Уржумская центральная библиотека

Наталья Смирнова. Без праведных граду стояния нет

Возвращаясь в прошлое, мы вспоминаем не только значимые события, но и людей, которые оставили след в нашей душе. Что составляло духовную жизнь уржумцев в пору нашего детства и юности в конце шестидесятых – начале семидесятых годов? Библиотеки, прекрасный книжный магазин; кинотеатры, спектакли самодеятельного театра при Доме культуры, нечастые гастроли областного драмтеатра и, конечно же, краеведческий музей и его организатор и директор Наталия Николаевна Арбузова.

В музее мы с подругами бывали часто. Это не были запланированные посещения, мы заходили в музей, просто идя мимо. Маленькая комната на втором этаже старого Дома культуры со множеством экспонатов. Наталия Николаевна, примостившись в уголке, что-то пишет или читает. Приветливый взгляд, добрая улыбка – и начинается рассказ о прошлом Уржума. Нам всегда было интересно, но мы не задумывались о том, сколько сил, творчества вложено в дело создания музея. В одной из своих книг кировский краевед Евгений Петряев пишет: «Здесь за каждым экспонатом долгие поиски, изучение, описание, подготовка к показу. В больших музеях каждый этап работы выполняет специалист. Арбузовой почти все приходилось делать самой, по «правилам науки», не допуская дилетантства: посетители бывали разные: до академиков включительно».

Наталия Николаевна была очень разносторонним человеком. На всю жизнь мне запомнился такой случай. Как-то мы пришли в музей на выставку произведений кировских художников. До этого живопись я знала по репродукциям в книгах, альбомах, часто рассматривала их в книжном магазине (вся левая от входа стена была занята качественными репродукциями известных произведений), но настоящие картины видела впервые. Как полтора десятка картин можно было разместить в такой маленькой комнате? Наверное, никто кроме Н. Н. Арбузовой этого бы не сделал, а у городского руководства другого помещения, видимо, не нашлось. Наталия Николаевна увлеченно говорила о картинах, интересовалась нашим мнением. Мне понравилось всё, и только про одну картину, которая называлась «Березовая роща», а изображено было что-то непонятное, я бесцеремонно сказала:

— А это мазня какая-то!

На что Наталия Николаевна улыбнулась и ответила:

— Эту картину нельзя рассматривать с близкого расстояния, отойдите метра на два (это было проблематично, но я отошла, почти наступив на бивни мамонта), так, а сейчас сложите ладони трубочкой и поднесите их к глазам, как будто смотрите в бинокль. Посмотрели? Что видите?

— Вижу! – изумилась я. – Березовую аллею и тропинку в этой аллее. Здорово!

Это был урок на всю жизнь: никогда не говори плохо о том, в чём плохо разбираешься. И, может быть, начало моей любви к живописи.

Нас тогда удивило, что Наталия Николаевна так хорошо разбирается в живописи. Откуда у этой пожилой женщины такие знания? Мы видели, что Н. Н. Арбузова очень образованный, умный человек, но кто она, откуда – не знали.

Сейчас, прочитав много краеведческой литературы, я выяснила, что мама Наталии Николаевны Надежда Васильевна имела художественное образование, преподавала рисование и черчение в Вятской гимназии. Бабушка Ольга Александровна из старинного вятского купеческого рода Рязанцевых, многие представители которого не были чужды искусству. Двоюродная сестра бабушки Александра Владимировна Рязанцева была замужем за художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Арбузовы и Рязанцевы состояли в родстве с купеческим родом Хохряковых, из этого рода вышел известный художник-пейзажист Н. Н. Хохряков, друг Аполлинария Васнецова. До конца жизни Наталия Николаевна дружила с Любовью Аркадьевной Васнецовой, своей четвероюродной сестрой, талантливым скульптором. Рязанцевы – один из самых известных вятских купеческих родов. Они вели обширную торговлю, владели бумажной фабрикой в Орловском уезде, им принадлежали самые красивые особняки в дореволюционной Вятке. Наталия Николаевна, потомок этого рода, не имела ничего, кроме диплома Ленинградского университета, страсти к жизни и любимому делу. Старожилы Уржума вспоминали, насколько неприхотлива была она в быту, скромна в одежде. Жила в маленькой комнатке, да и ту превратила в филиал своего музея. Вот как писал о ней поэт Евгений Замятин:

Не о славе и званьях,
Не о деньгах забота,
Не о том, чтобы всюду
торчать на виду.
И желанья, и воля,
и капельки пота
Безраздельно любимому
отдаются труду.
И любимое, дело
Человеком владеет
Безраздельно и властно
И славится им.
И смущённые годы отходят,
робея,
И стает человек навсегда
молодым.
По дороге раздумий
По кремнистой дороге
Я за истиной древней
Шагаю вослед:
Простоит этот город
Без меня и без многих,
Но «без праведных граду стояния нет».

 Праведная. Праведница. Такой она осталась в памяти уржумцев.

Н. Смирнова, учитель школы № 2.

Кировская искра. – 2011. – 4 авг. (№ 93). – С. 3.

 319 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Среда, 28 июля, 2021

 
Яндекс.Метрика /body>