Уржумская центральная библиотека

Богатырь русской живописи

«Малый васнецовский вернисаж» – коллекция открыток
Натальи Борисовны Пентиной

 

Коллекция открыток, представляющих живопись художника Виктора Михайловича Васнецова, передана Уржумской центральной библиотеке в 1998 году Натальей Борисовной Пентиной (1913-2001), краеведом из Санкт-Петербурга, почетным гражданином города Уржума. Она насчитывает более сотни репродукций с картин и картонов (эскизов) В. М. Васнецова. Н. Б. Пентина (урожденная Спасская) была известным представителем общества коллекционеров-филокартистов. Собрание васнецовских открыток, складывавшееся не одно десятилетие, было ей дорого особо, так как семьи вятских Спасских и Васнецовых связывали родственные отношения.

 

Открытки – обычные почтовые карточки, в большинстве своем дешевые, выглядят скромнее, чем современные яркие репродукции. Есть открытки начала XX века, изданные в благотворительных целях. Часть коллекции составляют ксерокопии. В целом, собрание открыток позволяет судить обо всех сторонах творческого дарования большого художника: здесь представлены бытовые, исторические и сказочные сюжеты, работы Васнецова как архитектора, театрального декоратора и мастера монументальной живописи. Каждая открытка передает атмосферу того времени, в котором ей довелось вращаться. Самые первые – прожили в коллекции почти 100 лет.

То, что открытки, издававшиеся на протяжении века, отображают все направления творчества В. М. Васнецова, говорит о стойком интересе в обществе к личности и таланту, к широкому творческому диапазону истинно национального художника. Необычайная популярность картин еще при жизни художника вызывала у современников жгучие споры и противоречивые суждения. Существовало как бы два Васнецова. Один принадлежал истории «большого искусства», другой – «массовой культуре», доступной непритязательным вкусам. Время показало, что роль и место Васнецова в истории русской живописи не уменьшилось из-за того, что сюжеты картин знаменитого художника многократно растиражированы на открытках, календарях, коробках с кондитерскими изделиями и т. д. И, может быть, благодаря этому его живопись близка, понятна и доступна потомкам. В век электронных технологий и глянцевых репродукций скромные и неброские «васнецовские» открытки остаются самоценным культурным достоянием, которое нужно сохранить и о котором необходимо рассказывать.

Небольшую часть коллекции составляют репродукции с картин Васнецова, говорящих о кровной связи художника со своей родиной – вятской землей. В. М. Васнецов – сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова, родился и жил до двухлетнего возраста в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Его детство и юность прошли в ныне знаменитом селе Рябове Зуевского района, где первозданная вятская природа и картины народной жизни способствовали творческому воображению будущего художника. Следуя семейной традиции, Виктор Васнецов готовился к званию священника, однако избрал себе иной жизненный путь. С благословения отца, поверившего в незаурядное дарование сына, начинающий художник, оставив Вятскую духовную семинарию, поступает в Петербургскую Академию художеств.

"Жница". 1867.

«Жница». 1867.

 

Первые картины маслом были написаны Васнецовым еще во время обучения в семинарии, где он получил основные уроки рисования. В его ранних работах выражены детские и юношеские впечатления и воспоминания о сельском быте. Открытка «Жница» напомнит об одном из эпизодов вятской жизни В. Васнецова: две его картины – «Жница» и «Молочница», написанные в 1867 году, были разыграны в Вятке в лотерее. На деньги, вырученные от продажи картин, молодой художник отправился в Петербург. Юноше-провинциалу, оказавшемуся без покровителей в огромном городе, приходилось учиться и зарабатывать себе на жизнь. Он дает уроки, рисует для издательств, и вместе с тем успешно занимается в академических классах. Бытописательское направление таланта начинающего художника вылилось в первый жанровый период творчества, где отчетливо звучат вятские мотивы.

"Нищие певцы". 1873.

«Нищие певцы». 1873.

 

…На картине «Нищие певцы» (1873) изображена церковь в Рябове, а в отдалении – дом, где жила большая семья Васнецовых. У церковной ограды присели отдохнуть слепые странники – «калики перехожие». Сельчане, подавшие им милостыню, остановились послушать их пение и рассказы о странническом житье-бытье.

В годы учебы Васнецов часто приезжал на родину, где оставались его младшие братья, осиротевшие после смерти родителей. Эскизы и наброски некоторых его известных картин сделаны в Вятке, это говорит о том, что значительные замыслы художника зарождались на родине. Известно, что набросок к своей лучшей бытовой картине «С квартиры на квартиру» (1876) В. М. Васнецов сделал в один из своих приездов в Вятку, изобразив позднее своих героев на фоне Петербурга.

"С квартиры на квартиру". 1876.

«С квартиры на квартиру». 1876.

 

…По безлюдной набережной Невы бредут бедно одетые старик со старухой. Обветшавшая легкая одежда не спасает их от мороза. Весь скарб уместился в одном узелке, который несет старуха. Старик, обутый в стоптанные валенки, в рваном башлыке, обернутом вокруг шеи, совсем обессилел. Им, вероятно, отказали от квартиры, и они еще долго будут брести по заснеженному Петербургу в поисках теплого угла…

"Витязь на распутье". 1882.

«Витязь на распутье». 1882.

 

Один из вариантов к своей первой былинно-сказочной картине «Витязь на распутье» Васнецов написал также в Вятке в 1877 году. …На широком поле, на фоне золотисто-красной зари, сидит на богатырском коне могучий витязь, одетый в боевые доспехи, с длинной пикой в руке. Перед ним раскинулись три дороги, а около дорог лежит «бел-горюч камень», предрекающий судьбу.

Об этой картине сам В. М. Васнецов говорил, что она автобиографична: не убоялся художник в начале пути «карканья воронья», выбрал в искусстве дорогу нехоженую и непроторенную. К поэтическому миру русских сказок, легенд, былин Виктор Васнецов обратился первым из русских художников. Сказочные и исторические сюжеты его картин вызывали поначалу непонимание и насмешки у публики – не до сказок, мол! Когда же на полотнах художника в полную силу засияла яркими красками древняя сказочная Русь, современники стали называть Васнецова историком и «богатырем живописи». Но он возражал: «Я не историк, я сказочник, былинник, гусляр живописи».

"Богатыри". 1881-1898.

«Богатыри». 1881-1898.

 

Трудно найти картину, которая была бы так известна и любима, как васнецовские «Богатыри» (1898). Первоначальные эскизы к картине были написаны художником в один из его приездов в Вятку, окончательно она была закончена лишь через 27 лет в Москве. В основу монументального полотна положен реальный пейзаж и реальные человеческие типы. Считается, что во внешнем облике богатыря Добрыни Никитича запечатлены характерные черты мужчин из васнецовского рода: продолговатое лицо, характерный нос с горбинкой, четко очерченный рот.

И. Н. Крамской. Портрет Виктора Васнецова. 1874.

И. Н. Крамской. Портрет Виктора Васнецова. 1874.

Современник художника, писатель В. Д. Дедлов (наст. имя Владимир Людвигович Кигн) составил в свое время литературный портрет молодого Виктора Васнецова:

«Васнецов-вятич, не в пример прочим великороссам, высок и строен. Светло-русые волосы и светлая борода, не окладистая, а «долотом». Небольшая голова. Нежный, белый и розовый цвет лица. Серо-голубые глаза. Общее впечатление – смесь силы и нежности, доброты и ума, энергии и гибкости, стойкости и покладистости, способности применяться, но не с тем, чтобы поступиться собою, а чтоб ловчее было взяться за дело… Губы и отличный склад головы говорят о большой духовной силе. Глаза смотрят добродушно, но спокойно и вдумчиво, по временам с искрой юмора. Движения немного нервные, но ловкие, цепкие, не лишенные своеобразной грации. Беседа быстрая, оживленная…»

(Лобанов В. Дом-музей художника В. М. Васнецова. – М., 1957. – С. 96.). Таким знали В. М. Васнецова в Санкт-Петербурге и в Москве, в Киеве и на вятской земле.

В. М. Васнецов неоднократно подчеркивал, что истоки его эпического творчества – в его вятском детстве, в сказках, услышанных в Рябове, в воспоминаниях о могучей вятской природе, которую не раз изображал он на своих сказочных полотнах. Воспоминания о малой родине прошли через всю большую и насыщенную жизнь художника.

 Кировская искра. – 1998. – 14 марта (№ 31). С. 2: ил.

 1,114 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>