Уржумская центральная библиотека

А. Ф. Петрушин. Марийский фольклор: былички и бывальщины

 

До нашего времени у марийского народа сохранялись верования в составе фольклора, а именно быличек, бывальщин, поверий, табу. Особый интерес к марийскому фольклору наблюдался в 1960-70-е годы. Ученых привлекал интереснейший жанр – былички, то есть устные рассказы о встречах человека со всевозможными сверхъестественными существами. Термин «быличка» соответствует рассказу от первого лица, а «бывальщина» – суеверному рассказу от третьего лица. Разновидности одного и того же жанра легко переходят друг в друга.

В быличках действующими лицами являются демонические существа, лешие, водяные, полевики‚ проявляющие на человеке сверхестественные силы.

В марийской фольклористике былички в особый жанр не выделялись и специально не изучались. Русскому термину «быличка» соответствует марийское название «ужмо-колмо» (об увиденном и услышанном), людыктыш» (страхи), «таргылтыш» (леший), «я ужмо» (о встрече с чертом).

Старики во время посиделок очень любят рассказывать различные былички. Особой популярностью пользуются рассказы А. И. Петрушиной 1928 г. р. (1).

В качестве примера может привести историю, которая случилась в 1960-е годы:

«Иду однажды на лыжах из Шурмы, было темно и мне казалось, что иду правильно. Вдруг меня что-то остановило. Я помолилась Богу и увидела, что стою на краю высокого обрывистого берега реки Вятки».

Очень часто встречаются сюжеты о том, что кто-то (здравствующий человек, покойник) сбили с пути, о шуме и шагах в пустых помещениях.

Репертуар марийских быличек постоянно обновляется, некоторые сюжеты становятся менее актуальными. Например, сюжеты о кладах, духах-полевиках. Популярны до настоящих дней сюжеты о домовых и леших:

«Сижу ночью во дворе, жду от коровы приплода. Вдруг вижу шагает со стороны Шурмы огненный человек. Подумалось что возможно к соседке муж-покойник приходил» (1).

Эмоциональное воздействие на человека сюжеты быличек оказывают благодаря наличию большою количества прилагательных, с помощью которых описываются пейзажи и действия: «темный, темный лес», «дремучий лес», «топкое болото», «огромного роста», «темная ночь»‚ «громкий крик».

В сюжет развязки обязательно входят магические заклинания различного рода: чтение молитв, упоминание Бога и как противоположность – мат.

Особенностью марийских быличек является то, что персонажи появляются в марийской национальной одежде.

Прослеживается и модернизация быличек. Если раньше персонажи передвигались на лошади, то в настоящее время они передвигаются на мотоциклах и машинах:

«Ехали мы с подругой в телеге трактора с сенокоса ночью, около двенадцати часов. Вдруг видим прямо на нас движется по воздуху светящийся объект, диаметром около метра Мы очень испугались и стали кричать. Тракторист заглушил трактор. Светящийся объект пролетел мимо нас на расстоянии двух-трех метров Я еще никогда так не пугалась, как в тот момент» (2).

Большой популярностью пользуются былички о колдунах и знахарях. Множество быличек в деревнях о злых женщинах, которые заговорами наводят болезни. Чаще всего кожные (фурункулы, язвы), которые можно излечить только затворами.

Таким образом, в быличках отражается суть религиозного сознания людей, элементы которого сохранились до настоящего времени. Предки c целью своей защиты создавали целое учение о мифологических образах. В быличках отражались картина мира (3). Живучесть быличек объясняется интересом к ним со стороны людей разных поколений и живучестью элементов традиционной духовной культуры мири.

Петрушин А.Ф. краевед, директор МОУ ООШ
д. Тюм-Тюм Уржумского района Кировской области

 


Литература и источники

  1. Записано А. Ф. Петрушиным 21 апреля 2007 г. в д. Тюм-Тюм Уржумского района. Респондент В. Ф. Петрушина, 1928 г. р.
  2. Записано А. Ф. Петрушиным 21 апреля 2007 г. в. д. Тюм-Тюм Уржумского района Кировской области. Респондент В. Ф. Петрушина, 1928 г. р.
  3. Тойдыбекова,Л.С. Марийская мифология / Л. С. Тойдыбекова. – Йошкар-Ола, 2007.

Материал был опубликован в(о) Среда, Июль 11th, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>