Уржумская центральная библиотека

Познавательный час «Как учились на Руси»

Первые школы на Руси появились в X веке, их основатель – князь Владимир Красное Солнышко

В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу. «Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте. Писали на Руси на берестяной коре костяными или железными острыми палочками. Затем люди придумали писать птичьими перьями. Перья брали гусиные или вороньи. Их сначала нужно было срезать наискось перочинным ножом. Писали гусиными перьями около 1000 лет. Чернила для письма делали из сока чернильных орешков, сажи и железного купороса.

В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель. Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была взята из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

А каким бережным и трепетным было отношение к книге! У учителя был помощник, староста класса. Именно он раздавал ученикам книги утром и собирал их по окончании учебного дня, а затем клал на место. Книгу обязательно нужно было класть печатью вверх, нельзя было делать никаких закладок, а тем более загибов. Место для книги – только стол. Запрещено было класть книгу на лавку. Книги были собственностью школы и составляли её главную ценность.

При Петре I  была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Девочки в школу не допускались.

Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…». Изучали «дворянские науки»: изящные манеры, фехтование, верховая езда, танцы и пение.

Во времена Екатерины II  в 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста. Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться. Это, во-первых, аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст. Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера. В-третьих, трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями. А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

 1,077 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Пятница, 17 февраля, 2023

 
Яндекс.Метрика /body>