Уржумская центральная библиотека

«И нет на свете стороны милее»

Вятские мотивы в творчестве художника
Следующая часть коллекции представлена репродукциями с картин, написанных в разное время, но говорящих в кровной связи художника со своей родиной — вятской землёй.В. М. Васнецов — сын сельского священника, родился и жил до двухлетнего возраста в селе Лопьял бывшего Уржумского уезда. Его детство и юность прошли в селе Рябово Вятской губернии. Картины народной жизни, старинные сказания, первозданная вятская природа способствовали развитию творческого воображения будущего художника.

"Жница". 1867.

"Жница". 1867.

Следуя семейной традиции, Васнецов окончил духовное училище, учился в Вятской духовной семинарии (1858-1867), где получил первые основательные уроки рисования. С благословления отца, поверившего в незаурядное дарование сына, начинающий художник поступает в Петербургскую Академию художеств.Примечательно, что деньги на первую поездку в Петербург он выручил, представив для розыгрыша в лотерею свои первые картины маслом «Жница» и «Молочница». Впервые судьба улыбнулась ему как художнику.Холст, масло. Тверская областная картинная галерея, Тверь.
Бытописательское направление таланта молодого Виктора Васнецова вылилось в первый жанровый период творчества, основанный на детских и юношеских впечатлениях о деревенской жизни.

Маляр в люльке. 1869.

Маляр в люльке. 1869.

Около 1869-1876 гг. Бумага, карандаш. 37,2х24,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова.

Ночной сторож. 1870.

Ночной сторож. 1870.

Бум., гр. кар. Дом-музей В. М. Васнецова.

Без света. 1872.

Без света. 1872.

Государственный Русский музей.

Нищие певцы. 1873.

Нищие певцы. 1873.

На картине «Нищие певцы» мы видим церковь в Рябове, где у церковной ограды присели на сухую землю отдохнуть слепые странники – «калики перехожие». Сельчане, подавшие им милостыню, остановились послушать их пение и рассказы о странническом житье-бытье.

Холст,  масло. Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых.

Годы учёбы в Академии художеств (1868-1875) были успешными для Виктора Васнецова, несмотря на необходимость зарабатывать на жизнь.Молодой художник постоянно приезжал на родину, где оставались его осиротевшие братья, где жили его друзья и единомышленники.

Многие эскизы и наброски известных работ Васнецова сделаны в Вятке. Это говорит о том, что значительные замыслы художника рождались на вятской земле.

Набросок своей лучшей бытовой картины «С квартиры на квартиру» В. Васнецов сделал в один из приездов в Вятку. Только позднее художник изобразил своих героев на фоне Петербурга.

С квартиры на квартиру. 1876.

С квартиры на квартиру. 1876.

…Две жалкие фигуры немощных стариков плетутся сквозь стужу и мрак по пустынной петербург­ской набережной. Им, видимо, отказали в квартире, и они без надежды и веры еще долго будут брести по заснеженному Петербургу в поисках теплого угла. Весь их скарб умещается в двух узелках, которые они несут с собой. Холодно и безлюдно. Сквозь туман виднеется гордый шпиль Адмиралтейства…

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сюжет картины перекликается с темой, тревожившей сердца и умы передовой творческой интеллигенции 60-х годов XIX века. Это тема «маленького человека» с его безропотной покорностью судьбе. Полотно было представлено на 5-й выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Зрители подолгу стояли около него в молчании.«Первоклассный мог быть жанрист… очень близкий по духу к Достоевскому», — говорили о Васнецове.

Богатыри. 1881-1898.

Богатыри. 1881-1898.

Трудно найти картину, которая была бы так же известна и любима народом, как васнецовские «Богатыри».

В основу картины положены реальные человеческие типы. Вглядитесь в образ молодого Добрыни Никитича. Не покажется ли вам знакомым это продолговатое лицо, характерный нос с горбинкой, чётко очерченный рот? В собирательном образе богатыря отразились черты васнецовского рода.

Холст, масло. 295,3х446 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Витязь на распутье.1882.

Витязь на распутье. 1882.

Изначальный вариант своей первой былинно-сказочной картины «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал также в Вятке.Холст, масло. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

 

И. Н. Крамской. Портрет Виктора Васнецова. 1878.

И. Н. Крамской. Портрет Виктора Васнецова. 1878.

Портрет Виктора Васнецова, каким его знали и любили на Вятке, был написан художником И. Н. Крамским. (Рисунок. Государственная Третьяковская галерея, Москва).Одухотворённый облик молодого художника, запечатлённый на полотне, совпадает со словесным описанием внешности Васнецова, которое оставил его современник В. Л. Дедлов:

«Васнецов-вятич, не в пример прочим великороссам, высок и строен. Светло-русые волосы и светлая борода, не окладистая, а «долотом». Небольшая голова. Нежный, белый и розовый цвет лица. Серо-голубые глаза.

 Общее впечатление – смесь силы и нежности, доброты и ума, энергии и гибкости, стойкости и покладистости, способности применяться, но не с тем, чтобы поступиться собою, а чтоб ловчее было взяться за дело… Губы и отличный склад головы говорят о большой духовной силе. Глаза смотрят добродушно, но спокойно и вдумчиво, по временам с искрой юмора. Движения немного нервные, но ловкие, цепкие, не лишенные своеобразной грации. Беседа быстрая, оживленная…»

 871 total views,  2 views today

 
Яндекс.Метрика /body>