Уржумская центральная библиотека

А. Иконников. Стахановцы на страницах «Кировской искры»

2. Стахановцы Аркуля: взлёт и кризис

Самым современным в районе был судоремонтный завод «Память тов. Кирова» в Аркуле Наркомата водного транспорта СССР. Не случайно, что там и началось стахановское движение в районе.

7 декабря 1935 г. рабочие котельного цеха Аркульского затона включились в стахановскую декаду. Производительность труда за декабрь выразилась в 148,7% В первый день – 149,2%, во второй – 159,1%, в третий – 148,75%, в четвёртый – 165,5%, в пятый – 171%, в 6-й – 182,3%, в седьмой – 158,65%, в восьмой – 165,2%, в девятый день план стахановской декады выполнен на 162,3%. В первый день больше 200% плана дали из стахановцев цеха 6 человек, из них Даниил Фёдорович Сорокин – 241%, А. Г. Бушуев – 250%. Во второй день больше 200% выработали 8 человек, из них И. Д. Симонов – 292%, Д. Ф. Сорокин 344%. В третий день – 15 человек, из них Д. Ф. Сорокин – 333%. В 4-й день – 9 человек, из них А. Я. Заболотский – 400%, Д. Ф. Сорокин – 312%. В 5-й день – 10 человек, из них В. И. Потапов – 386%, И. Д. Симонов – 312% (В. П. Сорокин. Итоги стахановской декады в Аркуле, «КИ», 2.02.1936).

Ударники Аркуля. 1932 г. Фото с сайта chapnet.narod.ru.

Ударники Аркуля. 1932 г. Фото с сайта chapnet.narod.ru.

 

С 20 января по 1 февраля в затоне провели стахановскую декаду. Дневное производственное задание токарный цех выполнял на 310%, слесарный – на 236%, столярный – на 218%, лесозавод – на 190%. Токарь Лаптев – 450%, Жуйков – 413%. Показали образцы стахановской работы тов. Огородов (первый пом. механика парохода «Баранов»), Михайлов – «Камская 12», Семиглазов – пароход «Плеханов». Рабочие обязались закончить весь судоремонт 15 марта вместо 15 апреля (Обязательства стахановцев Аркуля, «КИ», 7.02.1936).

Пароход «Плеханов». 1953 г.

Пароход «Плеханов». 1953 г. Фото с сайта chapnet.narod.ru

 

Однако указывалось и на просчёты: «По самодвижущемуся флоту дело с судоремонтом идёт хорошо. Перевыполнение на пароходах «19 МЮД», «Усолка», «Котельнич» и «Некрасов». Но ремонт непарового флота отстаёт и ставит под угрозу своевременную его готовность. Ремонт наливных барж произведён на 29%, сухогрузных – на 12%» (С. Зуев. Больше внимания непаровому флоту).

Аркульский затон план первой пятидневки сделал на 181%. П. И. Сорокин выполнял норму на 834%, зарабатывал в день 53 руб. 93 коп. Кузнец Купшин – 447% нормы, 19 руб. 88 коп. Кузнец Шишкин – 385%, 16 руб. 44 коп. Токарь Лаптев – 356%, 19 руб. 63 коп. Столяры Климов, Комаров и Неганов – 275%, 17 руб. 77 коп. (Сорокин. Повысился заработок. «КИ», 19.02.1936).

Но наступил спад. Так, некий «Сверло» писал в «КИ» 14 июня («Вместо плана разговоры»): «Мастера затона «Память Кирова», видимо, не заинтересованы в развитии и укреплении стахановского движения. Все рабочие механических мастерских работают без планов в течение трёх месяцев и поэтому не знают, что они будут работать завтра. Не представляется никакой возможности заблаговременно продумать работу и подготовиться к ней. Во многом мешает стахановскому движению недостаток инструмента».

В цехе завода «Память товарища Кирова», 1940 г. (с сайта arcul.ucoz.ru).

В цехе завода «Память товарища Кирова», 1940 г. (с сайта arcul.ucoz.ru).

 

Нужно отметить, что весной 1936 года последовал пересмотр норм выработки в промышленности. Нормы выработки были повышены: в каменноугольной промышленности на 22-27,5%, в нефтяной – на 27-29 %, в чёрной металлургии – на 13-20%, в химии по различным производствам – от 24 до 47,2%, в машиностроении – на 30-40% и т. д. Новые нормы давали возможность подтягивать отстающих работников до уровня передовых. С первых дней введения новых норм выработки развернулось соревнование за их освоение и перевыполнение. К концу 1936 г. новые нормы выработки были успешно освоены уже 75-90% всех рабочих промышленности. И количество стахановцев, несмотря на это, в целом увеличивалось.

Но на заводе «Память тов. Кирова» с лета 1936 г. шёл кризис движения. Через два года, 9 октября 1938 года, «КИ» писала: «Память тов. Кирова» выполнил программу года на 53,8%. Приказы наркома водного транспорта Н.И. Ежова и обязательства совещания стахановцев не исполняются. Из 10 тыс. кубометров древесины заготовили 2 тыс. кубометров. Нет дымогарных труб и цветных металлов, котельного железа и др. материалов. На заводе наблюдается текучесть рабочей силы и особенно квалифицированных рабочих. В механическом цехе не хватает слесарей 10, токарей 11 и др. специалистов».

Но 18 октября газета писала о новом подъёме движения в Аркуле: там было 118 стахановцев.

Такие срывы не были случайностью. Сын Л.Д. Троцкого, Лев Седов, выступил со статьёй «Стахановское движение» в «Бюллетене оппозиции (большевиков-ленинцев)», № 47, январь 1936 г. «То, что стахановцу удалось произвести вчера, ему не удается произвести на завтра. Общая неналаженность производства, всевозможные диспропорции внутри каждого завода, между разными отраслями промышленности и пр., и пр., основная тому причина… В «Труде» от 2 ноября 1935 г. напечатаны интересные выдержки из «Дневника» стахановца-шахтёра. Из этих дневников следует, что за 15 дней автор дневника работал всего два полных дня, пять дней совершенно не работал, в остальные же дни работал лишь частично и непрерывно перебрасывался с места на место: то машина не готова, то лава не подготовлена, то нет леса для крепления, то не хватает вагонеток для отгрузки и пр., и пр.».

Лев Седов справедливо заметил: «Мы видим снова всю нереальность рекорда Бусыгина – как и других рекордистов, – который якобы побил американские нормы. Если Бусыгину удалось несколько раз произвести 127 коленчатых валов в час, а кузнецы Форда производят 100, то разница в том, что они их производят каждый час, вчера как сегодня, позавчера, как завтра, другими словами, что эта средняя американская стандартная норма, а не рекорд. Бусыгин же произвёл в час 127, а в следующий час может быть ни одного». Л. Седов, разумеется, отмечал приписки и дутые рекорды.

Руководство ВКП(б) понимало это не хуже троцкистов и принимало меры. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 г. с содокладами об «уроках вредительства» в тяжёлой промышленности и на железных дорогах выступил Председатель Совнаркома СССР В. М. Молотов и нарком путей сообщения Л. М. Каганович. В. М. Молотов назвал деятельность многих руководителей «союзом головотяпства и вредительства». Л. М. Каганович был осторожнее и не списывал провалы на троцкистов и шпионов: «Я не могу всё приписывать вредительству, и вообще я думаю, что мы должны в своём докладе и в своём анализе очень опасаться этого момента… потому что есть некоторые работники, которые охотно готовы сказать: классовый враг, вредительство. Некоторые хотят свою плохую работу прикрыть». Он очень много говорил о нарушениях производственной и технологической дисциплины и планирования. И о приписках и дутых рекордах говорили участники пленума, например, секретарь Сталинского (Донецкого) обкома С. А. Саркисов.

В. М. Молотов потребовал: «Установление технических правил на предприятиях, регламентация техники, регламентация производства, правильная регламентация с внедрением лучших, наиболее передовых элементов техники и с борьбой против нарушителей этих правил… И здесь, конечно, требуется соблюдение дисциплины, соблюдение производственного порядка, умение внедрить передовую и лучшую технику, умение проводить высокие и лучшие производственные нормы». Вожди партии и страны надеялись именно на стахановцев, как рационализаторов и организаторов производства. Эти мероприятия стали основой резолюции пленума и проводились в жизнь.

В третьей пятилетке, начавшейся в 1938 году, работа предприятий упорядочилась. В конце концов, с 1940 года повсюду внедряются ГОСТы, в том числе ГОСТы технологических процессов.

Аркульский же завод в 1940 г. был преобразован в судостроительный. Вскоре он снова стал показывать образцы ударного труда.

312 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 3 из 9 ): « Предыдущая12 3 45 ... 9Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>