич на сером волке» (1889), выразив в них мечты человека о крыльях, о земном изобилии, о любви, понимании и счастье. В последнее десятилетие своей жизни он написал цикл картин «Поэма семи сказок» – ярких и красочных, как русский лубок. Эти картины заботливо хранятся в московском доме-музее В. М. Васнецова. Об устройстве этого уникального дома, где легко сочетаются целесообразность и фантазия, рассказывает серия открыток коллекции.

По деревянной винтообразной лестнице мы поднимемся из залы в светлую мастерскую художника, и вновь нас обступят сказочные образы детства.

"Спящая царевна" (1900-1926).

"Спящая царевна". 1900-1926.

 

…Юная царевна спит на высоком ложе, околдованная злой завистницей-мачехой. Вокруг нее также все спят: и маленькая девочка, и слуги, и скоморохи. Заснувшая жизнь, ожидающая пробуждения: вот придет любимый и снимет колдовские чары.

"Царевна-лягушка" (1918).

"Царевна-лягушка". 1918.

…Пляшет в богатых покоях Василиса Премудрая – «Махнула левой рукой, стало озеро». Все музыканты – балалаечники и гусляры – любуются прекрасной девушкой. Её танец так заразителен, что они сами готовы пуститься в пляс.

"Ковер-самолет" (1920-е гг.).

"Ковер-самолет". 1920-е гг.

 

…Огромной птицей парит в небесах ковер-самолет. Крепко обнявшись, сидят на ковре двое влюбленных. Они вырвались из земных оков и поднялись в небо. Ничто не угрожает их счастью, они свободны!

В. М. Васнецов справедливо полагал, что сказка – это детство народа: «Только больной и плохой человек не ценит своего детства и юности. Плох тот народ, который не ценит, не помнит и не любитсвоей истории».

 Кировская искра. – 1998. – 23 апр. (№ 49). – С. 2:ил.

 909 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>