Уржумская центральная библиотека

В. И. Помещиков, В. Б. Карпов. Уржум

Центр уезда

Докатилось и до Вятского края пламя крестьянского восстания 1773-1774 годов. Пугачев, стремясь к Казани, проходил по югу будущей Вятской губернии. В числе пунктов, охваченных крестьянской войной, значились Малмыж и Кильмезь.

Крестьяне помещичьих имений, работные люди местных заводчиков вряд ли остались безучастными к событиям, проходившим так близко от Уржума.

После подавления Пугачевского восстания царское правительство вынуждено было провести ряд организационных мер по укреплению власти на местах. Одной из них явилась губернская реформа, согласно которой в 1780 году из огромной территории Казанской губернии было выделено Вятское наместничество. В его состав вошел и Уржум с числящимся за ним округом. Это имело большое значение для дальнейшего развития города. В его строительстве наступил новый этап. В 1781 году был утвержден герб города, а в 1784 – «высочайше конфирмован» план его регулярной застройки.

В книге А. Г. Тинского «Планировка и застройка города Вятки в XVII-XVIII веках» указано, что планы застройки губернского города Вятки и уездных городов Вятского наместничества разрабатывались специальной комиссией, которая занималась устройством городов Санкт-Петербурга и Москвы. В дальнейшем все строительство в Уржуме велось в соответствии с новым планом (он хранится в Государственном историческом архиве Ленинграда, есть его экземпляр и в Уржумском краеведческом музее). Этот план предусматривал застройку города геометрически правильными квадратами с широкими прямыми улицами. Корректировку нового плана по месту выполнил первый губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков. Он же в дальнейшем руководил работами по перепланировке города.

В 1797 году Вятское наместничество преобразовалось в губернию с одиннадцатью уездами. В их число вошел и Уржумский. В XVIII – начале XIX веков и в городе, и в уезде, как и во всей России, начинают развиваться капиталистические отношения. В эти годы действовал первый в уезде Ашланский винокуренный завод, принадлежащий помещикам Депрейс. В 1830-1840 годах в Уржуме появились богатые купцы Моралев, Полстовалов, Матвеев, Корчемкин.

Жители Уржума занимались хлебопашеством и ремеслами. Существовали два небольших салотопенных заводика, маленькая бумагопрядильная фабрика, кожевенный завод и другие кустарные производства, в которых трудилось до 300 ремесленников. В основном они занимались пошивом одежды, обуви, а также приготовлением пищевых продуктов. В городе насчитывалось 20 извозчиков и 22 бурлака. Ведь на Уржумке в то время существовала пристань. Отсюда в вешнюю воду сплавляли коломенки с железом и железными изделиями, в город приходили баржи с чугуном и другими материалами.

Грузчиками на пристани работали до двухсот крестьян и крестьянок из ближайших деревень.

Бурными темпами развивается промышленность на территории уезда. В то время действовали Буйский железоделательный, Шурминские медеплавильный и чугунолитейный заводы. Владели ими тульские купцы Мосоловы. К 1861 году из 14 работающих в губернии винных заводов в Уржумском уезде действовало пять… Выпускали свою продукцию бумажная фабрика Курмашева, стекольный завод Ульянова и другие мелкие предприятия и кустарные производства по выработке мочальных изделий, смолы, колес, экипажей. Всю эту продукцию купцы в основном водным путем вывозили на рынки России. В 1842 году в Уржуме была открыта Троицкая ярмарка, позднее названная Белорецкой. Она стала традиционной и существовала, почти до наших дней. Ее упразднили лет 15 назад.

В 1834-1836 годах Вятское губернское правление и губернская строительная комиссия возбудили вопрос о постройке зданий присутственных мест в уездных городах, в том числе и в Уржуме. Губернскому землемеру Михаилу Иванину было поручено сделать описание присутственных мест во всех уездных городах. Об Уржуме он писал:

«…все общественные учреждения – городническое правление, уездный суд, земский суд и городовая тюрьма – помещаются в частных деревянных домах».

М. Иванину было предложено составить новый план застройки Уржума, который был составлен и утвержден в 1845 году. План был интересен тем, что на нем каждый квартал разбит на дворовые участки. К этому времени в городе уже имелось 7 каменных и 168 деревянных домов да 19 торговых лавок. Жителей насчитывалось 1370 человек.

В городе не было хорошей питьевой воды. В основном воду брали из Уржумки да из колодцев. Деревянные постройки часто горели. Бороться с пожарами было трудно. Особенно сильный пожар бушевал в 1820 году. Тогда выгорела значительная часть построек, сгорели все архивные документы.

В конце XIX и начале XX века богатые купцы и промышленники построили в Уржуме (в основном на Воскресенской улице) целый ряд каменных зданий по индивидуальным архитектурным проектам, которые, безусловно, стали украшением города, и многие из них сохранились до наших дней (ныне улица Советская).

Архитектура зданий отражает едва ли не все стилистические направления в зодчестве того времени. Пластичная декорировка фасадов, порой обобщенно сложная, привлекает своей непосредственностью, живостью. Принадлежностью каждого дома были ворота. Их столбы также выкладывались из кирпича с украшениями Они составляли единое целое с домом и двором. Дома строились прочно и удобно.

Так примерно в 1820 году в центре Воскресенской (ныне Советская) улицы промышленником Матвеевым был построен двухэтажный каменный дом со львами на воротах. Ныне в нем помещается медицинское училище. Это – угловое здание с полуколоннами на уровне второго этажа, опоры его полуколонн имеют рельефную кладку.

Особенно следует отметить величественный Троицкий собор, расположенный в самом центре города. Собор, был построен в 1900 г. по проекту вятского архитектора В. М. Дружинина. В настоящее время собор – один из крупных в Кировской области, он не имеет аналогов по своей архитектурной композиции. Большую ценность, представляет Воскресенская церковь (1761 г.). Это самое раннее в Уржуме культовое здание. А среди ярких представителей архитектуры классицизма первое место по праву занимает Казанская церковь (1833 г.).

Много в Уржуме и других оригинальных сооружений.

К 1912 году в городе уже стало 82 каменных и 623 деревянных дома, кроме того, 50 каменных лавок и складов и 103 деревянных.

Географ Лаврентьев в учебнике «География Вятской губернии» так описывает Уржум начала XX века:

«Уржум довольно большой и оживленный город. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики, длинные дощатые заборы, а то и плетни, пустынные улицы, заросшие травой. Главная улица вымощена, имеет каменные тротуары. Они вымощены круглым булыжником. В городе пять церквей, из которых собор на берегу р. Уржумки выделяется своей величавой и своеобразной архитектурой. Вдоль берега речки Уржумки длинной узкой полоской тянется жиденький общественный садик».

Сведения о благоустройстве улиц того времени отрывочны, но некоторые представления об этом дает, например, отчет городского головы о работах в городе за 1841 год. В нем указано:

«На постройку тротуаров с вырытием канав израсходовано 15 рублей 57 копеек, на починку мостов 28 рублей, на постройку столбов и трех фонарей – 12 рублей, на поправку пожарных инструментов – 28 рублей. Итого 83 рубля 57 копеек».

Таков был расход на развитие городского хозяйства.

Благоустройство улиц началось в 1880-1890 годы. Примерно в то же время появились уличные фонари.

Во второй половине XIX столетия, после отмены крепостного права и введения земства создалось ограниченное самоуправление. Но избирательная система земства обеспечивала господство помещиков и капиталистов.

Конец XIX столетия отмечен обнищанием основной массы крестьянства. Развитие капитала основывалось на эксплуатации местного населения. Широко использовался труд не только взрослых мужчин и женщин, но и детей начиная с десятилетнего возраста. Все это порождало недовольство царским режимом и порядками местных богачей-эксплуататоров. К концу столетия в уезде было более 50 процентов хозяйств бедняцких, 20 – середняцких и 10 – зажиточных.

Карл Маркс, знакомясь с экономикой и положением крестьянства в послереформенной России (60-70-е годы) в своем «Конспекте трудов податных комиссий» (Архив Маркса и Энгельса, том 13, с. 109, 289) приводит данные по Вятской губернии и в том числе по Уржумскому уезду. Так доходность десятины земли здесь была очень низкая (24 коп). По данным уездной управы, только в самой лучшей уржумской волости остаток средств на ревизскую душу от общего годового дохода за вычетом расходов на питание, прокорм скота и плату налогов составлял несколько рублей, а в остальных волостях много меньше – до 35 копеек. И это на все расходы крестьянской семьи на год!

В 1886 году царское правительство вместо оброчной подати, выплачиваемой государственными крестьянами, установило выкупные платежи за землю, которой с незапамятных времен пользовались их деды, прадеды! Не удивительно, что крестьяне ряда уездов Вятской губернии отказывались вносить эти платежи.

Наиболее резкие формы отказ принял в ряде волостей Уржумского уезда. Это событие известно в истории как волнение уржумских мари. Недоимки росли и к 1889 году составляли более 100 тысяч рублей. Для подавления «упрямства» уржумских крестьян сюда была послана целая экспедиция в составе полицейских из четырех соседних уездов и батальона солдат, присланного из Казани. Руководил экспедицией вятский вице-губернатор. У крестьян изымали и уводили скот, одежду и  другое имущество, круто расправлялись с неплательщиками. Вице-губернатор за проявленное «усердие» получил «монаршую благодарность», а крестьяне этих волостей впали в нужду.

2,765 просмотров всего, 17 просмотров сегодня

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Страницы ( 5 из 28 ): « Предыдущая1 ... 34 5 67 ... 28Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>