Уржумская центральная библиотека

Н. Н. Арбузова. Из истории города Уржума

1. Наш край в IX-XVI веках

 

В конце первого тысячелетия нашей эры, по мнению вятского историка П. Н. Луппова, на территории бывшей Вятской губернии появляются финские народности удмурты (вотяки) и мари (черемисы). Под напором славянской колонизации с запада мари, обитавшие в Среднем Поволжье, двинулись на восток и постепенно оттеснили удмуртов к берегам Вятки и далее за реку. Об этом движении свидетельствуют археологические данные и сохранившиеся географические названия.

В Вятской губернии мари расселились на правобережье Вятки в бывших Яранском, Уржумском и Малмыжском уездах. Оставшиеся удмурты или перерождались, сохраняя удмуртский тип речи (например, в Мари-Турекском районе), или сливались с мари и входили их состав. О слиянии удмуртов и мари говорит то, что целый ряд марийских селений сохранил старинные удмуртские имена, в то время как обычно новые пришельцы не придерживались старых местных названий. Так, например, сохранилось удмуртское название поселения – Уржум («белку вижу»)*, тогда как мари заменили его новым – Пюж-еда или Нюж-ола («крапивный город»). Малмыж – тоже удмуртское название, заменённое у мари на Кур-ола («лубяной город»).

С IX по XIII века мари и удмурты находились под политическим и культурным влиянием Камской Болгарии. Затем, после её разгрома во второй четверти XIII века, они попали вместе с болгарами под власть татаро-монгольской Золотой Орды, грабившей и облагавшей данью покорённые народы. Но болгарское влияние продолжалось и позже – до первой половины XV века, когда на развалинах Камской Болгарии возникло татарское Казанское ханство со столицей Казанью. В состав Казанского ханства вошла южная часть бывшей Вятской губернии. В этот период усилилось заселение её татарами, начавшееся ещё ранее со времени нашествия татар в XIII веке.

Под властью казанских ханов оказался ряд народностей Поволжья и Прикамья, в том числе мари и удмурты, которых ханы жестоко угнетали и заставляли платить высокий ясак беличьими шкурками и выполнять воинские и другие повинности.

Под владычеством татар культура и быт мари почти не изменились. Главными занятиями их оставались по-прежнему добыча пушнины, бортничество, земледелие и скотоводство. Жили мари в разбросанных по лесам деревушках, где легче было скрываться от врагов в укреплённых убежищах, чем по рекам. Более крупных селений было очень мало.

Татары сохранили власть марийских старейшин «князей сотных», выделившихся из марийских общин значительно ранее и стоявших во главе своих соплеменников. Марийские предания отмечают наличие князей в различных местностях, а вятские мари сохранили отчётливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум.

Эта местная знать – «князья сотные» или «сотники», «сотские», по русским документам, близко стояла к господствующей феодальной знати Казанского ханства. Трудящиеся народные массы «чёрные люди» нередко выступали против национального и социального гнёта Казанского ханства.

Казанское ханство являлось большой угрозой для восточных окраин Руси, разоряемых воинственными казанскими феодалами, и серьёзной помехой для развития экономических и культурных связей Руси с народами Среднего и Нижнего Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Передней Азии и Сибири. Борьба Руси с казанским ханством стала частью общей борьбы за объединение русских земель и создание единого Русского государства, борьбой за торговые речные пути – Волгу и Каму и за плодородные земли Среднего Поволжья, привлекавшие русских помещиков.

Наступление Руси на Казань, начавшееся со второй половины XV века, особенно усилилось в XVI веке. В 1552 году Московское правительство снарядило для похода на Казань огромное войско (150 тысяч человек) во главе с царём Иваном Грозным. 2 октября 1552 года Казань была взята штурмом. Казанское ханство было уничтожено, а народности, его населявшие, вошли в состав Русского государства, что способствовало их экономическому и культурному развитию и укреплению связей с русскими.

Но наряду с этим положительным влиянием русский царизм проводил политику угнетения и христианизации местного населения, увеличил ясак с трудящихся и предоставлял ряд льгот местным феодалам и новокрещёнам (обращённым в христианство), намеренно поддерживая этим социальную рознь; много земель раздавалось русским помещикам, монастырям и церквам.

На протяжении всего XVI века происходили массовые восстания народов Поволжья за освобождение от национального и социального гнёта, против царизма, русских помещиков и местных феодалов. Эти восстания нередко использовались казанскими, ногайскими и крымскими феодалами, враждебными Москве, с целью отрыва края от Руси. Восстания жестоко подавлялись московскими воеводами.

В 1552-53 гг. впервые в русских документах в описании карательных походов против казанцев Андрея Курбского и воевод Назария Глебова и Даниила Адашева упоминается Уржум, до которого доходили их отряды**.

Русским правительством в конце XVI века для окончательного освоения и покорения края на землях мари были построены города-крепости Царёво-Кокшайск (Йошкар-Ола), Кокшайск, Яранск, Царёво-Санчурск, Уржум и Малмыж.

Точной даты превращения марийского Уржума в русскую крепость нет. В большинстве изданий указывается 1584 год, а вятский историк Луппов даёт дату – 1588 год.

Исторических документов с описанием основания в Уржуме русской крепости, по-видимому, не сохранилось. Лишь в грамотах XVII века Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, встречаются рассказы уржумских и чамских черемис при опросах о городе: «Как де поставили город Уржум воеводы, и деревни де Сарды у черемис пахотные и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля в пашню уржумским детям боярским и стрельцам, их де черемис с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они и ныне живут».

По словам первого вятского историка начала XIX века Вештомова, «город сей (Уржум) рубили около 1584 года черемисы при помощи и надзоре тогдашних служилых солдат, которыми и черемисою сначала и был заселён».

* Устаревшая ложная этимология.
** Нет доказательств того, что это был современный Уржум. Населённых пунктов с таким названием было немало. Например, Уржум-Поля на Уржумке в Мари-Турекском районе.

 9,701 total views,  37 views today

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 2 из 11 ): « Предыдущая1 2 34 ... 11Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>