Уржумская центральная библиотека

В. Ветлужских. Легенды учат добру

В 1991 году в Марийском книжном издательстве вышел сборник «Марийский фольклор, мифы, легенды, предания». Его составитель, ученый из Йошкар-Олы В. А. Акцорин, сумел собрать бесценные факты. Проделана огромная работа, по крупицам восстанавливается история народа мари, запечатленная в легендах, преданиях. Многие материалы явились результатом проведенных в разные годы и разными людьми экспедиций. И объединяет всех исследователей большая любовь к своему народу, его культурному наследию, стремление как можно больше запечатлеть, сохранить те россыпи преданий, легенд, что хранит память народа.

Нам, уржумцам, эта книга – бесценное подспорье для изучения истории земли уржумской, ведь многие записи велись у нас в районе. Верхняя Шурма, Ешпаево. Здесь сохранились в памяти старожилов факты прошлого. Много интересного и поучительного в опубликованных легендах. Ученые-скептики с большой осторожностью относятся к такого рода источникам. Для истории-де мало одних легенд, нужны исторические памятники. Все это, конечно, так, но нам, уржумцам, небезынтересны и легенды, ведь изученных и описанных памятников той эпохи немного на уржумской земле.

Итак, легенды… Пожалуй, на мой взгляд, главными являются предания о Тюкан Шуре и Акмазике – марийских князьях, владения которых – Шурма. Начало заселения наших мест пришедшими с Тюкан Шуром марийцами связано с монголо-татарским нашествием, борьбой коренного населения за свою независимость. Свободолюбивый князь (а иногда в легендах Тюкан Шур именуется и царем марийцев) собирает совет, на котором обращается с призывом к своим соплеменникам уйти из-под зависимости татарских ханов и образовать свое государство. Эта мысль была подхвачена сподвижниками Тюкан Шура. И вот снялись они с обжитых мест и отправились по реке Каме, а потом по реке Вятке, пока не облюбовали места в низовьях речки Шурминки. Тюкан Шур был избран  верховным вождем, главнокомандующим. Исполнителем и духовным наставником стал живший в Кукарке (Советск) Курыг Кугу Ен (Великий Горный Человек).

В совет вождей входили князья более низкого ранга: Чумблат, Эшполдо, Мамаш, Петиган, Янгелде, Актыгаш, Токман, Танай, Штрек, Танатар, Пакшай, Долгоза и другие. Эти поместные князья жили на уржумской и шурминской землях. И именно их именам обязаны происхождением названия наших населенных пунктов: Толгозино, Мамашево, Эшполдино, Актыгашево и других. Да и такие фамилии, как Танатаров, Токманов, Петиганов, Эштреков, – отголоски имен сподвижников Тюкан Шура.

Сам Тюкан Шур свое прозвище «рогатый» (шур – рог) получил, возможно, так. По одной из легенд во время переселения марийцы нашли на своем пути рог, отдали его вождю. Тюкан прикрепил рог к головному убору, да так потом и ходил постоянно. Кстати, и слово «тюкан» означает «рогатый». Отсюда, по моему мнению, и река Шурма, и селение, где обосновались марийцы, связаны со словом Шур. Селение стало именоваться Шурмари. Шурма – земля Рогатого. Шурмари – рогатые мари, то есть люди, пришедшие вместе с Тюкан Шуром и служившие ему. Став вождем, Тюкан Шур ввел своеобразные порядки, которые впоследствии и стали причиной его смерти. Во-первых, по решению совета князей был введен ясак в виде денег и пушнины. Кроме ясака в качестве налога было узаконено право Тюкан Шура на первые три ночи с невестой. Если жених не отдавал свою невесту Тюкан Шуру, то тогда его били в дни шорыкйола (дня судьбы или суда). Порядок проведения шорыкйола включал в себя подготовку: до его наступления по приказу верховного правителя готовили угощения для всех участников – ставили медовуху, варили квас, пекли блины. Накануне организовывали всенародное моление. Карт (жрец) читал молитвы, во время которых шестеро судей сидели за столом, а собравшиеся люди молились стоя или же на коленях. После моления начинался праздник. Все присутствующие угощались мясными, хлебными блюдами, различными напитками. После угощения начинал свою работу савыш (палач). Одежда савыша украшалась блестящими украшениями, звенящими и грохочущими металлическими изделиями. Многие собравшиеся обряжались в зверей и по распоряжению судей заставляли держать ответ тех, кто совершил преступления или нарушил законы общества.

Другим требованием Тюкан Шура было такое: первого ребенка мать должна была доставлять ему. Вместе с ребенком она вручала ему лепешку. Принимая ребенка и лепешку, Тюкан Шур молился богам. Согласно легенде, Тюкан Шур пронзал ножом сердце принятого ребенка и выпивал его кровь. Чтобы продлить свою жизнь, душу ребенка клал в кошелек для денег, который постоянно носил на животе, под рубашкой. Никто не мог ни увидеть, ни украсть этого кошелька, поэтому Тюкан Шур жил долго. Легенды наделяют марийского верховного правителя недюжинными способностями. Например, зимой Тюкан Шур любил ходить на лыжах. Изготовлены они были из поющего клена. Палки были из трехлетнего ивняка. Лыжи сами несли его туда, куда он хотел, а попадавшие на пути деревья уступали ему дорогу. Однажды он наказал жене поставить кипятить воду для ухи, а сам тем временем, надев лыжи, помчался на Уржумку ловить рыбу. И как только начала закипать вода, появился с рыбой, успев пробежать за короткое время шестьдесят верст туда и обратно. Любил он ходить на лыжах за рыбой к Мари-Билямору. Раз жители Билямора поймали его, повели в селение и хотели проучить. Но Тюкан Шур вырвался и помчался, как ветер, на своих лыжах. Биляморцы увидели лишь клубящийся след.

Возвратился Тюкан Шур домой и узнал о большом горе. Во время его отсутствия беглецы-разбойники ограбили его илем, захватили с собой хранящиеся в запасе мед и пушнину, а жену зверски избили, исхлестав горячим веником, исполосовав все тело. Узнав от жены, в каком направлении скрылись беглецы, Тюкан Шур снова встал на лыжи и помчался вдогонку. Завидев разбойников, он стал посылать в них стрелы. Первая стрела пронзила шапки всех двенадцати разбойников и воткнулась в дерево. Беглецы тоже стали посылать стрелы в Тюкан Шура, но тот, посмеиваясь, ловил их и складывал в подол рубахи. Разбойники удивились и стали, как пни, а разгневанный Тюкан Шур колотил их до тех пор, пока те не взмолились, обещая отдать дорогие товары, много богатства. Отпустил их верховный правитель, но взял с них слово, чтобы впредь они ногой не ступали в его владения. После этого случая жена Тюкан Шура прожила недолго, умерла, угасая от ран, оставив маленькую дочь Унавий. После смерти жены Тюкан Шур еще больше стал притеснять марийских женщин, глумиться над ними, отбирать у них детей до десяти лет. Марийский народ жил под ярмом. Тюкан Шур, по преданиям, жил полтора века. Родился он где-то в 1450-60 годах, а умер около 1600 года.

К концу правления Тюкан Шура одна умная и храбрая марийка решила избавить женщин от унизительного ясака. Приближалось время отдавать ей своего ребенка, но уж очень любила она своего сына, никак не хотела расставаться с ним. И вот замесила эта женщина на своем грудном молоке овсяную муку и испекла лепешку, которую по обычаю, отдала верховному правителю, приведя к нему своего сына. Отведал Тюкан Шур лепешки и спросил: «Как ты сумела испечь такую вкусную лепешку?». Женщина ответила, что уж очень любит своего сына, а испекла лепешку на грудном молоке, которое он еще не дососал. Сказав это, женщина оставила сына верховному правителю и вернулась домой. Тюкан Шур положил свою голову на колени ребенку и попросил его поискать в голове насекомых. А марийцы давно знали о его хитрых повадках, поэтому мальчик тут же достал свою лепешку и начал ее разжевывать. «Что ты ешь?» – спрашивает Тюкан Шур. «Лепешку», — отвечает мальчик и протягивает её верховному правителю. Тот тоже начал есть лепешку и хвалить ее. «Мама её замесила на своем грудном молоке. Она не хотела отдавать меня тебе, поэтому так и сделала», – сказал мальчик. Тюкан Шур сделал для себя вывод: «На своем грудном молоке все женщины растят своих детей. А ведь и я как бы попробовал грудного молока этой женщины. Таким образом, она стала для меня как бы матерью, а мальчик как бы братом, поэтому я никак не могу его трогать, лучше оставить его в качестве сына». С тех пор марийцы перестали отдавать Тюкан Шуру своих детей в качестве ясака, но он сохранил право отбирать у женихов невест на три ночи. А мальчику тому дали имя Акмазик.

Прошло время. Приемному сыну Тюкан Шура пошел восемнадцатый год. Подросла и дочь Тюкан Шура, Унавий. В детстве Акмазик часто играл с Унавий и, повзрослев, влюбился в нее. Унавий была стройной и красивой. Пришла пора выходить ей замуж. Отец решил отдавать ее за своего подчиненного, князя Чумблата, хотя тот был дряхлым стари­ком. Однажды на совете он пообещал Чумблату отдать свою дочь за него замуж после большого осеннего моления. Акмазик, тайно проникнувший на этот совет, услышал слова Тюкан Шура. И он, вопреки закону, вышел перед старейшинами и заявил, что отец насмехается над своей дочерью, не хочет считаться с ней.

Старейшины завозмущались такой дерзостью, решили убить Акмазика, но тот убежал. Встретившись с Унавий, он рассказал ей о намерении отца. Очень печальные, они скрылись в глубоком овраге и, посоветовавшись, решили бежать и рассказать людям о зле, творимом Тюкан Шуром, чтобы всколыхнуть в них накопившиеся обиды. Но потом Унавий придумала другое. Она сказала Акмазику, что отец ее очень любит мыться в бане. И тому, кто приготовит для него баню, он готов простить все обиды, забыть все свое зло. А когда он разденется в бане, нужно украсть его кошелек с душами детей. Тогда он умрет.

Так они и поступили. Истопили горячую баню. Тюкан Шур разделся в предбаннике и вошел в баню. Акмазик и Унавий похитили его кошелек, и Тюкан Шур умер. Старейшины похоронили его на бугре, невдалеке от святой рощи. На могиле его посадили дуб, который потом разросся до громадных размеров. Говорят, что пень от этого дуба был заметен даже в 1924 году. А Унавий и Акмазик стали жить в своем доме. Акмазик разослал по всему краю приглашение на совет князей. На этом совете он высказался против насилия и зла, говорил, как надо жить дальше. Старейшины защищали прежние порядки, но они не смогли переспорить молодых князей. В конце концов, были отменены все старые обычаи. Не надо стало отдавать невесту верховному правителю на три ночи, а женщинам – своего первого ребенка. Верховным правителем был избран Акмазик, его стали почитать за справедливость и храбрость. Жил он 105 лет и умер в 1690 году.

Таков общий сюжет, который я собрал из легенд, опубликованных в сборнике, подготовленном В. А. Акцориным. Подобные легенды слышал и я от старожилов Верхней Шурмы и Акмазиков, иногда с другими подробностями. Так, один из старожилов в Верхней Шурме говорил, что лыжи Тюкан Шура были из ильма. Подробнее он рассказал и о Курук Кугу Ене (Большом Горном Человеке), жившем где-то около нынешнего Советска (бывшей Кукарки). Его звали еще Кугу Арка (Большой Хребет). Он был духовным наставником при Тюкан Шуре, пережил его. Когда этот край начали осваивать русские, то храбро защищал свои владения. Но русские перехитрили Кугу Арку, поняв, что не взять его силой, они взяли его лестью. Они объявили Кугу Арку святым, поставили в его честь часовенку, стали ему поклоняться. Возгордился Кугу Арка и пошел на согласие с русскими, предав интересы своего народа. Часть же его людей, поняв обман, бежала. Их преследовали, притесняли. Они вынуждены были скрываться в лесах, даже жить на деревьях. А потом ушли из тех мест в район сегодняшней Байсы. Кстати, и местный байсинский краевед С. И. Соловьев считал, опираясь на рассказы стариков, что байсинские мари – выходцы из-под Кукарки. Кто знает, быть может, и поселение, где жил Кугу Арка, получило название от его имени: Кугуарка – Кукарка? И еще мой собеседник отметил тогда одну немаловажную деталь: Тюкан Шур был последним некрещеным марийским князем, а Акмазик стал первым крещеным. Это вполне вероятно, так как начало XVII века стало началом активной христианизации уржумских марийцев, особенно после открытия Цепочкинского монастыря. Легенды легендами, а недавно вблизи Акмазиков (по легендам – резиденции марийских князей) обнаружен обширный могильник, датируемый XV-XVII веками, то есть как раз тем временем, о котором рассказывают легенды. Может быть, и красавица Унавий, и храбрый Акмазик покоятся как раз там?

Кировская искра. – 1994. – 27 сентября (№ 113). – С. 3.

 557 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 15 марта, 2022

 
Яндекс.Метрика /body>