А. Ф. Петрушин. Кугувай Асе Еноктаев – строитель нового общества
В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Александра Ивановича Еноктаева (1904-1947), советского и хозяйственного работника, ветерана Великой Отечественной войны. В 1926-1927 годах он работал председателем Сосновского сельского Совета. В январе 1928 года вступил в ВКП(б). В 1929-м в деревне Тюм-Тюм организовал коммуну имени 1 августа, её председатель. С мая 1932 года – заведующий производственным участком Шурминской МТС, в 1933-1934 годах председатель колхоза имени Жданова, с сентября 1935 года – заведующий Местранса, который был учреждён в том же году. В 1935-1936 годах председатель Киселевского сельсовета, с июля 1937 года работал помощником уполномоченного по заготовкам.
Одно время он дружил с русской женщиной из села Шурма, которой признался, что хочет Шурминский район присоединить к Марийской АССР. Она заявила об этом куда следует. 15 октября 1938 года особым совещанием при НКВД Еноктаев был приговорён по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Сначала сидел в уржумской тюрьме. Его часто навещала сестра Ефросинья Ивановна. Выходила из Тюм-Тюма в 3 часа утра и приходила в Уржум в 11 часов дня. Передавала необходимое – и обратно. В тюрьме он подвергался пыткам: на голову капали воду. Позднее был отправлен на Колыму.
В 1941 году он добровольно вступил в ряды РККА и отправился на фронт. Войну завершил в качестве стрелка запасного стрелкового полка на 3-м Украинском фронте, вернулся домой в 1945 году. На Колыме он подорвал здоровье, после войны прожил всего два года, заведовал фермами колхоза имени Жданова.
По метрике – он Александр, но у нас всех Александров зовут Асе. Прозвище Кугувай перешло от отца Ивана Степановича. Кугу – большой, вай – возможно, от слова бай, то есть голова. Очевидно, был головастый мужик, в смысле умный.
Родился и вырос Иван Степанович в Тюм-Тюме. Его жена Наталья Яковлевна в 1959 году рассказала свою историю учёному Виталию Александровичу Акцорину, который собирал местный фольклор: «Моего мужа Еноктаева Ивана Степановича, 1882 года рождения, в 1919 году застрелили татары, чтобы завладеть его лошадью. Вдовой прожила, пятерых детей воспитала. В годы образования коммуны вступила туда.
Дом и скотину тоже отдала туда и сама жила в коммуне. Коммуна просуществовала до 1935 года, а нас и сейчас зовут коммунарами. Сыновья работают в колхозе, один погиб на войне. Дочь замужем». Наталья Яковлевна (1884-1972) родилась и выросла в с. Большой Рой. Она прекрасно пела. «Илишиже могай – муружат тугай» (какова жизнь – такова песня), – говорила она. Она спела В. А. Акцорину около ста частушек. Вот одна из них:
Юмушто чолга шӱдӱурет
Икте веле огыл але.
Тӱня ӱмбалне пиалдыме
И к минь веле огыл але.
(В мире ярких звёзд немало, возможно, и я не одна живу без счастья).
А вот как писал о коммуне начальник экспедиционного отряда Ксенофонт Архипович Четкарёв в журнале «У вий» в 1935 году: «На правом берегу Вятки видна деревня Тум-Тум. От пристани недалеко, где-то километра два, поэтому лошадь не заказывали. Перед тем, как войти в деревню, мы остановились в коммуне. Строения большие и красивые. Сначала на горе встречается большой двухэтажный дом. Это правление коммуны. А на первом этаже живут коммунары. Слева тоже большой дом. Там квартиры. Квартиры коммунаров очень чистые. На полу нет ни соринки, нет и мух. На окнах белые шторы и красивые цветы. По чистоте коммунары пошли далеко вперёд. Хозяйством коммунары тоже живут богаче остальных. Для коров и свиней, которые также содержатся в чистоте, имеется отдельный хлев. Животные упитанные, чистые, весёлые. Поросят на ферме моют через день, поэтому во время бега кажутся словно белые березы. Хорошо ухаживают и за лошадьми, поэтому и весеннюю вспашку закончили раньше срока. В коммуне половина русские, половина марийцы. Поэтому кулаки с целью распада коммуны хотели сделать межнациональную вражду. Сейчас кулаков прогнали и работают марийцы и русские как одна семья. Разговаривают на русском и на марийском языке. А песни слышны больше марийские.
При организации коммуны имени 1 Августа А. Еноктаев отдал много сил. Умеет найти общий язык с народом, умело направляет работу, поэтому его любят, уважают и слушаются коммунары. Познакомившись с коммуной, мы собрались покинуть помещение.
– Вещи не таскайте, на лошади привезём, – сказал председатель коммуны и забрал наши чемоданы.
Сразу выписал ордер на покупку рыбы».
Александр Иванович был прекрасным оратором. В зале, когда он начинал выступать, устанавливалась полная тишина и все внимательно слушали. Вот отрывок из его речи на 2-м Чрезвычайном съезде Советов Шурминского района, который проходил 11-13 октября 1936 года:
«В марийских школах русский язык преподаётся плохо. РОНО не имеет инструкторов, знающих марийский язык, не проверяет преподавателей. Необходимо строительство марийской неполной средней школы в районе… Проект Конституции среди мари обсуждён плохо – нужно достать его для мари на их языке, подобрать людей для обсуждения из мари».
Выступал он, будучи председателем Киселевского сельсовета. В том же году, 30-31 декабря, проходил пленум Шурминского райисполкома, посвященный одобрению новой Конституции СССР, где Александр Иванович сказал:
«Конституция даёт большие права национальным меньшинствам. Царским правительством мари были обречены на вымирание. Только Октябрьская революция спасла их от вымирания. Сталинская конституция закрепила все права, данные народам Советского Союза, и их нужно полностью проводить в жизнь. Однако наше Районо и КОГИЗ нарушают эти права. Они не обеспечивают мари литературой на родном языке. Между тем, литературу в любом количестве можно достать в г. Йошкар-Оле».
Александр Иванович был женат на Елизавете Ильиничне, 1902 года рождения, детей у них не было. Недолгую жизнь прожил Александр Иванович Еноктаев, но успел сделать многое. Кем он только не работал, куда только не посылала его партия! И везде он проявлял себя грамотным, ответственным и порядочным человеком. И если бы не тот донос, мог бы ещё многое сделать для людей. Он реабилитирован уже после смерти, в 1989 году.
Мы не должны забывать своих героев. Они надолго должны оставаться в наших сердцах, в нашей памяти. Поэтому советом местной национальной культурной автономии «Уржум мари» решено было установить в честь А. И. Еноктаева памятную доску из гранита на Доме культуры д. Тюм-Тюм. Это было совершено 11 июля. Доска изготовлена на средства жителей его родной деревни.
Марийский мир. – 2019. – № 2 (май-август). – С. 50-51: фот.
615 total views, 1 views today