Уржумская центральная библиотека

«Веселы грады в стране берендеев»

Архитекторские и театральные замыслы художника
У В. М. Васнецова была особенность, изумлявшая его современников: он легко переключал свое творческое воображение на любую область искусства и создавал свой собственный васнецовский стиль.Архитектура не была случайностью в творческой жизни художника. Он изучал и очень любил древнее русское зодчество. Главный смысл русских архитектурных форм – простоту, ясность, чувство меры – видел он в сооружениях древнего Новгорода XI-XV вв.

Церковь в Абрамцеве. 1882.

Церковь в Абрамцеве. 1882.

Памятью о первом архитектурном проекте Васнецова является небольшая, построенная в древнерусском стиле, церковь в подмосковном Абрамцеве.Внутреннее убранство церкви: иконостас, моза­ичные полы, рисованный цветами клирос – всё сделано рукам и самого Васнецова.

Избушка на курьих ножках. 1883.

Избушка на курьих ножках. 1883.

Живописно выглядела на поляне абрамцевского леса сказочно-шутливая «Избушка на курьих ножках».Созданная воображением художника, она, будто живая, ковыляя и переваливаясь с боку на бок, сама пришла из тёмного леса.

Первоначальный проект фасада Третьяковской галереи. 1900.

Первоначальный проект фасада Третьяковской галереи. 1900.

Один из немногочисленных архитектурных проектов В. Васнецова стал явлением замечательным – это фасад Государственной Третьяковской галереи, неотделимый от облика Москвы.

Красное крыльцо и Грановитая палата. Проект наружной раскраски зданий. 1900.

Красное крыльцо и Грановитая палата. Проект наружной раскраски зданий. 1900.

В начале 1900-х годов, когда возник вопрос о больших реставрационных работах в московском Кремле, художник представил четыре проекта по переустройству кремлевских зданий: Большого Кремлёвского дворца, Красного крыльца, Грановитой и Оружейной палат.
Целая серия открыток коллекции посвящена устройству Дома-музея В. М. Васнецова.

Дом-музей В. М. Васнецова. Теремок над крыльцом.

Дом-музей В. М. Васнецова. Теремок над крыльцом.

Дом-музей В. М. Васнецова. Терасса.

Дом-музей В. М. Васнецова. Терасса.

Скромный, без лишних украшений белый фасад, лепные наличники, изразцовый карниз со сложным и красивым орнаментом, возвышающаяся наддомом деревянная надстройка в виде сказочного терема – всё говорит о высоком мастерстве Васнецова в обращении с таким исконно русским природным строительным материалом, как дерево.

Открытка из серии Дом-музей 2Васнецова в Москве. Фото Г. Петрусова. 1956.

Открытка из серии Дом-музей 2Васнецова в Москве. Фото Г. Петрусова. 1956.

Открытка из серии Дом-музей Васнецова в Москве. Фото Г. Петрусова. 1956.

Открытка из серии Дом-музей Васнецова в Москве. Фото Г. Петрусова. 1956.

Почти вся мебель исполнена по рисункам Виктора Михайловича его братом Аркадием. На стенах комнат – живописные работы художника. В просторной светлой мастерской, куда ведёт винтовая лестница, сосредоточены последние картины Васнецова на темы народных сказок («Поэма семи сказок»). Здесь дарят образы нашего детства.
В чём же была заслуга Васнецова-архитектора? Как и в своей живописи, ему хотелось показать, насколько своеобразно, поэтично и самобытно народное искусство Древней Руси.

Изба. Проект дачной постройки. 1898.

Изба. Проект дачной постройки. 1898.

Он создал собирательный образ русского национального строения, представлявшего сплав архитектуры крестьянских изб, древних теремов и шатровых храмов.

Знакомясь с открытками, мы имеем возможность видеть не только выполненные, но и невоплощенные в жизнь проекты В. М. Васнецова.

Дубовая роща в Абрамцеве. 1883.

Дубовая роща в Абрамцеве. 1883.

Подмосковное имение Абрамцево, где ярко проявились новые грани дарования В. М. Васнецова, принадлежало крупному русскому промышленнику и меценату, покровителю искусств Савве Ивановичу Мамонтову.
Свою усадьбу С. И. Мамонтов сделал центром художественной жизни, здесь собирались виднейшие артисты, художники, музыканты.
В творческой судьбе Васнецова знакомство с этим энергичным и талантливым выходцем из купеческого сословия сыграло достаточно значительную роль. Мамонтов, которому были близки глубоко национальные устремления художника, дал возможность развиться его своеобразному дарованию, помогая духовно и материально.

На подмостках мамонтовского домашнего театра проявится декорационный дар В. М. Васнецова. Здесь родилась лучезарная весенняя сказка «Снегурочка»» навеянная образами А. Н. Островского, для которой художник создал костюмы и декорации, до сих пор никем непревзойдённые.

Работая над эскизами к сказке о дочери Мороза и Весны, художник выбрал единственно правильный путь, взяв за основу народное творчество – жизнерадостный орнамент старинных прялок и домашней утвари, узорчатость вышивок и кружев русских костюмов. Он создал шедевр, это понимали все.

Мизгирь и Купава. 1885-1886.

Мизгирь и Купава. 1885-1886.

Глядя на волшебную вереницу образов, зрители начинали верить в существование фантастической слободы Берендеевки и её обитателей – весёлых, нарядных берендеев, в чьих жилах текла горячая кровь их бога – Ярилы-солнца.

Снегурочка и Лель. 1885-1886.

Снегурочка и Лель. 1885-1886.

Красочностью одежд передал художник звучание и внутреннюю сущность каждого образа: языческая яркость наряда у страстной, темпераментной Купавы, белоснежная, целомудренно-скромная одежда у Снегурочки, по-восточному пестрый костюм у Мизгиря, торжественное, покрытое магическими знаками, одеяние у Весны, царственно-роскошное – у премудрого Берендея.

Весна-красна и Дед Мороз. Эскизы костюмов к опере Снегурочка .1885-1886.

Весна-красна и Дед Мороз. Эскизы костюмов к опере Снегурочка .1885-1886.

…Вот непутёвый, смешной Бобыль и сварливая, завистливая Бобылиха. Вот беспечальный Лель и суровый бирюч-глашатай. Вот сам Дед Мороз – седовласый русич. Такими их мог создать только Виктор Васнецов, Другими их представить невозможно.
Долгие годы художник наблюдал и изучал памятники народного искусства. Ничто не проходит бесследно! Память влюблённого в народное творчество Васнецова отдала свои сокровища людям.

 1,362 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>