Уржумская центральная библиотека

Село Большой Рой

Географическое положение

Село Большой Рой расположено в юго-восточной части Уржумского района, в 13 километрах от границы с Малмыжским районом. Село – центр Большеройского сельского округа. Расположено на правом и левом берегах реки Ройки в 5 километрах от места впадения ее в реку Вятку, по Старо-Казанскому тракту на расстоянии 152 километров от железнодорожной станции Вятские Поляны и на расстоянии 35 километров от города Уржума.

Со всех сторон на расстоянии от 1 до 3 километров  село окружают леса. К югу от села – Шишкинская роща и посадки, к западу – Моховое болото, к востоку (на лугах) – Борок.

Село и окрестности пересекают овраги. Один из них носит название Хуторянский лог (расположен он к юго-западу от села между Большим Роем и деревней Танабаево), названный так потому, что когда-то на берегу оврага был хутор. Вокруг села находятся поля ТОО «Вятское». По левому берегу Вятки (вдоль реки Ройки) – луга, где пасут скот и ведут заготовку сена. Рыбу ловят в луговых пойменных озерах, в Ройском пруду и Старице (так называют реку Ройку на лугах).

Леса вокруг села богаты грибами. Есть здесь и белые грибы, подберезовики, грузди, волнушки. В посадках растут рыжики и маслята. На лесных опушках жители собирают землянику и малину. На Моховом болоте раньше росла черника, брусника. На лугах растут клубника и черемуха, а по берегу Вятки – ежевика.

Заготовкой леса и охотой в окрестностях заниматься нельзя, так как это территория Уржумского охотничьего заказника, созданного сроком на 10 лет.

Происхождение названия

Согласно местной легенде, первые поселенцы этих мест, придя на берег неизвестной реки, обнаружили пчелиный рой. Отсюда и название села.

Но первые поселенцы были марийцами, а по марийски – пчелиный рой «мюкш иге». Не могли же дать марийцы, не знавшие тогда русского языка, русское название селу? Вероятнее всего, название переделано на русский из марийского «руй», которое может указывать на состояние (разорванность) родо-племенных отношений.

История возникновения села

Село Большой Рой возникло в конце XVII – начале XVIII веков, как поселение «луговой черемисы». Марийцы селились раньше в местах впадения в большую реку маленьких речек и ручьев. Таким местом и оказалась территория сегодняшнего села. Тогда река Вятка (её русло) протекала недалеко от села, прямо под кладбищем. Здесь, на крутом правом берегу древней Вятки, при впадении в нее Ройки и поселились марийцы.

Кругом был густой лес. Поселение было большое; до самого Хуторянского лога, протянулось вдоль левого берега Ройки и носило название Куго Рой (Большой Рой). Избегая насильственной христианизации (начало восемнадцатого века) марийцы стали уходить в Предуралье, в бассейн реки Белой.

По рассказу И. П. Орлова – за одну ночь верхний конец села снялся, оставив своё жилье, и ушел на Урал в Пермскую область или Башкирию.

На правом берегу Ройки были выселки Первый и Второй. Второй выселок расположен ниже по течению Ройки и носил название Шарлонго (шар – ступа, лонго – поселение, улица), позднее и до сегодняшнего дня Второй выселок носит название Шармар. Это чисто марийское поселение, такое же древнее, как и само село. Об этом говорит наличие около Роя и во Втором выселке языческих рощ для молений, которые носят название Юмын Ото (Божья роща). Русские называют эти рощи Кереметища.

В роще у каждой марийской семьи было свое дерево, его украшали полотенцами, лентами. Чтобы Бог исполнил просьбу, дереву приносили жертву: гуся, барана. Под деревом варили кашу с жертвенным мясом, ели, кости бросали у дерева. Оставшееся уносили домой и доедали дома.

Первый выселок возник позднее, во второй половине XVIII века, после разгрома Пугачевского восстания. Восставшие, спасаясь от гнева Екатерины II, разбежались по лесам. Многие из них жили на левом берегу Вятки в густом лесу в землянках. Промышляли охотой и разбоем. После прекращения гонений, самовольно поселились на правом берегу реки Ройки, не спросив разрешения марийской общины. Община была недовольна самовольным поселением, которое марийцы называли Кюшюль Мучаш. Марийские старейшины часто говорили о Первом выселке: «Как пришли, так и уйдут». Эти слова сбылись. Сегодня Первого выселка уже почти нет: жители уехали, умерли. В Первом выселке жили русские и марийцы.

Возможно, древнее поселение на месте Большого Роя существовало и раньше. Об этом свидетельствует наконечник дротика, найденный во время весенней обработки на огороде Александра Андреевича Соболева. В результате исследований, проведенных лабораторией археологических исследований Удмуртского университета, сделано заключение:

«Кремневый наконечник дротика (короткое охотничье копье) обработан сплошной двусторонней ретушью. Такие наконечники изготовлялись в конце каменного века в V – начале II тысячелетия до нашей эры, в эпоху «неолита – энеолита».

В.Б.Ванчиков, сотрудник Вятско-Камской археологической экспедиции Института археологии ЛН СССР.

Из рассказа старейшей жительницы села Раисы Ивановны Мосуновой, история села такова:

«Когда на это место пришли марийцы, здесь шумел густой лес. Но долго жить здесь марийцам не пришлось: мешали разбойники, которые без конца нападали на них и грабили. Чтобы спастись от набегов, марийцы ушли на правый берег реки Ройки и там, в густом лесу, поселились. Так появился Второй выселок. А на их место пришли новые марийские поселенцы. Когда началось принудительное крещение, все марийцы за одну ночь ушли из деревни на Урал, в Пермскую и Уфимскую губернии. На смену им пришли новые марийские поселенцы».

Первые же русские на территории села появились, возможно, в первой или второй половине восемнадцатого века. Предположительно, это были Пестовы. Более достоверные сведения о появлении русских известны на селе многим потомкам других поселенцев – Семеновых. Семейное предание гласит так:

«Семенов Кирилл вместе со своей семьей приехал сюда из села Петровского. Понравились ему заливные луга и он решил поселиться здесь. Землю купил у марийской общины за 2 ведра самогона. Место под постройку дома расчистили от леса. Из этих деревьев и был срублен большой дом для семьи».

Таким образом, точной даты основания села пока не установлено, но уже к 1716 году в Ройской волости было 29 хозяйств, в которых насчитывалось 284 человека. В 1747 году в деревне Рой уже значатся 5 новокрещен, 70 черемис, всего 75 душ.

Население формировалось в течение длительного времени. Первые поселенцы – марийцы не имели фамилий. Лишь в начале прошлого столетия возникла потребность иметь каждому человеку три отличительных признака: имя, отчество и фамилию, как принадлежность к определенному роду.

Большинство марийцев фамилии принимать не хотели, и уездные исправники присваивали фамилии по своему усмотрению, по желанию семьи, по имени главы семьи, по прозвищу или по занятиям. Брали порою и фамилии богатых людей. Так среди марийцев появились Бушковы, Зеленцовы, Тимофеевы, Кузнецовы, Плотниковы, Окуневы. Но были и марийские фамилии: Мамеевы, Ошергины.

В 1874 или 1875 году, весной, в распутицу, Большой Рой посетил с целью изучения говоров варшавский профессор Митрофан Алексеевич Колосов, который впоследствии написал о селе: «В последние годы жители села пополнились переселенцами бывших починков: Александровского, Гремитского, Рождественского и Максимовского. Они – потомки крепостных, привезенных Мосоловыми из центральных губерний России (Тульской, Владимирской, Московской) для работы на железоделательных заводах. Их от коренных жителей села отличает «акающий говор».

О. Семенова

Ольга Юрьевна Семенова – педагог из села
Большой Рой. Краевед. Ею написана
«История села Большой Рой».

Уржумская старина. – 1998. – Вып. 9. – С. 8-9.

Уржумская старина – краеведческий альманах. Издатель – Владимир Алексеевич Ветлужских, уржумский краевед.

 18 total views,  1 views today

 
Яндекс.Метрика /body>