Уржумская центральная библиотека

А. Ф. Петрушин. Марийская национальная одежда жителей д. Тюм-Тюм в середине ХХ века

 

Одежду тюм-тюмские женщины шили сами из конопляного холста. Холст ткали на ткацком станке, который был в каждом доме. Ткали зимой. Зимой же долгими вечерами вышивали, украшали платья. Разными узорами вышивали подол и грудь, а также манжеты рукавов. Подол, кроме этого, украшали ещё тесьмой, монетами, «блёсткой» и «вьюнком». Головной убор также вышивали и украшали тесьмой, лентой, монетами, каурой.

А вот как проходил процесс изготовления ниток из конопли. Коноплю раньше сажали так же, как и картошку, каждая семья. Весной сеяли, а осенью вырывали вместе с корнем, затем корень вырубали топором, а стебли вместе с колосками вешали сушить. После молотили семена, а из стеблей делали стопы. В сентябре месяце на лошадях снопы увозили на озёра и складывали в воду. Возили на Якин-озеро, Линь-озеро, Плотва-озеро и другие. Где-то через месяц, в октябре, снопы вынимали из воды и снова на лошадях привозили домой, вешали до весны в огороде. Весной снопы мяли на ступе. Мятую коноплю клали в шар и толкли. Затем чесалкой вычесывали мусор и грубые волокна. После пряли нитки. Готовые нитки смешивали с золой и клали в горячую русскую печь на сутки для отбеливания. Вынимали из печи, на Вятке промывали и сушили. Затем наматывали на барабан, потом на эргыме, а оттуда на ткацкий станок, где ткали и получали холст.

Нагрудный разрез женской рубахи асимметричный, широкой вышивкой «мель» тёмно-красного цвета. Вышивка располагается также на плечах и на манжетах рукавов, по подолу. У халата на спине полоска из кисточек монетами, подол также вышивали. В праздничном комплекте было два пояса: «пота» – красный широкий, обматывающий два раза вокруг талии, концы свободно спускаются вниз и узкий с кистями – «шерчанушто».

Специфичен головной убор тюм-тюмцев, который называется «тюрик» (калпак). Сама форма головного убора такая. По размерам он несколько шире, чем в других регионах. Мысик его покрыт ковровой вышивкой, края украшены бисером, внутрь вкладывается картонный каркас, поэтому сам мысик «калпак-вуй» при надевании располагается надо лбом, перпендикулярно лбу, так что нашитые вместе с бисером монетки свешиваются вниз. Центральная часть тюрика вся заполнена полосами вышивки. От мысика идёт композиция «мировое дерево». Затем лишь небольшой незаполненный вышивкой кусок холста и далее многочисленные ряды растительно-геометрического орнамента. Узкие и широкие полосы чередуются. А позатыльная часть расширена книзу. Она из красной ткани с нашивками тесьмы, монет, бусин. А по бокам головного убора по всей длине такие же полосы, вышивка и окантовка красным материалом. Поверх головного убора надевается платок, завязывающий узлом под подбородком.

В костюм также входят портянки, лапти традиционного марийского плетения с тупым личиком в 3-4 лычки. Суконные обмотки «симь-иштыр» специфично украшены: красно-зелёными короткими кисточками, бисером, монетами, обвязкой крючком.

Сохраняются зелёный суконный кафтан «сивин», как принадлежность костюма свахи и красная шапка с лисьей опушкой «ривиж-ушпо», а также комплекс шейно-наушных и лобнотеменных девичьих украшении. Налобная девичья повязка «уп омо» представляет собой бисерную сетку с монетами понизу, а шейно-наушная подвеска кроме подобной сетки включает в себя и украшения округлой формы около ушей и пришитые к ним крашенные в розовый цвет заячьи хвостики.

В комплект костюма входят также черный кафтан «мыжер» сшитый из сукна, одевали его обычно осенью, ранней весной. И чёрный кафтан «сим-шубер», который шили из чёрного коленкора с подкладкой и носили обычно в менее прохладную погоду. Эти два кафтана, а также шубу шил для тюм-тюмцев приезжий портной Алексей. Обычно он приезжал в деревню каждую зиму. Ездил со своей швейной машиной. Ночевал у тех, кому шил заказ.

Постепенно, хотя и медленно, комплект одежды стал дополняться инновациями. Прежде всего, белый холщовый фартук заменяется цветным, из покупных тканей, вышивка «мель» и другие стали выполнятся не только шерстью, но и хлопчатобумажными нитками. Сохраняются и названия вышивок: по краю рукава, по подолу, нагрудной вышивки, наплечной и наспинной.

Во время ткачества некоторые женщины начали пропускать поперёк белые хлопчатобумажные нитки, а чуть позднее такие нитки пропускали и вдоль, и поперёк. То есть получался чисто белый холст «от панка винер». Такой холст уже весной не надо было отбеливать на снегу. Растёт число элементов нагрудной вышивки, изменяется и цветовая гамма узоров. Холщовый платок также сменился сначала на цветной из покупных тканей, а затем в деревне Ешпаево появился мастер, который станком на красной материи печатал белой краской разные узоры, цветы. И многие тюм-тюмцы заказывали или же покупали такие платки и носили лишь по праздникам (кириман солык).

Традиционный покрой одежды, головные уборы сохраняются и в настоящее время. Пожилые жители продолжают носить традиционную одежду. Самая молодая, которая носит такую одежду – это Валентина Алексеевна Еноктаева, 1946 года рождения. Именно она и её одногодки последними одели традиционную национальную одежду и носят до сих пор. После них следующий возраст стал носить уже русскую одежду.

 

Самобытная Вятка: история и культура.
Сборник научных трудов / Отв. ред. А
. Г. Поляков.
Киров
¸2008. – С108-110.

 433 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Четверг, 19 июля, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>