Уржумская центральная библиотека

«Нет на Руси святее дела»

(Духовная живопись В. М. Васнецова в коллекции открыток Н. Б. Пентиной «Малый васнецовский вернисаж»)

 

Приглашаю на заключительную заочную экскурсию по «Малому васнецовскому вернисажу» – коллекции открыток Н. Б. Пентиной. Поговорим сегодня о религиозной живописи В. М. Васнецова. Что же мы знаем об этой стороне его искусства? Виктор Михайлович Васнецов, как известно, был представителем династии вятских священнослужителей в шестом поколении. Его религиозные чувства прошли через «горнило сомнений» в юности и сложные жизненные обстоятельства впоследствии. Однако заложенное в нем генетически сберегалось всегда. С православной верой он связывал собственные понятия о Долге, Любви, Отечестве.

В 1885 году художник принял заказ на роспись нового Владимирского собора в Киеве. Этот храм-памятник был построен в честь 900-летия крещения Руси. Васнецов считал, что православная русская Церковь достойна того, чтобы в ней работали настоящие художники, а не подрядчики. И в то же время он был твердо убежден в том, что невозможно превзойти в мастерстве древнерусских иконописцев, чьи иконы обладают огромной внутренней силой, дают человеку уверенность и веру, спокойствие и утешение. За 10 лет гигантского труда (1885-1895) Виктор Васнецов расписал четыре тысячи квадратных аршин площади собора, выполнил пятнадцать огромных композиций и тридцать отдельных фигур. Лики святых у Васнецова отражают все земные чувства – и простоту, и ласку, и горе, и доброту, и покорность… «…И тут вспомнил он, как жена впервые вынесла сына-младенца на воздух, и ребенок, впервые увидев голубое небо, потянулся к нему радостно. Вот тут и представилось ясно, что так надо сделать. Ведь так просто еще никто не писал!..» (В. Осокин «Виктор Васнецов»). Васнецовская «Божия матерь» – это земная женщина, несущая в мир своего ребенка. Таинственное спокойствие исходит от нее и от облика ее Великого Сына – и в начале, и в конце великой жизни, и в смерти, и в воскрешении. Современники восхищенно писали, что за эти образы художник достоин монумента.

Успех религиозных работ В. М. Васнецова не был случайным. Родившись с росписями Владимирского собора, он возрастал от работы к работе. Коллекция открыток знакомит с изображениями храмов, где совершенствовал свое мастерство духовного живописца Васнецов. Это храмы «Спас на крови», и «Спас-на-водах» в Санкт-Петербурге, собор в Варшаве, Дармштадтская русская церковь в Германии, Георгиевская церковь в городе Гусь Хрустальном. Значительная часть произведений храмовой живописи В. Васнецова до настоящего времени представлена в экспозициях или хранится в фондах музеев России.

 

Кировская искра. – 1998. – 6 июня (№ 68) – С.2: фот.

 279 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>