«Малый васнецовский вернисаж» – коллекция открыток
Натальи Борисовны Пентиной
Коллекция открыток, представляющих живопись художника Виктора Михайловича Васнецова, передана Уржумской центральной библиотеке в 1998 году Натальей Борисовной Пентиной (1913-2001), краеведом из Санкт-Петербурга, почетным гражданином города Уржума. Она насчитывает более сотни репродукций с картин и картонов (эскизов) В. М. Васнецова. Н. Б. Пентина (урожденная Спасская) была известным представителем общества коллекционеров-филокартистов. Собрание васнецовских открыток, складывавшееся не одно десятилетие, было ей дорого особо, так как семьи вятских Спасских и Васнецовых связывали родственные отношения.
Открытки – обычные почтовые карточки, в большинстве своем дешевые, выглядят скромнее, чем современные яркие репродукции. Есть открытки начала XX века, изданные в благотворительных целях. Часть коллекции составляют ксерокопии. В целом, собрание открыток позволяет судить обо всех сторонах творческого дарования большого художника: здесь представлены бытовые, исторические и сказочные сюжеты, работы Васнецова как архитектора, театрального декоратора и мастера монументальной живописи. Каждая открытка передает атмосферу того времени, в котором ей довелось вращаться. Самые первые – прожили в коллекции почти 100 лет.
То, что открытки, издававшиеся на протяжении века, отображают все направления творчества В. М. Васнецова, говорит о стойком интересе в обществе к личности и таланту, к широкому творческому диапазону истинно национального художника. Необычайная популярность картин еще при жизни художника вызывала у современников жгучие споры и противоречивые суждения. Существовало как бы два Васнецова. Один принадлежал истории «большого искусства», другой – «массовой культуре», доступной непритязательным вкусам. Время показало, что роль и место Васнецова в истории русской живописи не уменьшилось из-за того, что сюжеты картин знаменитого художника многократно растиражированы на открытках, календарях, коробках с кондитерскими изделиями и т. д. И, может быть, благодаря этому его живопись близка, понятна и доступна потомкам. В век электронных технологий и глянцевых репродукций скромные и неброские «васнецовские» открытки остаются самоценным культурным достоянием, которое нужно сохранить и о котором необходимо рассказывать.
Небольшую часть коллекции составляют репродукции с картин Васнецова, говорящих о кровной связи художника со своей родиной – вятской землей. В. М. Васнецов – сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова, родился и жил до двухлетнего возраста в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Его детство и юность прошли в ныне знаменитом селе Рябове Зуевского района, где первозданная вятская природа и картины народной жизни способствовали творческому воображению будущего художника. Следуя семейной традиции, Виктор Васнецов готовился к званию священника, однако избрал себе иной жизненный путь. С благословения отца, поверившего в незаурядное дарование сына, начинающий художник, оставив Вятскую духовную семинарию, поступает в Петербургскую Академию художеств.
Первые картины маслом были написаны Васнецовым еще во время обучения в семинарии, где он получил основные уроки рисования. В его ранних работах выражены детские и юношеские впечатления и воспоминания о сельском быте. Открытка «Жница» напомнит об одном из эпизодов вятской жизни В. Васнецова: две его картины – «Жница» и «Молочница», написанные в 1867 году, были разыграны в Вятке в лотерее. На деньги, вырученные от продажи картин, молодой художник отправился в Петербург. Юноше-провинциалу, оказавшемуся без покровителей в огромном городе, приходилось учиться и зарабатывать себе на жизнь. Он дает уроки, рисует для издательств, и вместе с тем успешно занимается в академических классах. Бытописательское направление таланта начинающего художника вылилось в первый жанровый период творчества, где отчетливо звучат вятские мотивы.
…На картине «Нищие певцы» (1873) изображена церковь в Рябове, а в отдалении – дом, где жила большая семья Васнецовых. У церковной ограды присели отдохнуть слепые странники – «калики перехожие». Сельчане, подавшие им милостыню, остановились послушать их пение и рассказы о странническом житье-бытье.
В годы учебы Васнецов часто приезжал на родину, где оставались его младшие братья, осиротевшие после смерти родителей. Эскизы и наброски некоторых его известных картин сделаны в Вятке, это говорит о том, что значительные замыслы художника зарождались на родине. Известно, что набросок к своей лучшей бытовой картине «С квартиры на квартиру» (1876) В. М. Васнецов сделал в один из своих приездов в Вятку, изобразив позднее своих героев на фоне Петербурга.
…По безлюдной набережной Невы бредут бедно одетые старик со старухой. Обветшавшая легкая одежда не спасает их от мороза. Весь скарб уместился в одном узелке, который несет старуха. Старик, обутый в стоптанные валенки, в рваном башлыке, обернутом вокруг шеи, совсем обессилел. Им, вероятно, отказали от квартиры, и они еще долго будут брести по заснеженному Петербургу в поисках теплого угла…
Один из вариантов к своей первой былинно-сказочной картине «Витязь на распутье» Васнецов написал также в Вятке в 1877 году. …На широком поле, на фоне золотисто-красной зари, сидит на богатырском коне могучий витязь, одетый в боевые доспехи, с длинной пикой в руке. Перед ним раскинулись три дороги, а около дорог лежит «бел-горюч камень», предрекающий судьбу.
Об этой картине сам В. М. Васнецов говорил, что она автобиографична: не убоялся художник в начале пути «карканья воронья», выбрал в искусстве дорогу нехоженую и непроторенную. К поэтическому миру русских сказок, легенд, былин Виктор Васнецов обратился первым из русских художников. Сказочные и исторические сюжеты его картин вызывали поначалу непонимание и насмешки у публики – не до сказок, мол! Когда же на полотнах художника в полную силу засияла яркими красками древняя сказочная Русь, современники стали называть Васнецова историком и «богатырем живописи». Но он возражал: «Я не историк, я сказочник, былинник, гусляр живописи».
Трудно найти картину, которая была бы так известна и любима, как васнецовские «Богатыри» (1898). Первоначальные эскизы к картине были написаны художником в один из его приездов в Вятку, окончательно она была закончена лишь через 27 лет в Москве. В основу монументального полотна положен реальный пейзаж и реальные человеческие типы. Считается, что во внешнем облике богатыря Добрыни Никитича запечатлены характерные черты мужчин из васнецовского рода: продолговатое лицо, характерный нос с горбинкой, четко очерченный рот.
Современник художника, писатель В. Д. Дедлов (наст. имя Владимир Людвигович Кигн) составил в свое время литературный портрет молодого Виктора Васнецова:
«Васнецов-вятич, не в пример прочим великороссам, высок и строен. Светло-русые волосы и светлая борода, не окладистая, а «долотом». Небольшая голова. Нежный, белый и розовый цвет лица. Серо-голубые глаза. Общее впечатление – смесь силы и нежности, доброты и ума, энергии и гибкости, стойкости и покладистости, способности применяться, но не с тем, чтобы поступиться собою, а чтоб ловчее было взяться за дело… Губы и отличный склад головы говорят о большой духовной силе. Глаза смотрят добродушно, но спокойно и вдумчиво, по временам с искрой юмора. Движения немного нервные, но ловкие, цепкие, не лишенные своеобразной грации. Беседа быстрая, оживленная…»
(Лобанов В. Дом-музей художника В. М. Васнецова. – М., 1957. – С. 96.). Таким знали В. М. Васнецова в Санкт-Петербурге и в Москве, в Киеве и на вятской земле.
В. М. Васнецов неоднократно подчеркивал, что истоки его эпического творчества – в его вятском детстве, в сказках, услышанных в Рябове, в воспоминаниях о могучей вятской природе, которую не раз изображал он на своих сказочных полотнах. Воспоминания о малой родине прошли через всю большую и насыщенную жизнь художника.
Кировская искра. – 1998. – 14 марта (№ 31). – С. 2: ил.
1,035 total views, 1 views today