Уржумская центральная библиотека

В. И. Помещиков, В. Б. Карпов. Уржум

Город-крепость

Татарские князья, мечтавшие о восстановлении Казанского ханства, привлекли на свою сторону марийскую знать и разжигали среди нее недовольство русским правительством.

Началась, как ее называют историки, «Черемисская война», которая продолжалась четыре года (1553-1556 гг.).

Для окончательного освоения и покорения вятского края на землях мари в конце XVI века русским правительством были построены города-крепости Царево-Кокшайск (Йошкар-Ола), Кокшайск, Царево-Санчурск, Малмыж и Уржум. В них содержалось стрелецкое войско, которое поддерживало порядок среди местного населения и обороняло юго-восточные окраины Русского государства.

Первый вятский историк Вештомов, основываясь на имевшихся в его распоряжении, как он пишет «… записках, рукописях храмовых, архивных бумагах и книгах Законов Российских», в начале XIX века писал: «Город сей (Уржум) рубили в 1584 году черемисы при помощи и надзоре тогдашних служилых солдат, которыми и черемисами сначала и был населен». Именно эту дату и принято считать годом основания Уржума. Других, более точных источников, сообщающих о превращении марийского поселения в русскую крепость, не сохранилось. Лишь в летописях Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, встречаются записи рассказов уржумских мари о городе. Вот одна из них:

«Как-де поставили город Уржум воеводы у черемис, пахотные и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля в пашню уржумским детям боярским и стрельцам, их-де черемис с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они и ныне живут».

Одновременно началась насильственная христианизация марийского населения со стороны русской православной церкви, но марийское население устраивало моления, во время которых служители языческого культа, обращаясь к своему древнему богу, взывали:

«…дай помощь народу, дай хлеба, скота, пчел, денег для уплаты подати…»

Всеми делами в городах-крепостях и на прилегающих к ним территориях управляли воеводы. Они являлись представителями военной и гражданской центральной власти. В Разрядной книге для 1595 и 1596 годов значится, что одним из первых уржумских воевод был Семейка Еропкин. Затем воеводы менялись очень часто. До 1794 года их сменилось около тридцати. Тогда воеводы, как и другие служилые люди, посылались, как отмечается в летописях, «на прокорм» за счет местного населения и, чтобы они в конец «не изворовались», делали им частую смену. Были среди уржумских воевод и довольно знатные люди: князья Путятин, Волховской, Щепин, стольники князь Долгорукий и Ларионов.

Сохранились документы, в которых расписан состав военных сил, находящихся в Уржуме в 1625, 1631 и 1661-1663 годах. В 1625 году при воеводе Г. Хотунском было 20 конных служилых дворян, 200 стрельцов с головой и двумя сотниками, 65 наемных солдат нового строя из иноземцев и 70 служилых людей из новокрещенов (мари, татар и других народностей, обращенных в христианство) – всего 355 человек. В 1631 году значились еще 3 пушкаря и 3 толмача (переводчика). Упоминаются также воротники (сторожа у ворот крепости) и кузнец.

Около крепости находились посад и слобода. Здесь жили посадские люди, стрельцы и другие военные со своими семьями. В переписной книге дворов и людей Уржума за 1646 год значилось:

«И всего на Уржуме на посаде 9 дворов да два бобыльских, а в них посадских людей и бобылей 11 человек, из них детей 5 человек»

(женщины в те времена не учитывались). По подсчетам кировского историка А. В. Эммаусского, в середине XVII века в Уржуме было жителей обоего пола вместе со стрельцами и их женами 660 человек.

Все служилые люди получали жалование, а боярские дети и некоторые новокрещеные – еще и земельные поместья за службу. Посадские люди и стрельцы занимались разными ремеслами, промыслами и торговлей, а также домашним скотоводством и хлебопашеством. Пашни и сенокосы посадские люди брали в аренду у воевод или у земских старост.

К концу XVII века в городе уже было воеводское управление, или приказная изба с большим штатом приказных людей. Они получали от казны жалованье, а иногда и «белые земли» (не облагающиеся налогами), обогащались и за счет взяточничества, казнокрадства. Кроме воеводского управления, было еще земское самоуправление – выбирались земский староста, сотники и десятники. Земский староста ведал раскладкой и сбором местных налогов, защищал права и интересы горожан перед воеводой.

Содержание администрации тяжелым бременем ложилось на посадских людей и крестьян. Они платили государству подворную подать, кроме того, стрелецкий налог – на содержание стрельцов, полоняничный – на выкуп пленных, ямской – на содержание дорожных станций и ямщиков, а также налоги с промыслов, торгов, сенокосов и т. д. Крестьяне обязаны были выполнять работы по строительству дорог, церквей, нести воинскую повинность – давать ратников в ополчение.

В XVII веке шла интенсивная колонизация марийских земель – заселение их русскими, в частности беглыми из центральной России. Люди устремлялись на восток после разгрома крестьянских войн и селились прежде всего в лесистых местах марийского Заволжья. В Памятной книжке-календаре Вятской губернии за 1870 год указывается, что на Вятке «главная масса крестьян увеличилась не путем естественного прироста населения, а за счет беспрерывного переселения с запада». Именно в этом веке и возникают в окрестностях Уржума первые русские поселения. Так в первой половине столетия появились села Петровское, Лебяжье. Кроме крупных поселений, было много русских починков и однодворок.

Часть земель Уржумского уезда была включена в число царских, дворцовых земель (уржумские дворцовые вотчины), доходы с которых шли на содержание царского двора, часть земель была отдана Цепочкинскому монастырю.

Надо учесть, что в дворцовые и монастырские наде­лы отошли лучшие земли. Между монастырем и местны­ми крестьянами часто возникали тяжбы из-за спорных земель, нередко кончавшиеся в пользу монастыря, притом над непокорными устраивались расправы. Так, марийцы из Уржума хотели «биться до смерти» за Жеребцово поле. Но спор выиграл монастырь, а марийцы были публично избиты батогами.

От этих притеснений и непомерных оброков, взяток многие крестьяне, обнищав, бросали свои дворы и разбегались в поисках лучшей жизни. Нередко вспыхивали восстания против угнетателей. Особенно широкий размах антифеодальная народная борьба приобрела в период крестьянских войн под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина. В них активное участие принимали русские и нерусские народности.

Осенью 1606 года, в самый разгар крестьянской войны (отряды Болотникова подступали к Москве), вспыхнуло восстание посадских людей в Котельниче. В числе его организаторов был уржумский стрелец Максим Сальцов. Восстание было подавлено прибывшими из Хлынова стрельцами. В начале 1608 года, когда пламя войны уже было погашено, на территории марийского края вспыхнули новые волнения, перекинувшиеся и на вятскую землю.

В числе «Древних актов, относящихся к истории Вятского края» (Вятка, 1881 г.) приводится отписка из Перми воеводы Чемоданова о сборе пермских ратных людей на помощь Вятке против «воровской черемисы». В ней говорится:

«…писали к вам с Уржума Василий Вельяминов (воевода) да Юрий Змеев (приказной), что собралось-де в Санчурском уезде воров санчурской черемисы тысячи с две, а в Царегородском-де уезде с тысячу человек… и по тем вестям, воровским людям чаяти приходу на Вятскую землю вскоре, и мы тое вашу отписку во всем мире чли и ратных людей в Перми Великой собираем, а собрав на Вятку к вам тотчас пошлем».

Приведенная отписка свидетельствует о массовом характере восстания. Подавлено оно было усиленными отрядами царских войск в январе 1610 года.

В том же сборнике есть отписка из Котельнича в Хлынов, в которой говорится:

«Пришли с Кукарки ярыжане два и в распросе сказали – а Уржум-де и Малмыж и Лаишево и Арской служат и прямят государю».

Но хотя центрами восстания были Яранск и Санчурск, участие в волнениях уржумцев, по крайней мере, уржумских мари вполне вероятно.

Сам Уржум крестьянскими войнами охвачен не был. Он, как свидетельствует отписка, «прямил государю».

В 1647 году в Уржуме была заново выстроена деревянная крепость, окруженная валом и рвом, но к концу XVIII столетия она полностью пришла в ветхость и разрушилась. В сборнике «Столетие Вятской губернии» есть упоминание о том, что «хотя в г. Уржуме и была построена крепость в 1647 году, но с давних пор сгнила без остатка и в 1784 году уже не существовала». Сохранился только вал, который обозначен на плане города, датированном 1784 годом.

Этот план сейчас является одним из экспонатов Уржумского краеведческого музея. Рассматривая его, можно представить, каким был Уржум двести лет назад.

Как и подавляющее большинство русских городов, Уржум имел так называемую живописную планировку. Основные постройки раскинулись вдоль берегов реки Уржумки более чем на километр.

По данным ревизии 1782 года, число жителей в городе Уржуме, «без числа священнослужителей, чиновников и лиц военного ведомства», было всего лишь 366 человек, тогда как Нолинск имел 428 жителей, Малмыж – 629, Слободской – 1183. Городское население тогда составляли 12 купцов, 221 мещанин, 13 человек, записавшихся в купечество из крестьян, 111 крестьян и 9 дворовых.

В центре города возвышался старинный Троицкий собор, напротив, через улицу – Воскресенская церковь. Возле них существовали городские площади, на которых в базарные дни велась торговля разными товарами.

Управление городом осуществлялось городничим. Присутственные места, уездное казначейство размещались в небольших деревянных домах, расположенных здесь же, на центральной площади. Городской магистрат находился тоже в деревянном домике, примерно на углу нынешних улиц Советской и Подгорной. Первые каменные постройки в Уржуме появились во второй половине XVIII века – Троицкий собор, Воскресенская и Казанская церкви.

2,778 просмотров всего, 30 просмотров сегодня

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Страницы ( 4 из 28 ): « Предыдущая123 4 56 ... 28Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>