Уржумская центральная библиотека

Город мой – ты песня и легенда. Тополегенды об Уржуме

Поход  на  Уржум

Золотыми рунами листвы
Пишет осень сказочную сагу…
А стрельцы уходят из Москвы,
Из родного шумного посада.
им предзимний первый холодок
Остужает сумрачные лица…
Где он, этот дальний городок,
Древняя марийская столица?
Кто об этом может им сказать
Среди ратных и походных буден?
Через Муром, Нижний и Казань
Путь в Уржум довольно многотруден.
Лишь по льду заснеженной реки
Одолеть ты можешь эти дали…
Ну, а там марийские стрелки
Белке в глаз стрелою попадали…
На чужбине, полон тяжких дум,
Курбский, князь, творя свое «Сказанье»,
Вспомнил  про разгромленный Уржум
Наряду со взятием Казани.

В. Карпов

 

На месте, где сегодня стоит город Уржум, уже в глубокой древности (полторы тысячи лет назад) жили люди.

В конце XVI столетия был основан город Уржум. На месте этом, ско­рее всего, было марийское поселение. Историк В. Савич в свое время писал: «…Под владычеством татар культура и быт мари не испытали сколько-нибудь заметных изменений. Казанское ханство сохранило власть марийских князей. И даже позже, находясь под властью Московского государства, мари имели своих князей-ханов. Вятские мари сохранили очень отчетливо предания о сво­их древних князьях, столицей которых был Уржум…»

Уржум. Конец XVI века. Первая крепость. Реконструкция В. Капеца.

 

Точной даты основания города Уржума до сих пор не выявлено. Су­ществует несколько точек зрения по этой проблеме.

Официальная точка зрения на время основания города Уржума, кото­рую поддерживал кировский ученый-историк, профессор А.В. Эммаусский — вре­мя основания Уржума 1584 год. Кстати и А.В. Эммаусский писал в свое время, что «…Уржум… был марийским племенным городком, вошедшим в состав Рос­сии после подавления Черемисской (Казанской) войны».

1584 год, временем основания города Уржума, первым назвал извест­нейший вятский историк А.И. Вештомов. Он, описывая в начале XIX столетия города Вятской губернии, указал, что после взятия Казани «…получили в 1584 году начало свое города Уржум при реке Вятке, Яранск при Пижме, Царев и Шанчурск при Кокшаге». Местные, уржумские краеведы Н.Н. Арбузова, А.П. Пентин также счита­ли, что Уржум был основан в 1584 году.

 

Можно и так, и этак решать…
Где там концы найдешь?
Уверен: «Уржум» — от слова «уржа»,
Что в переводе — «рожь».
Белок увидеть сейчас мудрено,
Впрочем, есть и они…
Но посмотри, как льется зерно
В эти страдные дни!
Да и у прадедов не тощи
Были эти поля,
Пойди ты, хлебной такой поищи,
Как уржумская наша земля.                      

В. Карпов

Старинных письменных источников, где бы раскрывался смысл назва­ния не обнаружено. Сегодня существует несколько вариантов объяснения происхождения названия — Уржум. Свои гипотезы высказывают как ученые-языковеды, так и краеведы, которых интересует проблема происхождения названия. Эти гипотезы получили название — тополегенда.

Краеведами прошлого столетия название города связывалось с марий­скими словами «Ур» — белка и «ужым» — видел. Получается,  «Уржум видел белку».

Первые поселенцы нашего края — марийцы, придя на место совре­менного Уржума, увидели белок, что обещало хорошую охоту и богатую добы­чу. Это и побудило их остаться и основать поселение.

Это объяснение, скорее всего лишь тополегенда. Названий содержа­щих глагол в районе нет. Да и к тому же марийский вариант названия не Уржум, а Вирсум (Вюрзым).

По разысканиям известного в Уржуме краеведа Н.Н. Арбузовой, еще в конце XIX столетия местные марийцы именовали Уржум — Нуж-ола (крапивный город). Соседний с нами Малмыж они называли — Кур-ола (лубяной город)

Согласно еще одной тополегенде, названием своим Уржум обязан
первопоселенцам, двум марийцам. Они искали землю. Одного из них звали
Ур, другого Жум Они были язычниками.

Какое-то время Ур и Жум жили здесь, но потом стали появляться уш­куйники, которые и выжили их, указав новое место жительства по казанской дороге. Первопоселенцы ушли в неизвестном направлении, прорубив себе дорогу сквозь лес, так как населенных пунктов в округе тогда не было.

Следующая тополегенда приписывает появление названия города двум марийским поселениям. Якобы в период Пугачевского восстания в трех верстах от двух марийских околотков находились деревни Ур и Жум, которые позднее слились и дали название поселению Уржум.

Эта версия неверна, так как известно, что топоним Уржум (как река, как поселение) существовал еще в конце XVI века, задолго до пугачевского восстания.

В легендах упоминается имя марийского князя Урса. Если топоним Уржум произошел от имени князя Урсы, то это — патроним. Кстати подобные названия, по имени марийских князей в Уржумском районе встречаются не­ редко: Актыгашево, Толгозино, Мамашево, Ешпаево и другие.

Местные краеведы выдвигают еще одну гипотезу, которая основана лишь на созвучии слов. В марийском языке есть слово уржа рожь. Основы­ваясь на этом краеведы считают, что в основе топонима Уржум лежит марий­ское — уржа. Хотя, как известно название городу дала река.

Авторитетный краевед В.Б. Карпов, собиратель интереснейших фак­тов по истории Уржума, вывел еще один вариант происхож­дения топонима  города Уржум. В Костромской области имеется река Рижум. Тесни­мые татарами марийцы (ХШ-ХГУ века) ушли с обжитых мест. Придя на новое место, на берег неизвестной им реки, они дали ей название — Новый Рижум. В марийском языке — новый — у. Таким образом — У Рижум — новый Рижум и лег в основу топонима Уржум.

 В одной из публикаций местной газеты краевед Г. Поздеева выска­зала свою точку зрения на проблему названия — Уржум. Она считает что топо­ним Уржум обозначает укрепление на горе. Ур — возвышенное укрепление, жон — спина, гребень, гора. Уржон — укрепление на горе.

 На страницах районной газеты в публикации краеведа Полякова была обнародована еще одна версия происхождения названия Уржума. Он считает, что перевод марийского названия Вурзым можно связывать с марий­ским вур — кровь и сум — кожура, кора. Вурзым кровавая река.

В продолжение этой версии можно  привести  следующее предание. Во время русской колонизации края, русские завоеватели, выждав момент, когда марийцы соберутся на большое моление (Меркумалтыш), застали их врасплох и перебили почти всех участников моле­ния. А было их около 10 тысяч. С тех пор, место того моления и именуется Вурзым — кровавая река.

Итак, из всего разнообразия гипотез, можно остановиться на точ­ке зрения ученого-языковеда из Йошкар-Олы И.С. Галкина. Скорее всего, на­звание — Уржум, соответствует домарийскому — лесная речка.

 

Она такая

Пусть речушка  — не река,
Пусть она не глубока,
пусть она не многоводна —
 в ней купаются свободно
золотые облака.

Солнце выглянет едва,
и заплещется плотва,
пескари, ерши, язята и нахальные щурята –
вся подводная братва.

А когда придет черед
ей ломать упругий лед,
посмотри, с какою страстью
над суровой зимней властью
быстро верх она берет.

Не речушка, а река!
Заливает все луга,
чтоб потом, после разлива,
в сочных травах, в грустных ивах
зеленели берега.

В. Карпов

 

Это все легенды о городе Уржуме. А вот что рассказывают о его жителях. «Уржумцы – крапивники. Прозвище это присвоено им с незапамятных времен. История его такова. По рассказам стариков, уржумцы – тогда «кугерцы» – сплели в память какого-то избавления – лычный колокол, подвесили его вместо каланчи на перекладине и стали звонить. Но колокол, вместо звона издавал чуть слышный звук: «шлык, шлык». Переглянулись уржумцы и смекнули, что колокол еще просит лыка. Тогда они еще ободрали сотню – другую лутошек, вплели лыки и зазвонили. Но результат получился прежним. Однако мужики не смутились и, подумав, решили, что колокол нужно  посушить. Но не успели они привести в исполнение свое намерение, как в первую же ночь поднялась не слыханная буря, колокол сорвало с перекладины и утащило неизвестно куда!

 Долго уржумцы разыскивали колокол, много было хлопот и тогдашнему воеводе с подьячими. Однако ровно через две недели, колокол нашли в крапиве в двух верстах от города…

Приехали воевода с комиссаром и учинили суд над колоколом. За побег решили его наказать крапивой. Некоторые подали, было голос за то, чтобы сослать колокол в отдаленные места  Сибири – на поселение, да дороги туда не знали, и поэтому колокол был втащен на баню, чтобы все толы (глаза) ему дымом выкоптило.

По речке, где нашли колокол… крапива и до сих пор обильно произрастает – жирная  и жгучая….   

Позабытый на бане колокол с годами разложился и зарос крапивой. То тогда уржумцы втащили на баню корову, чтобы крапива не пропадала даром, и пока голодная корова выедала крапиву, усевшись в  кружок, залихватски пели:

Ишо где это видано,
Ишо где это слыханное,
Штобы курица барана родила,
Поросеночек яичко снес и проч.

Эта песня и до сих пор сохранилась в Уржумском уезде; ее поют в воспоминание о «крапиве» и  «лычном колоколе»…

Отсюда и пошло название «уржумцы-крапивники».

 Мы с вами ходим по таким знакомым уржумским улицам, восхищаемся гармо­нично вписавшейся в совре­менность красотой старин­ных зданий, которые взяты под охрану государством. И, наверняка, не подозре­ваем, что под ногами у нас скрыта от взора другая «ар­хитектура». Не менее, а, мо­жет быть, более древняя, чем та, которая находится на поверхности.

«Уржум-то тут причем? — спросите вы. — Такой провинциальный городишка. Если бы не Сергей Киров, и забыли бы все его давно».

Но это не так… Именно в Уржуме хранятся под землей пока еще не изведанные тайны.

Среди корен­ных уржумцев бытует  много интригующих  рассказов о том, «как они, молодые парни, лезли в подземный ход, начинающийся на бере­гу Уржумки как раз напро­тив горсада. Запаслись фо­нариками, спичками. Внача­ле было еще ничего. Но за­тем дышать становилось все труднее и труднее. В конце концов наверху послышался грохот автомашин и телег: наверняка, были под улицей Советской. Дышать стало очень трудно, потому что не было вентиляции. И ребята вернулись обратно…»

Так откуда же этот под­земный таинственный ход?

Город Уржум строился у нас, как и везде на Руси, по стандарту. Стены, науголь­ные башни, проходные баш­ни с воротами. А еще были башни, через которые проле­гал тайный ход (или два) из крепости к реке и даже под дном реки, чтобы в случае осады крепости можно было существовать  и  спасаться. Так вот, вероятно, этот подземный ход и штурмова­ли юные добровольцы. А вот был ли у нас подземный ход под Уржумкой — это пока   неразрешимая загадка.

Важным моментом первых страниц истории города Уржума является ус­тановление имен основателей города. Имена эти зафиксированы в правой выпи­си Уржумскому Спасскому Цепочкинскому монастырю («…на владение Жеребцо­вым полем»). Запись датирована 1649 годом.

Тогда в ходе опроса («обыска») 56 местных жителей марийцев-старожилов сообщили, что «…ведают, а иные слышали от отцов своих и от чамские черемисы: как де поставили город Уржум воевода Володимер Головин да Семен Яропкин и деревни де Сарды у черемисы пахотные земли и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля и пашню уржумским детям боярским и стрельцам, а их де черемис, с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они ныне живут».

Эти сведения совпадают и с документами того времени. Согласно Раз­рядных книг в 1592 году В.В. Головин возглавил великокняжескую рать, собран­ную для подавления восстания в двенадцати волостях луговой черемисы В территорию, охваченную тогда восстанием, входила и уржумская земля.

За 1594 год в Разрядных книгах упоминается Семен Еропкин, который стал уржумским воеводой в марте 1594 года.

Таким образом, до нас дошли имена основателей города — ими были воеводы Владимир Головин и Семен Еропкин.

Известно и кто строил город. Первый историк Вятки А.И. Вештомов, в свое время, писал, что Уржум рублен был под надзором первых поселенцев солдат (стрельцов) с участием местного населения – марийцев.

 

В лето 7092

Из Казани со стрельцами
По развалам красных глин
Пробирается лесами
Ссыльный стольник Головин.

То-й гляди, в тебя вонзится
со стальной стрелою смерть:
Луговая черемиса
снова разорвала шерть.

Тяжела царя опала,
и герои страшных снов –
То Ондрейко, дьяк Щелканов,
То Бориско Годунов.

Не спастися  от  опришных…
На Москве полно беды.
Быша яко и не быша
мнози честные роды.

Едет казначей   вчерашний,
полон невеселых дум.
Едет в чащах строить пашни,
едет воевать Оржум.

А. Иконников

 

Первыми поселенцами города были стрельцы. К сожалению письменных ис­точников, о численности населения и его составе за первые годы, после основания, нет. Но уже в документах 1610 года в Уржуме упоминаются приказные люди Василий Вель­яминов и Юрий Змеев. Приказные люди в то время были основной фигурой честных учреждений («дьячея изба»). Они подчинялись Приказу Казанского дворца, что нахо­дился в Москве. Осуществляли эти приказные административное, финансовое и судеб­ное управление городом.

Стрельцы. Реконструкция А. Селезнева.

 

Известно, что в 1611 году уржумцы участвовали в ополчении против поляков (под началом казанского воеводы  Морозова), а в 1612 году — в Ниже­городском ополчении, Минина и Пожарского.

В 1614 году сто уржумских стрельцов были направлены против одного из казачьих атаманов Заруцкого, который после убийства второго Самозванца, бежал с его женой Мариной Мнишек в Астрахань (где был пойман и казнен). В 1614 году впервые упоминается и уржумский караул — таможенная застава.

В 1625 году в Уржум из Арска переводят воеводу Хотунского. С ним прибыва­ет постоянное войско. В то время в Уржуме было 20 конных служилых дворян. 200 стрельцов (вместе с ними стрелецкий голова и два сотника), 65 наемных солдат нового строя (из иноземцев), и 70 служилых людей (из новокрезщенов). Всего в Уржуме, тогда было 355 человек.

 

Таким образом, Уржум в XVIXVII столетиях был стрелецким горо­дом. Исходя из преобладания в составе населения стрельцов, учитывая двой­ное подчинение воевод (Москве и Казани) — можно сказать, что Уржум в XVII веке был пограничным (на границе с Казанью) городом-крепостью.

В то же время Уржум был административным центром округи, куда входили деревни и починки прилежащей территории. Естественно, что как административный центр, Уржум являлся центром торговли и был куль­турным  центром территории.

 Наш город

…Пускай невелик он собой,
И улочки прыгают с кручи,
Но стал он моею судьбой;
И в мире нет города лучше.

А. Бушмелев

 

 

 

Список  литературы

1.История  Вятского края  в преданиях, легендах и песнях / сост. А.А. Иванова; Изд-во Москов. ун-та. – М., 2006.- 476 с.  См: Уржумский  район.

2.Карпов, В. Уржум / В.Б. Карпов // Энциклопедия  земли Вятской. Т.1: Города. –  Киров, 1994. — С. 217-231.

3.Край родной — уржумская земля: стихи /Управление культуры  администрации Уржумского р-на; сост. Л.Б. Ручникова. – Киров, 2003 — 112 с.

4.О малой родине с любовью: [к 425-летию Уржума]. — Уржум, 2008. — 88 с. ил.

5.Помешиков, В.И., Карпов, В.Б. Уржум /В.И. Помещиков, В.Б. Карпов. — Киров, 1987.- 110 с.

 1,012 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>