Уржумская центральная библиотека

Как мальчики организовали духовой оркестр

По воспоминаниям Бориса Павловича Спасского «Уржумский духовой оркестр мальчиков в 1904-1908 годы»

По воспоминаниям отца Бориса Павловича Спасского краевед Наталия Борисовна Пентина подготовила в январе 1967 г. очерк о духовом оркестре мальчиков в Уржуме, который так и не был опубликован. Приводим эти мемуары в сокращении.

«Организатором и руководителем-дирижёром этого оркестра был Виктор Медведев, который учился в реальном училище в Елабуге. Летом 1903 г. он организовал из мальчиков балалаечный оркестр (6 человек). Летом 1904 г. (тогда ему было 17 лет) он сделал мне новое предложение: «Давай играть на духовых инструментах».

На снимке: уржумская интеллигенция, студенчество и участники любительских спектаклей и концертов у здания Народной Аудитории летом 1905 года.
1– студент-революционер А. П. Машкин. 2.– друг Сергея Кострикова Александр Самарцев. 3. – учитель женской гимназии В. П. Михайлов. 4. – студент-революционер С. Я. Стрелков. 5. – учитель городского училища  Н. С. Морозов. 6. – поэт-революционер П. Н. Второв. 7– учительница Н. И. Козлова. 8.– томский студент И. А. Никонов. 9 – Э. В. Польнер. 
Слева, с музыкальными инструментами – духовой оркестр мальчиков.

Инструментов было достаточно для небольшого оркестра. Начали сыгрываться в садике Медведевых. Ивану Березину Виктор поручил играть на 1-м корнете, С. Авдееву – на 2-м, мне достался тромбон, Виктор играл на теноре. Оркестр начал оформляться. В течение лета 1904 г. в оркестр прибыло ещё 5 человек. И мы выступали в городском саду, в аудитории после спектаклей, на танцах, на вечерах в клубе. (Аудиторией в Уржуме называлось здание, принадлежащее Уржумскому благотворительному обществу, в котором происходили спектакли, концерты, маскарады и т. д.) За наши выступления нам платили примерно 5 рублей. Деньги нам были нужны на выкуп духовых инструментов, на приобретение новых инструментов и нот. Виктор получал деньги и расходовал их сам в пользу оркестра. Никогда не возникал вопрос о контроле над его расходами, и нужды в этом не было. Он был всей душой предан оркестру. Осенью оркестр умолкал, так как музыканты уезжали на учение.

Поздней осенью 1904 г. я получил от Виктора письмо: нужно было ввести в оркестр флейту, и он просил меня выучиться играть на флейте. Подобное же предложение было дано Павлу Жак: он должен был выучиться играть на кларнете. На зимние каникулы некоторые участники оркестра приезжали в Уржум. Оркестр возобновился в составе 6 или 7 человек. Мы опять играли на вечерах в аудитории и в клубе. Оркестр уже завоевал популярность: мы были приглашены играть в сельцо Ашлань на свадьбе В. С. Депрейса. Для переезда в Ашлань нам была подана лошадь, запряжённая в розвальни.

Все мы были учащиеся мальчики 15-18 лет, все любили поездки в лодках, рыбную ловлю. В то время в г. Вятка был хороший лодочный мастер. Заказали «музыкантский» ялик на 12 человек с четырьмя парами гребных вёсел. Ялик стоил 40 рублей – по тем временам это были большие деньги.  Он был выслан на пароходе на имя Виктора в начале лета 1905 г. На нём мы совершали довольно частые поездки по реке Уржумке с оркестром и без оркестра. Нам было лестно показать большую скорость ялика: он обгонял не только все лодки, но и единственный на Уржумке торговый катер.

Мы играли пьесы, которые обычно играет духовой оркестр на гуляньях, танцах и т.д.: вальсы, марши, бальные танцы – польки, мазурки, падеспань, падекатр, кадриль. Вспоминаю названия некоторых вальсов: «Дунайские волны» (Штрауса), «Лесная сказка», «Сон жизни», «Тёплый ветер», военные марши.

Летом 1905 г. наш оркестр находился на вершине «кривой» своей жизни. И вот появились осложнения: Иван Березин ушёл из оркестра. Он был бедным человеком и искал в оркестре заработка. Ему действительно уделялась некоторая сумма (остальные музыканты не нуждались в заработке), но платить ему прожиточный минимум оркестр не мог.

В 1906 году неожиданно оркестр ещё раз поднялся во мнении общества на большую высоту: 30 июня оркестр выехал в Малмыж, чтобы дать там концерт. Прошедшей зимой я научился играть на мандолине. Возникла мысль включить в программу концерта дуэт на двух мандолинах с аккомпанементом рояля. Выступление состоялось. Конечно, концерт был слабым, так как никто из нас не был артистом. Малмыжане отнеслись к нам очень приветливо, аплодировали нам, но, вероятно, ценили больше всего нашу смелость и энтузиазм, доставившие скучающим горожанам развлечение. Сбор дал нам за вычетом расходов приблизительно рублей тридцать, чем мы были очень довольны.

На следующий день мы выехали на пароходе в Турек. Там мы потребовали по телеграфу три пары лошадей, чтобы доставить нас в Уржум. Это стоило нам приблизительно 5-6 рублей. При поездке на концерт мы не имели денег и до Турека (17 км) шли пешком, а наши инструменты и другой багаж были привезены на телеге. Возвращением в Уржум на трёх парах лошадей мы показывали уржумцам успех нашего концерта в Малмыже.

По-прежнему мы играли на вечерах, катались на ялике, но молодого задора, энтузиазма уже не было. 1907 год не дал нового подъёма. Появилось какое-то недовольство. Что вызвало его – трудно сказать. Может быть, это была просто усталость после порыва. Стали говорить о ликвидации оркестра. Со временем предполагалось его возобновить. Ликвидация оказалась очень простым делом: ялик продали, заплатили остатки долгов. Каждый получил в собственность тот инструмент, на котором играл. Но восстановить оркестр не удалось: В. Медведев умер в 1908 году от чахотки.

На оркестр вновь показал, что коллектив даже юных мальчишек может сделать доброе дело, лишь бы нашёлся энергичный, талантливый руководитель. В двадцатых годах в Уржуме была создана оперная группа из местных певцов. Организатором её был энтузиаст музыкант и певец А.В. Новиков. Были поставлены оперы «Борис Годунов», «Фауст», «Демон». Не был ли для А.В. Новикова пример оркестра мальчиков дополнительным импульсом в трудном деле организации оперы в г. Уржуме?»

 565 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Среда, 22 февраля, 2023

 
Яндекс.Метрика /body>