Уржумская центральная библиотека

«Веселы грады в стране берендеев»

(Творчество В. М. Васнецова как архитектора и декоратора – в коллекции открыток «Малый васнецовский вернисаж» Н. Б. Пентиной)

 

Рассказ о собрании «васнецовских» открыток Н. Б. Пентиной посвящен малоизвестным творческим увлечениям Виктора Михайловича Васнецова: архитектуре и театрально-декорационным работам. Это интересная и красочная часть коллекции – даже репродукции передают свет и магию виртуозно выполненных работ. У В. М. Васнецова была особенность, изумлявшая его современников: он легко переключал свое творческое воображение на любую область искусства и создавал свой собственный васнецовский стиль.

Архитектура не была случайным увлечением в творчестве художника. Он изучал и любил старинное русское зодчество. Главный смысл русских архитектурных форм находил он в сооружениях древнего Новгорода XI-XIV веков, это простота, ясность, чувство меры.

В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного. 1881-1882. Абрамцево.

В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного. 1881-1882. Абрамцево.

Памятью о первом архитекторском проекте Васнецова является небольшая церковь в подмосковном Абрамцеве, возведенная в 1881 году. По признанию художника, впервые он «почувствовал сладость архитектурного творчества». Его белоснежная, скромная церковь – древнерусский ушедший стиль – словно бы поднялась из глубины веков. Ее внутреннее убранство: иконостас, мозаичные полы, рисованный цветами клирос – всё сделано руками самого Васнецова.

"Избушка на курьих ножках" (1883)

"Избушка на курьих ножках" (1883).

 

В 1882 году, в том же Абрамцеве, на лесной опушке, он построил и сказочную избушку «на курьих ножках». Рожденная фантазией художника, как будто живая, «ковыляя и переваливаясь с боку на бок, она сама пришла из темного леса».

"Первоначальный проект фасада Третьяковской галереи" (1900)

"Первоначальный проект фасада Третьяковской галереи" (1900).

 

По рисункам Виктора Михайловича исполнены фасад Третьяковской галереи и бывший дом Цветкова на набережной Москвы-реки.

"Красное крыльцо и Грановитая палата". Проект наружной раскраски зданий (1900).

"Красное крыльцо и Грановитая палата". Проект наружной раскраски зданий (1900).

 

В 1901 году, когда возник вопрос о больших реставрационных работах в Кремле, художник представил четыре проекта по переустройству кремлевских зданий: Большого Кремлевского дворца, Красного крыльца, Грановитой и Оружейной палат. Собственный дом В. М. Васнецова в Москве был построен в 1894 году также по его плану и проекту. «Скромный, без лишних украшений белый фасад небольшого дома гармонично сочетается с зеленью тихого московского переулка. Над домом возвышается деревянная надстройка, напоминающая сказочный терем» (Из путеводителя по Дому-музею В. М. Васнецова в Москве).

"Изба. Проект дачной постройки" (1898).

"Изба. Проект дачной постройки" (1898).

 

Так в чем же была заслуга Васнецова – архитектора? Он создал собирательный образ русского национального строения, представлявшего сплав архитектуры крестьянских изб, древних теремов, шатровых храмов. Новый стиль активно использовался в строительстве в начале XX века. На открытках мы имеем возможность увидеть не только выполненные, но и невоплощенные проекты художника.

Дубовая роща в Абрамцеве (1883).

Дубовая роща в Абрамцеве (1883).

 

Абрамцево – усадьба «покровителя искусств» С. И. Мамонтова – сыграло значительную роль в жизни и творчестве В. М. Васнецова. Здесь, на сцене домашнего театра, Виктор Михайлович родился как театральный декоратор. Его эскизы и декорации к «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка» считаются непревзойденными до сих пор. С огромным удовольствием работал художник над лучезарной «Снегурочкой». Он создал шедевр, и это признали все. Глядя на волшебную вереницу сказочных образов, зрители начинали верить в существование слободы Берендеевки и её обитателей – нарядных и беспечальных берендеев, в чьих жилах текла горячая кровь их бога – Ярилы-солнца. Где нашел художник краски для изображения берендеевых палат и узорчатых костюмов? «На народных гуляниях в вятских и подмосковных деревнях; на русских вышивках, набойке и резьбе…» – отвечал Васнецов.

Мизгирь и Купава (1885-1886).

Мизгирь и Купава (1885-1886).

 

Снегурочка и Лель (1885-1886).

Снегурочка и Лель (1885-1886).

 

Весна-красна и Дед Мороз. Эскизы костюмов к опере Снегурочка (1885-1886).

Весна-красна и Дед Мороз. Эскизы костюмов к опере Снегурочка (1885-1886).

…Вот мудрый царь Берендей (в нем мы видим знакомые «васнецовские» черты), вот хрупкая Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Вот сам Мороз – светловолосый русич – «косая сажень в плечах», вот беспечный Лель, изящный Мизгирь, печальная Купава. Вот завистливая Бобылиха и бирюч-глашатай – «Слушайте-послушайте, государевы люди!». Такими их мог создать только Виктор Васнецов, другими их представить невозможно!

Деятельность В. М. Васнецова как декоратора была кратковременной. Тем не менее, он добился результатов, вызывающих восхищение. Долгие годы художник наблюдал и изучал памятники народного искусства. Память мастера, влюбленного в народное творчество, отдала свои сокровища людям!

 

Кировская искра. – 1998. – 14 мая (№ 57). – С. 2: ил.

 558 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>