Уржумская центральная библиотека

Т. Малышева. Уржумский альбом

Наталия Борисовна Пентина приехала, как всегда летом, из Петербурга на родину в Уржум и подсказала мне, где можно посмотреть, подержать в руках семейную реликвию своего рода Спасских. Этот старинный альбом фотографий принадлежит сейчас Уржумскому краеведческому музею, и был подарен Натальей Николаевной Арбузовой, двоюродной внучатой племянницей Виктора Михайловича Васнецова, в течение 37 лет работавшей в музее.

В альбоме обнаружились редкие снимки, связанные со знаменитой фамилией. В первую очередь это очень раннее изображение будущей невесты и жены художника – Александры Владимировны Рязанцевой. Датированная 1871 годом фотография двадцатилетней Сашеньки – на память кузине. Можно воочию представить румянощекую, коротко стриженую по моде юных нигилисток девушку с горделивым взглядом. Перед нами особа из среды образованного купечества. За успешное окончание Мариинской гимназии в Вятке Александра Рязанцева получила в награду золотое кольцо и стала готовиться к поступлению на первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Просвещением Сашеньки и ее подруг занимался сосланный в Вятку по политическим мотивам В. Ф. Трощанский.

В дневнике провинциальной писательницы М. Е. Селенкиной есть свидетельства, что в этого молодого человека были влюблены многие вятские барышни. В 1873 году он «почти сделал предложение А. В. Рязанцевой», а в ответ получил «самое бессодержательное письмо». Через пять лет Александра приняла предложение Виктора Васнецова и стала его женой. Виктор Михайлович очень любил свою тещу, Марию Ивановну (фотография которой тоже сохранилась в арбузовском альбоме), ценил ее мнение, неоднократно писал с нее портреты. На фотографии М. И. Рязанцева – дама, одетая по моде середины XIX века. Она была женой совладельца Косинской бумажной фабрики, переходившей по наследству к роду, который считался одним из самых богатых в Вятке 1830-1840-х годов.

Совладельцем этой фабрики значился одно время и Александр Александрович Рязанцев. Трогательный в своей беззащитности, интеллигентный молодой человек смотрит с фотографии 1876 года, подаренной «Леничке». Так звали все близкие Леонида Александровича Спасского, внучатой племянницей которого является Н. Б. Пентина. Светлая дружба и родство соединяли в Вятке семьи Спасских, Рязанцевых, Васнецовых, Хохряковых. Имя А. А. Рязанцева встречается в «Жизнеописании» вятского художника Н. Н. Хохрякова и в автобиографии «Как я сделался художником» Ап. М. Васнецова. В 1886 году друзья-художники вместе провели лето в Крыму, в имении у приятеля-земляка Александра Александровича. Продав в Вятке свою долю наследия, А. А. Рязанцев занялся в Крыму виноградарством и трудился как простой рабочий. «В честь меня, – пишет Аполлинарий, – он даже назвал дуб… под которым мы часто беседовали и отдыхали… Благодаря А. А. Рязанцеву я имел возможность узнать «настоящий Крым».

С одной из страниц альбома взглянула кротко и доверчиво Татьяна Викторовна Васнецова. Это фото приблизительно 1897 года, когда девушке было 18 лет. Именно в этом году Александра Владимировна с детьми приезжала к матери в Вятку. Татьяна – старшая и единственная дочь из пятерых детей Васнецовых, была очень заботливой нянюшкой младшим братьям, часто и подолгу болевшим. Посвятив себя близким, она только в 27 лет поступила учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ее очень любил отец, в счастливые минуты девушка могла смело входить к нему в мастерскую, где также беспрепятственно мог бывать еще один человек – младший брат Виктора – Аполлинарий.

Увлеченностью искусством можно объяснить присутствие в альбоме фотографии Сергея Огородникова. Открытое лицо с крупными чертами и смелый взгляд – такой облик имел художник, учитель будущего вятского скульптора З. Д. Клобуковой. Он числился в то время студентом Московского училища, живописи, ваяния и зодчества и наверняка был знаком с членами вятского землячества студентов в Москве, существовавшего под опекой Ап. М. Васнецова, который собирал вокруг себя одаренную молодежь.

На полях альбома Наталья Николаевна Арбузова сделала карандашные пометки, называя имя изображенного человека. Она предчувствовала, что когда-нибудь эти имена заинтересуют нас, и мы свяжем их с людьми знаменитыми.

 

 

 

 

Вятка: москов.- вят. лит.-худ., краевед. журнал. № 3. – М., 1998. – С. 45-46: фот.

 1,287 total views,  2 views today

 
Яндекс.Метрика /body>