Уржумская центральная библиотека

В. И. Помещиков, В. Б. Карпов. Уржум

Народное образование

До отмены крепостного права только отдельным, особо одаренным детям крепостных, удавалось получить образование, но и став замечательными художниками, музыкантами, мастерами, они оставались собственностью помещика. И лишь немногие получали свободу. После отмены крепостного права под влиянием прогрессивно настроенных людей в стране стала складываться система народного образования.

В эти годы в Уржуме были открыты приходские мужское и женское и уездное училища. В 1868 году в трех училищах обучалось 137 учеников. В эти же годы было открыто 14 сельских народных училищ – в Петровском, Лопьяле, Архангельском, Пустополье и других населенных пунктах. Содержались сельские школы на общественный счет.

С 1868 года дело народного образования было передано на содержание и попечение земства.

В. И. Ленин отмечал, что вятское земство во всей России было одно из самых деятельных и прогрессивных. Земство способствовало развитию народного образования в уезде. До конца XIX века было открыто несколько начальных одноклассных училищ, в том числе в Байсе и Шурме. Темпы, конечно, были невысоки. Во всех существующих школах обучилась лишь небольшая часть детей школьного возраста, и крестьяне некоторых деревень продолжали ходатайствовать об открытии школ. На Всероссийской выставке 1895 года Уржумское земство за заботу о народном образовании (им было при­нято решение открыть 40 школ) награждено Большой серебряной медалью.

В 1907 году Министерством просвещения был внесен в Государственную думу законопроект о введении в стране всеобщего начального образования. Уржумское земство составило проект с картой сети школ, согласно которому всеобщее начальное образование в уезде должно быть внедрено в течение десяти лет. Этот проект был признан образцовым, и Уржумский уезд поставили первым по введению в нем всеобщего обучения. Но в 1912 году Государственный совет отклонил закон о всеобщем обучении, и уржумский проект был отсрочен до 1923 года. К 1914 году в четырех городских школах десятью учителями обучалось 417 учащихся, а всего по уезду стало вместе с церковно-приходскими – более 300 школ. И все равно более половины детей школьного возраста не было охвачено учебой, да кроме того из тех, которые посещали школу, 15–20 процентов выбывало, не окончив курса. Бросали школу из-за домашних работ, из-за отдаленности школ, из-за невежества родителей.

Кроме начальных народных училищ, в уезде появились еще школы повышенного типа: городские училища и средние учебные заведения – женская гимназия и реальное училище. Городское училище содержалось на средства города, земства и платы за обучение по 5 рублей в год. В 1892 году для него было построено двухэтажное каменное здание. В нем с 1897 по 1901 годы учился Сережа Костриков. Ныне в этом здании городская школа № 3 имени С. М. Кирова. Женская гимназия находилась в деревянном здании. Ныне в нем размещаются начальные классы городской средней школы № 3. Реальное училище было открыто в 1907 году. Через пять лет для него было построено хорошее каменное здание, которое сейчас занимает городская средняя школа № 1 имени В. И. Ленина.

Во всех школах были устроены небольшие библиотеки отдельно для учителей и для учащихся. Комплектовала их земская управа, она же снабжала учебными пособиями и учебниками.

Контроль и надзор за обучением осуществлялся училищным советом и инспекторами народных училищ.

Безусловно, многие из учителей были по-настоящему передовыми людьми своего времени, они стремились пробудить в сознании детей тягу к знаниям. Сестры Костриковы в книге «Это было в Уржуме» пишут об учительнице городского училища Ольге Николаевне Шубиной:

«Она произвела на Сергея большое впечатление, дома он много рассказывал о ней. Да и как могла не нравиться, детям эта жизнерадостная и веселая, любящая шутку и всегда приветливая учительница с живыми выразительными глазами. Сила ее обаяния была не только в жизнерадостном характере, но и в искреннем поведении, в ее хорошем отношении к детям. Ольга Николаевна хотела, чтобы ученики знали как можно больше из того, что изучают в школе, чтобы они знали это твердо и понимали то, что им предлагает запомнить учитель».

В 1915 году управа разрешила учителям, участвуя в народных чтениях, знакомить население с военными событиями, отвечать на вопросы, возникающие у слушателей. Это было большим завоеванием, дающим возможность нести в массы правильное толкование событий. Учителя Натрасской школы участвовали в крестьянских собраниях, Кузнецовской школы читали крестьянам листовки. В Уржуме работал учитель В. П. Спасский, знавший С. Кострикова по совместному проживанию во время учебы в Казани.

2,763 просмотров всего, 15 просмотров сегодня

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Страницы ( 7 из 28 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89 ... 28Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>