Уржумская центральная библиотека

Н. Н. Арбузова. Из истории города Уржума

 

Спектакли, концерты, кино, вечера (1861-1916 гг.)

В начале 1866 года корреспондент из Уржума сообщал в газету «Вятские губернские ведомости», что «город наш имеет театр, устроенный в нарочно нанятом для этого здании… Всех спектаклей было четыре. 2 января шли три водевиля: «Мотя», «Провинциальный братец» и «Утка и стакан воды». 23 января играли комедию Островского «Не в свои сани не садись» и водевиль «Сумасшедшая актриса». 31 января – две пьесы: «В чужом глазу мы сучок видим, а в своём глазу не видим бревна» и «Невесту». 4 января были повторены комедия «Не в сои сани не садись» и водевиль «Утка и стакан воды». Назначены к постановке комедия Островского «Свои люди сочтёмся» и водевиль «Комедия с дядюшкой». Было два бала по подписке».

В октябре 1867 года приезжая драматическая труппа играла водевили «Взаимное обучение», «Цирюльник на песках» и какой-то фарс. В 1869, 1870 и 1876 годах любителями было поставлено 6 благотворительных спектаклей, выручка с которых была употреблена на устройство городского сада и школы, частью роздана бедным ученицам прогимназии и городской бедноте.

В 1880-х и начале 1890-х годов Уржум посещали драматические и цирковые труппы. В 1883 году приезжал кукольный театр.

В 1869 году открылся клуб, или общественное собрание, для привилегированных слоёв населения. Мещан и купцов туда не допускали.

В 1890-х годах общественное собрание находилось в доме, где сейчас почта, а позже – во втором этаже дома, занимаемого ныне школой и типографией*. Здесь, а также в клубе Общества трезвости (куда вход был свободным) мужчины играли в карты и на бильярде, устраивались вечера с танцами, концертами, маскарадами и т. п.

В 1896 году была хорошо оборудована так называемая народная аудитория (в одном из зданий благотворительного общества). Там устраивались спектакли, концерты, литературно-музыкальные вечера, маскарады, живые картины и т. д.

Уржумская интеллигенция отличалась любовью к театральному и вокально-музыкальному искусству. В 1904 году даже был утверждён устав «Общества любителей музыкального искусства». Существовал кружок любителей драматического искусства.

По рассказам старожилов, в разные годы, начиная с конца 1890-х годов, были поставлены и повторялись пьесы А. Н. Островского «Гроза», «Бедность не порок», «Доходное место» и «На бойком месте», А. П. Чехова «Дядя Ваня», Найдёнова «Дети Ванюшина», М. Горького «На дне», Каполетти «За монастырской стеной» и др. После пьес обычно ставились водевили.

Особенно эффектно была в 1902 году поставлена пьеса «Быль на Волге» с декорациями, написанными учителем гимназии Ф. Л. Ларионовым, с электрическим освещением сцены от частной динамо-машины, что было новинкой в Уржуме.

Среди любителей актёров и певцов были учителя Н. С. Морозов, Ф. Л. Ларионов, И. А. Лютин, Я. В. Касаткин, служащие К. М. Скородумов, С. В. Авдеев, В. Ф. Польнер, Н. О. Сырчин, казанские студенты и др.

Женские роли в спектаклях исполняли учительницы и классные дамы гимназии О. Ф. Скородумова, Ю. П. Пискунова, Э. В. Польнер, О. В. Коробкова, члены семей служащих Л. А. Капгер, А. Р. Келлер, Л. Круликовская, М. М. Дильденко, купеческие дочери А. И. Бердинская и В. Я. Стародубцева и др.

Любители иногда принимали участие в спектаклях, ставившихся приезжими артистами (драма «Чародейка», «Потонувший колокол» Гауптмана и др.).

В 1909-1912 гг. в Уржум приезжала труппа антрепренера Шумского, показавшая ряд спектаклей («Пятно», «Ванька ключник», «Весёлая вдова» и др.). Петербургский оперный ансамбль ставил «Демона» А. Г. Рубинштейна, «Евгения Онегина», «Пиковую даму» П. И. Чайковского и др., а вторая гастролирующая труппа – «Аиду», «Травиату» и др.

Бывали и солдатские спектакли для воинской команды и приглашённых лиц, на которых солдаты исполняли не только мужские, но и женские роли.

У старожилов города сохранились воспоминания о выступлениях музыкального кружка в составе И. С. Деренкова (инспектор народных училищ), его жены Е. А. Деренковой, В. П. Депрейс (жены председателя земской управы), П. А. Спасского и А. В. Бодрова (врачи), А. Л. Тупицына и В. И. Виноградова (судейские чиновники).

В женской гимназии бывали различные постановки для учащихся и взрослых и хоровые выступления под руководством учителя пения И. А. Лютина.

В реальном училище постановками руководила, кроме И. А. Лютина, учительница музыки Л. Е. Шеховцова, на квартире которой нередко устраивались репетиции и концерты. Между прочим, в реальном училище были поставлены отрывки из оперы Д. Верди «Аида».

В 1913 году в реальном училище была поставлена опера Глинки «Иван Сусанин» в исполнении любителей, реалистов и гимназисток. Гимназистка Александра Ситникова исполняла партию Вани, а Таисия Романова – партию Антониды.

Большинство спектаклей и концертов для публики устраивались с благотворительными целями (помощь учащимся, приюту благотворительного общества, бедным, Красному Кресту и т. д.).

Директор народных училищ Вятской губернии считал нежелательным участие учителей и классных дам в любительских благотворительных спектаклях и концертах, якобы отвлекающих их от исполнения служебных обязанностей.

В ноябре 1905 года инспектор народных училищ Уржумского уезда не разрешал устройство любительских спектаклей в школах, ссылаясь на распоряжение министерства народного просвещения. В 1908 году в губернии были случаи привлечения к суду заведующих начальными училищами за устройство в училищах спектаклей без разрешения административной власти. В школах разрешалось устраивать живые картины, декламации, пение, небольшие постановки лишь для учащихся.

Несмотря на все запреты и препятствия, некоторые учителя устраивали постановки и концерты не только для учащихся, но и для взрослых, привлекая их к исполнению. Инициатором первых сельских спектаклей и концертов была учительница О. П. Стефанова (ныне пенсионерка), учительствовавшая с 1905 года в с. Сернур, а с 1910 г. – в с. Кичма. В 1908 году О. П. Стефанова ставила с любителями «Бедность не порок» Островского в манеже ветеринарной лечебницы в Сернуре. В Кичме она ставила «Букет» А. П. Чехова, «Не всё коту масленица» Островского, «Тимошкину гармонь», пьеску «Провинившийся» (о старике, научившемся грамоте), очень понравившуюся всем кичминцам.

В Козьмодемьянской школе инициаторами и руководителями спектаклей и концертов детских и любительских были сёстры Антонина и Александра Павловны Ситниковы (ныне пенсионерки-орденоноски и участники концертов пенсионеров). В годы первой мировой войны в Козьмодемьянском играли учительницы с родственниками и крестьяне – девушки, парни и семейные мужчины. Спектакли ставились часто, нередко постановки повторялись. Народу на спектаклях бывало очень много. Иногда кружковцы выступали в Мари-Мишкине.

В 1907-1909 годах устраивались спектакли на Никольском хрустальном заводе (Хлебниковская волость, ныне район МАССР). В спектаклях участвовали рабочие, мастера, служащие с семьями и учительница Т. А. Самарцева.

Первые фильмы синематографа (кинематографа) демонстрировались приезжими предпринимателями в аудитории. Стационарный кинематограф был открыт в Уржуме в 1912 году в доме купца Гордеева на Воскресенской улице (находится там и сейчас)**. Первым тапёром (пианистом, сопровождающим показ немых фильмов) была М. Г. Верещагина-Роженцова (ныне пенсионерка).

 

* Дом А. Я. Кормчёнкина, ул.  Советской, 60. Сейчас полностью занят редакцией.

** Кинотеатр «Дружба», ул. Советская, 58; ныне торговые ряды.

 

Техническая подготовка текста,
сноски и комментарии – А. Н. Иконников

 9,168 total views,  1 views today

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 11 из 11 ): « Предыдущая1 ... 910 11
 
Яндекс.Метрика /body>