Уржумская центральная библиотека

К. Зайцева. Легенда рассказывает

Клавдия Ивановна Зайцева (1919-1994), краевед, уроженка Уржумского района, жила в г. Свердловске (Екатеринбург)

О заселении древними марийцами Малмыжского, Шурминского и Советского районов области говорит предание, записанное со слов колхозника Семена Ивановича Еликова. Он называет трех родоначальников: Шуран-Шур-Мари – первый из них, он расселил свой род в Шурминском районе; Болтуш – в Малмыжском районе; Кугурака. По преданию Шуран-Шур-Мари имел рог (Шур Мари – рогатый мари). Объяснением происхождения имени князя служит другая легенда…

«Давным-давно, жил в марийском племени шурмари бедный-пребедный мариец, по имени Пиштай (по-русски «добрый»). Много добра он сделал, но самое большое добро у него было впереди…

Все племя работало на князя Шурмари, но ему было все мало и мало. И решил он заставить работать на себя маленькую речушку Шур, возвести на ней плотину для мельницы. Все племя трудилось на постройке, но вешние воды прорвали плотину, унесли труд людей в большую реку Каунрад Быд (марийское название Вятки). Долго думал князь Шурмари – можно построить второй раз плотину, но весенняя вода снова ее унесет. Стало быть, строить надо по-другому, но как – этого он не знал. Тогда позвал к себе князь старого марийца своего племени, накормил его, напоил и спросил:

— Скажи, как построить плотину, чтобы ее не унесла вода?

— Этого я не знаю, спроси у Тюм-Тюма, он старше меня и мудрее.

Тюм-Тюм жил на берегу Каунрад Быд под большим дубом. Привезли дряхлого Тюм-Тюма к князю Шурмари. Напоил его, накормил князь, а потом спросил:

— Доволен ли ты едой и питьем?

— Доволен, – прошамкал Тюм-Тюм.

— Помоги, посоветуй, как построить крепкую плотину?

Долго молчал Тюм-Тюм, сказать или утаить? Утаю – тайна уйдет со мною в могилу, скажу – людям польза будет.

— Для того чтобы плотина была крепкой, – старик закашлялся, как будто чем-то подавился, потом торопливо досказал: – Только кости живого человека укрепят ее навечно.

Понял князь, что нужно делать. В одну из дождливых и грозных ночей позвал он к себе Пиштая, накормил, напоил его и спросил:

— Доволен ли ты едой и питьем?

— Доволен, – ответил ему Пиштай и заулыбался.

— Много ты делаешь добра людям, сделай еще одно доброе дело для всего рода.

И тут князь рассказал Пиштаю то, что посоветовал мудрый Тюм-Тюм, пообещав, что никогда с его илема не будет брать никакой дани и накажет об этом своим детям и внукам, всем князьям своего рода.

Пиштай долго не думал, ответил сразу:

— Жить мне осталось недолго, скоро закопают в землю мертвого, так пусть закопают живого.

Тут он немного задумался, когда снова заговорил, его чистые голубые глаза уставились пристально на князя:

— Ты знаешь, князь, татарского лешего Шурале?

— Знаю, – ответил князь.

— Если ты или другой князь из твоего рода забудут свое обещание, на голове у него вырастет такой же рог. Запомни это князь!

Князь сам увел Пиштая к плотине, указал место, где нужно лечь, сам завалил его глиной, камнями и землей, затоптал ногами…

Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, но один из князей забыл наказ предка, пришел однажды в илем к Пиштаям и взял дань. За ночь у князя вырос рог. Так появился рогатый князь Тукан-Мари. А плотина стояла триста лет и три года…».

Вот такая легенда записана со слов шурминского старожила С. И. Еликова.

С 1552-1557 года шла черемисская война. Тогда одна из русских ратей под командованием С. И. Микулинского, Ю. И. Кашина, Д. М. Плещеева ходила на Арск, Шурму, Уржум. Маленькое ополчение князя Шурмари вступившего в бой с вооруженными пушками русскими войсками было полностью разбито, князь убит. Его захоронили около священной марийской рощи, в высоком кургане. Оставшиеся марийцы племени Шурмари ушли под начало марийского князя Акмазика. Частица «Ак» употребляется в марийском языке в особых случаях, для оттенения не только физической силы человека, но и его морального пре­восходства и высшей власти. Например, старшая сестра по-марийски «ака».

Акмазик был сильный и умный вождь племени, а затем и князь, наделенный юридической властью. Вторая часть имени этого героя — «Мазик» — очевидно является его личным именем. От имени князей появились населенные пункты: Акмазики, Актыгашево, Кадочники (от личного имени Кадаш). Встречаются и другие населенные пункты марийского происхождения, например, Тюм-Тюм – Дуб-дуб, Советск-Кугу рака — большой ковш, Кокша – лысый, Кизерь – потом (после), Турек – холм (косогор).

К. Зайцева

Комментарий В.А. Ветлужских:

Клавдия Ивановна Зайцева права, присланная ею легенда подтверждается как фактами, так и легендой из другого источника. Старожил Федосимова, выходец из Акмазиков, Ю. С. Акмазиков со слов отца С. Д. Акмазикова рассказал, что предание о князе Шурмари (рогатом мари) было и в роду их – потомков князя Акмазика. Князь тот был последним князем – некрещенных мари, а первым крещенным марийским князем был Акмазик. С. Д. Акмазиков рассказывал: предание гласит, что местом резиденции князя была современная деревня Акмазики.

Кстати, самоназвание этой деревни марийское и по сей день – Акмазики – Шурмари, также как, к примеру, деревни Ешполдино – Товарна. Недалеко от Акмазиков есть действительно священная марийская роща, а чуть пониже по логу (скорее всего это русло некогда текшей здесь реки), к бывшей деревне Кадочники, раньше был курган. Именно здесь-то в 1989 году и был обнаружен могильник, приблизительно датируемый XVIXVII веками (как раз период событий черемисской войны 1552 года). Находки на месте могильника уже сегодня позволяют судить, что не только рядовые марийцы были захоронены здесь, но и марийская знать (представители княжеского рода). Свидетельство тому – сабля, перстень, различные украшения из меди.

Нынче на месте захоронения, некогда спрятанного под курганом, работают археологи. В ближайшее время мы расскажем о результатах, хотя бы предварительных, этих поисков.

Кировская искра. – 1990. – 30 июня. (№ 78). – С. 3.

 239 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 15 марта, 2022

 
Яндекс.Метрика /body>