Уржумская центральная библиотека

Н. Н. Арбузова. Из истории города Уржума

Народное образование в 1861-1917 гг.

В 1861 г. в Уржуме было всего два училища, оба мужские – приходское (с 1835 г.) и уездное (с 1839 г.), преобразованное в 1889 г. в городское. Второе приходское мужское училище было открыто только в 1908 году.

В 1868 г. появилось первое женское приходское училище, для которого жители города пожертвовали 600 рублей и фортепьяно. В 1871 г. оно было преобразовано в прогимназию, а с 1899 г. – в гимназию. Второе женское приходское училище было открыто земством в 1895 году.

В 1868 г. в трёх училищах города было всего 137 учащихся: в уездном – 65 мальчиков и в приходских – 56 мальчиков и 66 девочек.

С 1840 по 1867 год было открыто 14 сельских народных училищ, переданных земству, в том числе: Петровское, Лопьяльское, Архангельское, Рождественское, Пустопольское и Лопьяльское женское (с 1866 г.). В 1867 году в сельских училищах было 336 учащихся и 14 учителей (священников, дьячков и лиц, окончивших уездное училище). На изучение грамоты по буквослагательному методу ученики тратили по нескольку лет и едва могли читать псалтырь, а всё дальнейшее учение заключалось в бессмысленном зазубривании пройденного. Звуковой метод и «Родное слово» Ушинского появились в школах лишь после первого учительского съезда, проходившего в Уржуме в 1868 году.

Сельские школы содержались на особый общественный счёт: в 1867 г. собиралось по 9 коп. с ревизской души на школы, но лишь 30 процентов расходовалось по назначению.

С 1868 г. дело народного образования оказалось на попечении и содержании земских учреждений, сельских и городских обществ, министерства народного просвещения и церковных попечительств.

Сначала земство открывало, оборудовало и содержало школы только там, где местные общества предоставляли школам помещения с отоплением и сторожем. Вследствие этого открытие и существование школ зависело от состоятельности обществ и случайных пожеланий наиболее влиятельных, богатых членов его. С 1892 года, когда в Пилинской волости оказалось 6 земских школ, а в Теребиловской – только одна, земство начало отпускать средства на наём, постройку и отопление школьных помещений. Наёмные помещения обычно были тесны, сыры, холодны и угарны, в них было мало света и воздуха, а специально построенные школы отличались хорошими условиями.

Министерство народного просвещения в XIX веке открыло только три начальных одноклассных училища (в том числе в Байсе в 1872 г.) и 2 двухклассных (из них Шурминское училище было принято от земства в 1878 г.).

В 1870-1880-х годах в уезде были распространены мелкие частные школы с полуграмотными учителями – отставными солдатами, дьячками и чиновниками, исключёнными за пьянство и пороки. Они обучали детей за небольшую плату или за стол и ночлег, переходя из избы в избу. Земство постепенно закрывало эти школы.

С 1880-х годов появились школы православного духовного ведомства, находившиеся в ведении церковных попечительств и Вятского епархиального училищного совета, содержавшиеся за их счёт и пособия от Синода, казны, земства и платы за обучение. К этим школам относились церковно-приходские школы, в т. ч. Уржумская, Цепочкинская и Рождественская (обе с 1881 г.), Архангельская (с 1886 г.) и Русско-Биляморская, школы грамоты, противораскольнические и миссионерские.

Особняком стояли магометанские школы религиозного характера – мектебэ. В русских школах татары не учились, по словам мулл, из-за боязни русификации.

К 1900 году в уезде было 114 светских училищ с 7763 учащимися (в т. ч. 1844 девочки); из них 2 министерских и 6 земских двухклассных училищ имели 1237 учащихся, 101 земское и 4 министерских одноклассных – 6204, 2 приходских городских – 167 мальчиков и 155 девочек. Кроме того, 36 церковно-приходских школ имели 1479 учащихся (их них 486 девочек), в том числе 2 школы в городе имели 60 учащихся, 80 школ грамоты, 4 противораскольнических и 21 миссионерская школы – 2730 учащихся; наконец, в 16 магометанских школах было 374 ученика и 320 учениц.

В земских, министерских и церковно-приходских переполненных школах училось менее половины детей школьного возраста, а боле половины всё ещё оставались за порогом школы, и крестьяне продолжали ходатайствовать об открытии школ.

В 1907 г. министерством просвещения был внесён в Государственную думу законопроект о введении в стране всеобщего начального обучения. Тогда же были открыты кредиты, и министерство начало выдавать с 1908 г. пособия на школы земским и городским учреждениям.

Уржумское земство ещё в 1906 г. составило проект с картой сети школ для введения всеобщего начального обучения в течение 10 лет с включением в сеть, кроме светских, и 24 церковно-приходских школ в тех селениях, где нет земских школ. Этот проект был признан министерством народного просвещения образцовым, и Уржумский уезд был поставлен первым по введению в нём всеобщего обучения.

В 1907-1910 годах составлялась новая школьная сеть, охватывающая 1690 селений, которая в дальнейшем сохранялась и пополнялась. С мая 1913 года земством были приняты все начальные училища города Уржума для введения всеобщего обучения.

В 1912 году Государственный совет отклонил закон о всеобщем обучении, и кредиты на школы были уменьшены. Новым проектом открытия 79 школ на 5,5 тысячи учащихся введение всеобщего обучения в Уржумском уезде отсрочивалось на 5 лет, т. е. до 1923 года, к которому по школьной сети стало бы 314 начальных школ и примерно 35 тысяч учащихся.

В 1914 г. на содержание начальных школ уезда было ассигновано 304 тысячи рублей, в том числе 59 процентов пособия на введение всеобщего обучения, 38 процентов из земских сумм и 3 процента кредитов на министерские школы.

В этом году было 268 начальных училищ, в которых училось 15197 учащихся (из них до 30 процентов девочек) и работало 485 учителей. В т. ч. в 4-х городских школах было 417 учащихся и 10 учителей, в 250 одноклассных (из них 8 министерских) – 14019 учащихся и 461 учитель и в 14 двухклассных (считая 5-6 годы обучения) – 761 учащийся и 14 учителей.

Кроме того, к 1914 г. имелось 45 церковно-приходских школ (13 из них включены в сеть) с 2084 учащимися и 68 учителями и 22 школы грамоты.

Большинство школ было двухкомплектными (66 процентов), и меньшее число – однокомплектными (24 процента) и многокомплектными (10 процентов).

Несмотря на рост числа школ (до 80 процентов по сети) и бесплатность обучения, учебников и школьных принадлежностей, около половины детей не посещали школы и до 15-20 процентов выбывало из неё до окончания курса. Некоторая часть детей не посещала школу из-за невежества родителей, не понимавших её пользы, но главными причинами были домашние работы, отсутствие тёплой одежды, обуви и средств для уплаты за квартиру, болезнь или смерть учащихся и их родителей. Чем выше было экономическое состояние семьи, тем ниже был процент непосещения и отсева.

При некоторых школах имелись общежития, где дети спали на нарах, полатях или прямо на полу. В 1910 г. 49 общежитиями пользовались 1030 учащихся и ещё 470 ночевали в классных комнатах. В голодные годы устраивались для учащихся столовые.

В одноклассных училищах с 3-х и 4-х годичным курсом обучения преподавались русское и славянское чтение, письмо с чистописанием, арифметика, закон божий, церковное пение и иногда рисование и рукоделие. В двухклассных училищах с 5-ти и 6-ти годичным курсом обязательными предметами были: русский язык с чистописанием, арифметика, история, география, естествознание и черчение и необязательными – гимнастика, ремёсла, садоводство, огородничество и пчеловодство. В них обычно учились дети зажиточных слоёв населения.

Первым двуклассным училищем было Шурминское, преобразованное в 1910 году в 4-классное повышенного типа, в котором в 1912 году было 110 учащихся и 4 учителя. С конца 1890-х гг. начали появляться и другие двухклассные училища, которых в 1914 году уже было 14 (в том числе Буйское, Лопьяльское, Петровское и Байсинское, а в 1916 г. намечалось ещё открытие Цепочкинского).

Обучение в школах велось по программам и руководствам, составленным в Петербурге. Книга и книжность заедали школу и делали её чуждой практическим требованиям жизни. Министерство обычно не шло навстречу ходатайствам земства об организации обучения ремёслам и сельскому хозяйству, и большинство попыток земства кончалось неудачно.

В Шурминском двухклассном училище ученики обучались столярному ремеслу, а также садоводству, огородничеству и пчеловодству на пришкольной усадьбе. В ряде других школ имелись земельные участки от 0,5 до 10 десятин, но только некоторые из них были хорошо разработаны и давали крестьянам пример интенсивной культуры огородных и садовых растений, а также являлись питомниками, откуда отпускались саженцы кустарников и деревьев. После классных занятий учащиеся учились под руководством учителей садить овощи и садовые растения и ухаживать за ними. Хорошие сады, кроме Шурминского, были в училищах: Большом Сердеже, Сернуре, Лопьяле, Казанцеве и Вершинятах.

Для улучшения наглядности преподавания с 1899 года начата организация школьного музея наглядных пособий при земской управе, а с 1901 года и школьных музеев из пособий, изготовляемых Вятской мастерской учебных пособий.

Во всех школах были устроены небольшие библиотеки для учащихся и учителей, комплектовавшиеся земской управой. Управа же снабжала школы бесплатно учебниками и школьными принадлежностями для учащихся.

Контроль и надзор за начальной народной школой возлагался на училищный совет и инспекторов народных училищ. Школьный совет состоял из председателя управы, инспекторов, членов от министерства по назначению попечителя Казанского учебного округа (а от епархиального ведомства по назначению архиерея), 2-х членов от уездного земского собрания и 1 от городского общества.

Учитель народной школы находился в приниженном общественно-правовом положении. За школой и учителем следили чины полиции – исправник с помощником, пристав, урядники и стражники и несметное количество начальства – училищный совет, инспектор, попечитель школы, сельские власти, священники и даже каждый крестьянин до школьного сторожа включительно.

***

Кроме начальных народных училищ, в уезде имелись ещё школы повышенного типа: городские училища и средние учебные заведения – женская гимназия и реальное училище; были ремесленная школа, учебные мастерские и сельскохозяйственное училище.

Городские училища были в Уржуме (с 1889 г.) и в Шурме (с 1910 г.). В 1913 году они были преобразованы в высшие начальные училища.

Уржумское городское училище содержалось на средства казны, города, земства и платы за обучение (по 5 рублей в год, а бедные освобождались от платы). Сначала оно помещалось в наёмном доме, а с 1892 года – в двухэтажном каменном здании (ныне школа имени С. М. Кирова)*, устроенном на средства города. В городском училище учился С. М. Киров в 1897-1901 годах, поступивший в него по окончании приходского училища. До 1910 года училище было трёхклассным, а затем четырёхклассным. В него принимались мальчики, окончившие начальные школы города и уезда. Ежегодно обучалось 100-160 мальчиков, а в 1913 году – 145 (из них детей крестьян – 73, мещан – 62 и прочих – 8). Педагогический персонал состоял из учителя-инспектора, трёх учителей, а с 1913 года ещё и учителя немецкого языка.

В училище преподавались русский язык и словесность, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естественная история, физика, черчение, рисование, пение, гимнастические упражнения, закон божий и с 1913 года – немецкий язык. При училище имелись физический и естественноисторический кабинеты и библиотека (в учительской части её было 2782 тома, а в ученической – 1360 томов). Во дворе училища летом устраивался гимнастический городок, а зимой – каток и ледяная гора.

Женская 4-классная прогимназия в половине 1890-х годов помещалась вверху дома Бушковых на Воскресенской улице (ныне семилетняя школа)**. В 1872 году в ней обучались 74 ученицы, а в 1896 году – 137.

В 1899-1900 учебном году прогимназия была преобразована в 8-классную гимназию, которая размещалась в новом собственном деревянном доме на Казанской улице (ныне школа имени С. М. Кирова)*** и в наёмном доме Матвеева (ныне медучилище)***. В 1905 г. была открыта образцовая женская школа для практики гимназисток на Буйской улице (ныне детдом №1).***

Гимназия содержалась на средства губернского и уездного земств, пособий от города и казны и платы за обучение (по 15 руб. в год). В гимназии учились девочки не только из Уржумского уезда, но и из соседних – Нолинского и Малмыжского. Уездные ученицы жили у родственников или на квартирах, так как общежития не было. Бедные ученицы освобождались от платы за обучение, а некоторые получали стипендии и пособия из средств города и «общества вспомоществования нуждающимся учащимся».

Первый выпуск из 8-го педагогического класса состоялся летом 1903 года – 31 ученица получила звание домашней наставницы, или учительницы. В 1903 году в гимназии обучались 403 ученицы, а в 1913 году уже 495 (из них детей крестьян – 248, мещан – 163, дворян – 37, духовенства – 29 и купцов – 18). 

Во главе гимназии стояли начальница и председатель педагогического совета, было 10 учителей и учительниц, 2 законоучителя-священника и несколько классных дам.

В гимназии преподавались русский и славянский языки, арифметика, алгебра, геометрия, всеобщая и русская история, география, космография, естественная история, физика, рукоделие, чистописание, рисование, пение и за особую плату – немецкий и французский языки, танцы и позже – гимнастика. В гимназии имелись физический и естественноисторический кабинеты, различные учебные пособия, ткацкий станок, приборы и инструменты для рукоделия и библиотека (учительская, ученическая и учебники для выдачи во временное пользование наиболее бедным ученицам). Зимой во дворе устраивались каток и ледяная гора, а в зимние каникулы – ёлка, живые картины и спектакли.

Ещё в 1872 году земство ходатайствовало перед министерством просвещения об открытии в Уржуме реального училища, но ответа не получило. Начиная с 1899 года, в течение нескольких лет земство снова ходатайствовало об открытии училища и даже ассигновало на него средства и собирало пожертвования. Министерство требовало больших сумм на устройство училища и считало, что в земледельческой местности, как Уржум, детям нужно давать повышенное образование в училищах сельскохозяйственных, технических и профессиональных, а не а общеобразовательных реальных. Только в 1907 году министерство разрешило открыть реальное училище уже на основании ходатайства городской думы, а не земства.

Реальное училище (ныне школа имени В. И. Ленина)**** было открыто 2 октября 1907 года в составе одного класса. Первые годы оно помещалось в доме Максимовых (рядом с кинотеатром) и в верхнем этаже каменного здания пожарного депо на углу Буйской и Митрофановской улиц, а с 1912 года – в новом каменном здании на Гласисной улице, выстроенном и оборудованном земством.

Реальное училище содержалось на средства земства с пособием от казны и города и платы за обучение (30 рублей в год). Бедные ученики освобождались от платы за учение, а несколько человек получали стипендии от земства, частных лиц и «общества вспомоществования учащимся».

Первый выпуск 7-го класса состоялся в 1914 году. В 1913 году было 249 учеников, 9 из них детей крестьян – 134, мещан – 49, дворян и чиновников – 40, духовенства – 17, купцов – 8, прочих – 1). До открытия училища для получения среднего образования мальчикам приходилось уезжать в Вятку, Казань и Елабугу.

Директором реального училища с основания его был М. Ф. Богатырёв (математик). Кроме него, имелись инспектор, 11 преподавателей, священник-законоучитель и классные надзиратели. Главное внимание обращалось на преподавание математики, физики, химии, естественной истории, черчения и рисования, для чего имелись хорошо оборудованные кабинеты. Преподавались также русский, немецкий и французский языки, словесность, история, география, космография и гимнастика (имелся гимнастический зал и теннисный корт). Была устроена большая библиотека.

Земство неоднократно пыталось открывать ремесленные отделения и классы при школах, а также учебные мастерские, но одно из последних предложений управы в 1909 году об открытии ремесленных отделений при двухклассных училищах было отклонено под предлогом, что «нельзя совмещать обучение грамоте с ремёслами».

В 1912 году существовали следующие учебные мастерские на средства губернского и уездного земств: столярные в Кичме (с 1907 г.) и в Байсе (с 1912 г.), ткацкая (с 1908 г.) в Уржуме, сапожно-башмачные в Уржуме (с 1910 г.) и в Черемисской Билямори (с 1912 г.), кружевные в Коряковцах (с 1909 г.) и в Шурме (с 1912 г.). В Шурме в 1906-1907 гг. была ещё корзиночная мастерская, а в 1909 г. в Уржуме была построена учебная кузня.

В 1910 году городская дума ходатайствовала перед министерством народного просвещения об открытии в Уржуме низшей ремесленной школы с двумя отделениями – столярно-токарным и слесарно-кузнечным, но только с 1914 года она была открыта в каменном доме пожарного депо, где ныне училище механизации сельского хозяйства.

В 1882 году был утверждён устав и штат сельскохозяйственной школы, устройство которой предполагалось на землях около Буйского завода, но лишь в 1893 году для школы было приобретено земством Нартасское имение (110 десятин земли, сосновая роща, река, прудок, мельница, разные постройки). Тогда же была открыта Нартасская сельскохозяйственная школа*****, преобразованная летом 1910 г. в казённое низшее сельскохозяйственное училище с добавление педагогического класса вместо приготовительного. Устав был утверждён главным управлением земледелия и землеустройства.

В училище был управляющий, 5 преподавателей и законоучитель. Обучались подростки и юноши 14-20 лет из разных уездов и губерний, окончившие начальную школу. В 1894 г. было 44 ученика, в 1900 г. – 93 и в 1913 г. – 60 учеников (из них детей крестьян – 52, мещан – 6 и прочих – 2).

В течение трёх лет преподавались русский язык, арифметика, русская история, география, физика, химия, геометрия, землемерие, черчение, метеорология, ботаника, зоология, земледелие с луговодством, животноводство и ветеринария, пчеловодство, сельскохозяйственная экономия, счетоводство, законоведение и закон божий.

На учебно-практические занятия отводилось 18 часов в неделю зимой и 25 летом. При школе имелось большое учебное хозяйство, а также учебные мастерские – столярная, слесарная и кузница, где обучались практиканты и крестьяне, так как земство стремилось через них распространять кустарно-ремесленные знания и способы изготовления простых сельскохозяйственных машин.

Окончившие курс в училище устраивались на работу в Вятской и другой губерниях. Нартасскую сельскохозяйственную школу окончил советский агротехник и вице-президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук В. П. Мосолов (1888-1951), родившийся в семье бедного крестьянина-марийца в Мари-Туреке.

* Средняя школа №3, бывший дом купца Попова, где до училища размещались полиция и тюрьма. Первоначально училище было в доме на ул. Советской, 20. С 1892 г. там была приходская школа, в которой начал учение С. М. Киров. Затем там были начальные классы. Теперь – жилой дом.

** Дом Никифора Бушкова, ул. Советская, 26. После прогимназии там было земское собрание. В советское время – поликлиника, детское отделение. Ныне – общежитие медучилища. Школы там не было никогда.

*** Здание начальных классов школы №3; впоследствии школа №4, ныне детский сад; детский сад №2 на ул. Чернышевского.

**** Ныне Уржумская гимназия. Дом Максимовых – ул. Советская, 56, офисные помещения и склады; в здании депо – музей им. Н. Н. Арбузовой.

***** Ныне Мари-Турекский район Республики Марий Эл.

 9,435 total views,  6 views today

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 9 из 11 ): « Предыдущая1 ... 78 9 1011Следующая »
 
Яндекс.Метрика /body>