Уржумская центральная библиотека

В. Шеин. Музыка – его призвание

Борис Алексеевич Куньшин (1912–1994)

В 1912 году в городе Уржуме на улице Полстоваловской, затем переименованной в улицу Свободы, а с 1959 года носящей имя С. М. Кирова, родился мальчик – Борис Куньшин. Его детство прошло здесь же. Вместе со своими сверстниками он частенько играл в казаков-разбойников. Бойкими росли ребята – и по заборам, и по крышам, и по деревьям лазили.

Но вот однажды к старшему брату Бориса пришёл его товарищ, умевший играть на балалайке и на гитаре. От него-то он впервые и услышал русские народные песни, увидел, как правильно надо держать музыкальный инструмент. Через несколько дней парнишка, до этого ни разу не бравший в руки балалайку, очень удивил брата, сыграв ему простенькую мелодию. Было Борису в то время всего 8 лет.

Понемногу мальчик стал самостоятельно учиться исполнять более сложные вещи. Не всё сразу получалось, но ему помогали хорошие слух и память, усердие и упорство.

Научившись играть на балалайке, Борис радовал весёлыми мелодиями родных и соседей. Особенно его игра нравилась товарищам. «Ну и здорово у тебя выходит!» – восхищались соседские мальчишки. «Да вы сами попробуйте, и у вас получится», – отвечал Борис и терпеливо обучал их тому, что умел сам. Ребята ликовали, когда и у них начало что-то получаться.

Со временем он освоил технику исполнения музыкальных произведений на гитаре, гармошке, позднее на баяне и других инструментах. Не считаясь со временем, учился. После занятий в школе бежал к известному в то время городскому музыканту Б. Каширскому, а вечерами подрабатывал в кинотеатре, играл в оркестре, сопровождая музыкой немые фильмы.

В 19 лет Борис Куньшин уже руководил ансамблем струнных инструментов при Доме культуры. Помогал осваивать музыкальную грамоту и игру на различных инструментах менее опытным юношам и девушкам, а сам успевал ещё и в духовом оркестре заниматься.

В Уржуме организовывается колхозный театр, и Борис Алексеевич в 1937 году устраивается туда работать баянистом. Здесь было больше возможностей для импровизации музыкальных произведений. Занимаясь музыкальным оформлением спектаклей, он сам сочинял музыку к некоторым из них.

Часто Борис Алексеевич в составе различных музыкальных коллективов выступал и на районной сцене, и выезжал на «гастроли» в окрестные сёла и деревни, и даже в областных конкурсах самодеятельных артистов участвовал. Благодаря этому постоянно росло и его исполнительское мастерство.

29 декабря 1941 года с группой уржумских артистов Б. А. Куньшин был призван в армию. В один из дней, когда проходил первоначальную военную подготовку, он случайно зашёл в клуб и увидел на сцене кем-то оставленную трубу. Не вытерпела душа музыканта – сыграл. Солдаты-призывники, услышав его игру, попросили исполнить ещё несколько мелодий. И он играл. Играл красиво, задушевно, играл долго, до самого отбоя. А на следующий день к нему подошли несколько новобранцев, которые умели играть на различных музыкальных инструментах, и предложили создать свой небольшой самодеятельный ансамбль. Борис Алексеевич был душой и руководителем этого творческого коллектива. Сам подбирал репертуар, расписывал партии.

Благодаря организаторским способностям и исполнительскому мастерству красноармейца определили в музыкальный взвод.

Навсегда запомнилась бойцу Красной Армии Куньшину, особенно первые дни, служба на Ладожском озере, на «дороге жизни». Ему, полковому сигнальщику, приходилось трубить под огнём врага сигналы воздушной тревоги. Он видел, как по ледовой трассе в осаждённый Ленинград шофёры доставляли боеприпасы и продукты питания, а обратно везли измученных блокадой ленинградцев. Порой и губы примерзали к мундштуку трубы, но он терпел и добросовестно исполнял данный ему приказ.

Великая Отечественная. Как много в этих словах. И геройских подвигов наших бойцов и командиров, и горечи отступления, и смерти боевых товарищей, и тяжёлого труда в тылу. Но была на фронте и музыка. В минуты затишья бойцы пели любимые песни и отдыхали душой от каждодневных опасностей и риска. Борис Алексеевич тоже сражался с врагом, но, отложив винтовку, он чаще вместо оружия воевал музыкой. И никто и никогда не упрекал его за то, что он был музыкантом, что не шёл в рукопашную на фашистов. Но вместе со своими товарищами они поддерживали боевой дух красноармейцев-гвардейцев. А это тоже немало, когда, быть может, уже завтра предстоял очередной бой с противником и не на жизнь, а порой насмерть.

Во время Великой Отечественной войны перед солдатами и офицерами нашей армии, перед жителями освобождённых сёл и городов самодеятельным военным артистам приходилось выступать с концертами по 3–4 раза в сутки, а иногда и чаще. Музыкальные произведения, которые исполнял Б. А. Куньшин и его немногочисленный оркестр, доставляли бойцам большую радость, и те с ещё большей энергией и упорством били ненавистного врага.

После нашей победы над фашистской Германией Борис Алексеевич был направлен в Белоруссию, где служил до демобилизации из армии с последней должности капельмейстера полкового оркестра. В 1946 году, вернувшись в родной Уржум, он продолжил работу в колхозном театре и Доме культуры, возглавив оркестр, в который сумел собрать более 45 городских музыкантов.

Вместе с ним в театральных постановках профессионального театра, а затем самодеятельного драматического коллектива при районном Доме культуры принимала участие жена – Анна Фёдоровна.

Дружная семья Куньшиных была очень творческой. Супруга Бориса Алексеевича участвовала в постановках самодеятельной драматической труппы, успешно работавшей при Уржумском доме культуры. Представления шли под сопровождение небольшого оркестра, которым руководил глава семейства. В течение нескольких лет вместе с ними на репетиции спектаклей и новых музыкальных произведений в свободное от занятий в школе и домашних дел время приходили их дети.

С этих посещений Дома культуры и театра начиналось постепенное приобщение к миру прекрасного Куньшиных-младших, к музыке и театру, которые они пронесли через всю жизнь. Вот так мать и отец, будучи самодеятельными артистами и музыкантами, сумели вырастить профессиональных деятелей искусства, продолживших благое дело, которому они отдали десятилетия жизни, – прививать чувство прекрасного мальчишкам и девчонкам.

Все дети Куньшиных получили специальное музыкальное образование и продолжили профессию отца – учили детей музыке. Старшая дочь Алевтина работала музыкальным руководителем в одном из детских садов города Кирова. Средняя – Эльза преподавала в музыкальной школе города Губкина. Сын Юрий трудился в Курганском культурно-просветительном училище. Младшая дочь Галина была музыкальным руководителем в дошкольном детском доме города Уржума.

Песня строить и жить помогает особенно тем, кто начинает жить. Больше четверти века Борис Алексеевич обучал музыке детей, воспитывавшихся в уржумских детских домах. Он учил их петь, осваивать различные музыкальные инструменты, любить музыку, рассказывал о великих композиторах и исполнителях, играл их произведения. Умел учитель музыки найти ключик к сердцу каждого, порой очень трудного подростка. В беседах он выявлял склонности и желания своих воспитанников и занимался, занимался, занимался…

В пятидесятых годах и начале шестидесятых Борис Алексеевич вёл уроки музыки в медицинском училище и в педагогическом училище имени С. М. Кирова. Занятия духового оркестра и оркестра народных инструментов посещали десятки ребят.

Итогом кропотливой и упорной работы явилось участие сводного оркестра народных инструментов под его руководством в районных, а затем и в областных фестивалях самодеятельного творчества и даже во Всероссийском фестивале искусств.

С 1967 года Б. А. Куньшин преподавал уроки пения и музыки в средней школе № 3 имени С. М. Кирова. Очень уж он привык к детям, к мысли о том, что среди них есть талантливые ученики и что он должен искать одарённых, учить их. К каждому он имел индивидуальный подход, чтобы заинтересовать, увлечь не только мальчишек, но и девчонок. Кто знал Бориса Алексеевича ближе, утверждал, что он, не имеющий профессионального музыкального или педагогического образования, создал свою систему приобщения детей к музыке, к миру прекрасного. И эта сложная воспитательная работа всегда увенчивалась успехом. Наставник был очень рад, когда узнавал, что его воспитанники поступали в училища искусств или институты культуры, начинали работать преподавателями музыки или становились участниками различных оркестров и ансамблей, одним словом, когда их дальнейшая судьба была связана с искусством, и уроки музыки, которые он давал, им пригодились в жизни.

Александр Сорокин под руководством Б. А. Куньшина освоил игру на баритоне и домре, после окончания школы поступил в Ленинградскую консерваторию, где совершенствовал своё исполнительское мастерство. Затем он играл в составе оркестра Ленинградского малого оперного театра.

«Он меня вылепил как человека и сделал меня музыкантом», – так вспоминал о своём учителе музыки Николай Одинцов, работавший в восьмидесятых годах прошлого века преподавателем в музыкальной школе. Одновременно он вёл занятия в духовом и эстрадном оркестрах в Сосновском доме культуры Вятско-Полянского района.

Аркадий Ратов, Николай Коростелёв, Владимир Макаров и многие другие ученики Бориса Алексеевича, кто после окончания школ города Уржума связал вою судьбу с музыкой, будут всегда глубоко признательны ему за нелёгкий и благородный труд.

«Человек-оркестр» – так иногда в шутку называли мы, ученики средней школы № 3, Бориса Алексеевича Куньшина. Ведь играл он на гармони и баяне, балалайке и домре, кларнете и флейте, гитаре и трубе и ещё на многих музыкальных инструментах, названия которых мы тогда и не знали.

Вспоминая занятия, поражаюсь его выдержке, ведь уроки пения, как считали школьники, были не главными, на них можно было отдохнуть и даже немножко подуреть. Но опытный педагог умел призвать к дисциплине непослушных учащихся, и его, уже убелённого сединами ветерана, мы, первоклашки, слушались.

В класс он входил неторопливо, выдвигал из-под учительского стола стул, ставил его к классной доске, чтобы лучше видеть ребятню, присаживался и для разминки пробегал пальцами по кнопочкам баяна. Эти звуки призывали нас к вниманию. Разучивая песни, он выбивал такт ногой и почти не смотрел на клавиатуру. Чуть склонив голову и растягивая меха инструмента, он негромко пел. Мы дружно подхватывали песню, но не имея достаточного навыка, как говорится, пели её кто в лес, кто по дрова. К концу учебного года мы уже более слаженно исполняли те произведения, которые необходимо было выучить по школьной программе.

За свой долголетний, безупречный труд Борис Алексеевич многократно награждался почётными грамотами, дипломами, благодарностями государственных учреждений и организаций различного уровня. А на его парадном пиджаке в большие праздники светились награды Великой Отечественной войны и за доблестный труд, несколько юбилейных медалей.

Школьники с большим желанием шли на репетиции, дома самостоятельно разучивали партии, совершенствовали своё исполнительское мастерство, учились играть на новых музыкальных инструментах.

Примеров можно привести много. Вот один из них. Мой старший брат Игорь несколько лет учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но потом обучение пришлось прервать. Однако он не утратил желания к занятиям музыкой. Когда учился в 8-м классе, захотел попробовать играть и на других инструментах, обратился к Борису Алексеевичу, который жил почти рядом. Тот не отказал в помощи и даже для начала дал ученику старенькую мандолину, корпус которой брат склеил, подремонтировал и гриф. Занимался вечерами и в выходные дни дома и по 2-3 раза в неделю ходил на квартиру к Куньшиным и там продолжал обучение.

После мандолины освоил балалайку, играл и на гитаре, потом перешёл к духовым инструментам выучился игре на трубе и тубе (на снимке он крайний справа во втором ряду).

Ни один смотр художественной самодеятельности школ района, ни одно мероприятие, которое проводилось средней школой № 3 имени С. М. Кирова, не обходилось без почти обязательного участия струнного или духового оркестра, которыми, даже выйдя на заслуженный отдых, более 10 лет на общественных началах руководил Борис Алексеевич Куньшин. Он просто не мог существовать без музыки.

Борис Алексеевич играл в составе ансамбля гармонистов вместе с В. А. Самоделкиным, М. Г. Ившиным, П. П. Соляновым, Н. С. Соболевым и А. Н. Шумихиным, который руководил этим небольшим музыкальным коллективом.

Он не Бах, и не Бетховен,
И не Моцарт, наконец,
А для нас он, музыкантов,
Друг, учитель и отец.

Такой шуточный стишок о музыканте написал П. П. Солянов – самодеятельный уржумский поэт и друг семьи Куньшиных.

Ветеран труда хорошо помнил торжественное открытие в 1986 году в городе Уржуме нового памятника нашему земляку Сергею Мироновичу Кирову, установленного к его столетнему юбилею. Падает перерезанная алая лента, и всё вокруг наполняют звуки музыки духового оркестра, которым руководил Борис Алексеевич Куньшин. Они смешиваются с аплодисментами и радостными криками уржумцев, присутствующих на этом знаменательном событии.

Скончался Б. А. Куньшин в конце 1994 года, похоронен на уржумском кладбище. Его ученики, участники ансамблей и оркестров всегда с теплотой вспоминают о своём учителе, дорожат дружбой с ним.

Ушёл из жизни музыкант, и не стало ни духового, ни струнного оркестра, да и вокально-инструментальные ансамбли сейчас в Уржуме не в моде. Но дело энтузиаста продолжает жить.

Сын ветерана, Юрий Борисович Куньшин, после смерти отца несколько месяцев в 1994 и 1995 годах совершенно бескорыстно помогал коллективу районного Центра досуга. В том числе готовиться к святому для всех нас празднику, к юбилею Победы и трудовым коллективам, и самодеятельным исполнителям, выступавшим на районной сцене. Например, он организовал на это нужное и вместе с тем ответственное и почётное мероприятие милиционеров уржумского отдела внутренних дел. И сотрудники правоохранительных органов тогда выступили очень достойно.

Более подробно о продолжателе дела отца – Ю. Б. Куньшине, читайте в следующем очерке.

В 2012 году в Уржумском краеведческом музее старожилы города и ученики самодеятельного музыканта, собравшиеся на столетний юбилей со дня рождения Б. А. Куньшина, добрыми словами вспоминали ветерана войны и труда. Они слушали музыкальные произведения в исполнении его воспитанников, рассказы бывших коллег, соседей, сына о жизни и творческом пути Бориса Алексеевича. Посмотрели семейные фотографии. Юрий Борисович передал в дар уржумцам видеофильм о созданном им в городе Кургане музее музыкальных инструментов. А начало той самой коллекции положил его отец.

Некоторые из инструментов, на которых играл Б. А. Куньшин, сейчас находятся и в экспозиции Уржумского краеведческого музея, и в средней школе № 3 города Уржума.

Шеин В. Ю. Уржумская земля, как ты прекрасна! [Текст]. 4-е изд., испр., доп. и дораб. / Владимир Юрьевич Шеин — Киров: ООО «ВЕСИ», 2020. — С. 428- 433: фот.

 74 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>