Уржумская центральная библиотека

К 85-летию Кировской области. Известные люди. 15 вопросов члену Союза писателей России Валерию Николаевичу Казакову

Онлайн-интервью

Валерий Николаевич, можно утверждать, что для Вас, как для писателя, 2021 год был достаточно успешным. Во-первых, вышли из печати Ваши новые книги: «Кармен из Козловки», «Город в лесу», «Ася, шляпа и Софья Михайловна».

Во-вторых, Вы стали победителем конкурса «Поэтический атлас 2021» в категории «Карта России». «Поэтический атлас» – это конкурс одного стихотворения и проводится он в рамках проекта «Международный фестиваль «Мгинские мосты». Его организаторы – Союз писателей России и Комитет по культуре Ленинградской области. Учредители конкурса отметили Ваше стихотворение «Предчувствие».

В-третьих, на сайте ЛитРес – библиотеки электронных книг, и на сайтах других интернет-магазинов представлена целая галерея (18) Ваших книг, привлекающих внимание красочным оформлением обложек, и некоторые из них пока неизвестны местному читательскому сообществу. Это такие книги как: «Ася, шляпа и Софья Михайловна», «Время соблазна», «Город в лесу», «Кармен из Козловки», «Коварный дар», «Линия листопада» (стихи), «Осень несбывшихся надежд», «От Пентюхина до Красновятска», «Очарованные любовью», «Портрет жены», «Саша», «Страна чужой жизни», «Тень улетающей птицы», «Трамвай № 13», «Ты – мой», «Уроки жизни», «Я, Мара, и жена Тамара», «Яблоневый сад».

Прочитать Ваши книги онлайн, скачать некоторые бесплатно и (или) купить в электронном (или печатном) формате может сейчас любой пользователь Интернета.

А эти книги можно прочитать в библиотеках:

1. Вы довольны уходящим годом, или какие-то планы и литературные замыслы остаются пока нереализованными?

Уходящий год был для меня не самым удачным в творческом плане. Я дописывал и издавал (большей частью в электронном виде) то, что было написано ранее. Из новых произведений я бы назвал несколько стихотворений и рассказов, дополняющих повесть «Ася, шляпа и Софья Михайловна». Новые планы есть. Есть несколько новых сюжетов для малой прозы, большей частью из детства. Из того времени, когда всё казалось новым, красивым и заманчивым. Когда не существовало тех проблем, которые волнуют сейчас всех. Хочется на время отделиться от печальной действительности, одиночества и грусти. Поэтому я в своем творчестве сейчас стараюсь избегать тяжелых для понимания и описания тем. Их в реальной жизни слишком много.

2. В какой мере важен для писателя жизненный опыт?

Я считаю, что без этого не может быть настоящего писателя. Всё, что «высосано из пальца» и смонтировано по образу и подобию известных ныне авторов мне кажется второстепенным и скучным. А примеров тому не счесть. Большей частью это любовные мелодрамы из жизни богатых людей с элементами детектива. Там главные герои живут в домах похожих на дворцы, ездят на «Мерседесах», едят устриц и борются за наследство, которое кто-то пытается у них отобрать. То есть с трудом можно представить, что это всё происходит в России.

3. Герои Ваших книг вымышлены или «списаны» с реальных людей?

У меня слишком большой жизненный опыт, чтобы в своем творчестве прибегать к полному вымыслу. Наоборот, когда я хочу придумать что-то необычное, что-то новое – мелкие жизненные детали, подсмотренные когда-то в реальной жизни, подспудно направляют меня на путь реализма. Хотя творчество – это всегда смесь вымысла и увиденного когда-то события, где есть примесь и черты реальных деталей и образов.

4. После того, как книга написана и издана, Вам хотелось бы изменить какой-нибудь финал?

Нет. Мне иногда хочется исправить некоторые неточности, которые мне впоследствии кажутся ошибками. Но финал есть финал, ради него иногда пишется вся книга. То есть, чтобы исправить финал, по сути, надо переписывать всю книгу.

5. Имеет ли значение для успеха книги удачно выбранное заглавие?

Да. Это известная истина. Название книги или рассказа должно заинтересовать, заманить, удивить своей необычностью. Важны также первые строки произведения. Они должны поразить или озадачить. Об этом ещё Чернышевский писал.

6. Детективы – это литературный жанр, с которым Вы бы хотели поэкспериментировать?

Нет. Детектив меня не увлекает. Меня увлекает жизнь похожая на детективную историю. И лучше, если эта история будет, хотя бы чуточку, светлой или веселой.

7. Ваша первая книга рассказов «Аборигены из Пентюхина» вышла в 1992 году. Чему Вас научила работа над первым прозаическим произведением? Вымышленное Пентюхино – «это пол-России, а то и больше…»?

«Аборигены из Пентюхино», это та книга, после издания которой меня приняли в Союз Писателей России. Немаловажную инициативу в этом проявила Надежда Ильинична Перминова (в то время руководитель клуба «Молодость»), которая отправила эту книгу в Москву. На совещании молодых писателей в Москве в 1994 году об этой книге много говорили Ю. Бондарев, В. Крупин, В. Ганичев, А. Карпов. А я сидел где-то в заднем ряду огромного зала и удивлялся. Неужели это обо мне, о моей книге столько хороших слов говорят? Мне казалось, да и сейчас кажется, что я этого не заслужил. Работа над первой книгой меня ничему не научила. Она просто была. Некоторые рассказы из неё я полностью переработал. В новом варианте эти рассказы мне кажутся более завершенными и удачными.

8. Какую из Ваших книг Вы считаете самой удавшейся?

Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Кое-что мне нравится в «Половодье», кое-что в «Тени улетающей птицы» и «Дисгармонии». Да, в общем, во всех моих книгах есть, что-то удачное, что-то не очень, как у всякого творческого человека. Иногда я что-то переделываю и переписываю для себя. Мне кажется, это процесс бесконечный, потому что с возрастом некоторые детали начинаешь понимать по-другому. Меняется философия восприятия окружающей действительности. Приоритеты становятся другими, исчезает лишний романтизм.

9. Стихи для Вас – это плод вдохновения или работы?

Когда-то очень давно я написал: «Стихи – это стихия, стихосложение – шквал». Это процесс неконтролируемый и потому интересный. Значит, это не работа, но упражнение для мозга, порой приятное и важное. Это стихия плетения слов, в которой рождается музыка фразы, её ритм и философия, где волны чувств сливаются с волнами звуков.

10. Как автор, Вы себя отождествляете с какими-либо героями Ваших книг?

Да. Это «Аматуров». Это «Молодой талант» из «Шляпы», «Некрасивый гений». Да в каждом моем литературном герое, который так или иначе связан с творчеством, есть частичка меня. Моих мыслей и взглядов, моих представлений о жизни.

11. Вы сталкивались с разочарованными читателями?

Конечно. Это нормальный процесс. Не всех любим мы, и никто не обязан любить нас, тем более – ценить наше творчество.

12. В сюжетах многих Ваших книг переплетаются бытовые описания, философские размышления, фантазия, юмор, легкая ирония и откровенная сатира. Какой жанр ближе всего для Вас?

По восприятию мне ближе всего легкая ирония. Когда она сочетается с кратким и ёмким слогом, как у С. Довлатова. Это больше всего мне импонирует. Сатира предполагает некие каноны, юмор чем-то похож на анекдот. А ирония – нечто среднее, что не утомляет, но иногда заставляет задуматься, иногда – рассмеяться, иногда – удивиться тому, как одно слово может всё переменить: фон, восприятие, фразу. А. Чехов был ироничен, И. Бабель, Н. Тэффи, М. Зощенко, О. Генри, А. Моравиа, М. Эме, С. Довлатов. Это всё мои любимые авторы.

13. Что Вы думаете о современных способах распространения информации через литературные форумы, блоги, интернет-страницы?

Блоги многочисленных авторов всерьез не воспринимаю. Не читаю даже. Просеивать пустые слова в поисках истины – это не для меня. Литературные форумы вроде «Прозы ру.», «Поэзии ру.», «Живого журнала» и т. д. считаю серьёзным и в некотором смысле важным делом. Интернет-страницы тех или иных достойных авторов иногда читаю. Пытаюсь найти что-то нужное. Иногда нахожу. Они нужны, как альтернатива официальной прессы.

14. Вы заранее планируете сюжет и детали будущей книги или они рождаются «на лету»?

Никогда ничего не могу спланировать. Сюжет рождается в процессе написания произведения. В самом начале, правда, бывает общее представление о том, что хочется сказать. Например «Кармен из Козловки» задумывалась как «анти-Лолита». А что получилось, сам не знаю. «Город в лесу» задумывался как история нашего рода: от деда – купца второй гильдии до художника Никиты Киреева и его брата – будущего поэта. А получился роман-эссе.

15. Вы автор многих престижных литературных премий. Это высокая оценка Вашего литературного таланта. А как Вы оцениваете свое творчество?

Свое творчество оценивать не берусь. Работаю, стараюсь писать просто, легко и понятно. А если это всё удается украсить легкой иронией, (иногда над собой), то это мне дороже всяческих литературных премий. Но ещё раз хочу повторить, то, что написал когда-то – это всё о моей жизни, или о жизни моих родителей, бабушек и дедушек, родных и знакомых мне людей. Ничего не рождается просто так, из пустоты.

Благодарим Вас, Валерий Николаевич, за интервью. Желаем дальнейших творческих успехов!

Телеканал «Культура». «Уржумский холст», сюжет о В. Н. Казакове.

 550 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>