Уржумская центральная библиотека

Пейзажист и портретист Платунов

Михаил Георгиевич Платунов – русский советский художник, родился в Уржумском уезде Вятской губернии 10 февраля 1887 года. Впоследствии он стал прославленным пейзажистом и портретистом, профессором живописи и заслуженным деятелем искусств РСФСР.

В. И. Селезнёв. Портрет М. Г. Платунова (1972)

Страсть к рисованию была у него наследственная. Отец – талантливый худож­ник-самоучка, хорошо писал иконы и расписывал церкви. С малых лет он приучал к этой работе и сына. Сначала мальчик занимался черновой рабо­той: смешивал краски, чистил и заглаживал стены перед на­чалом их росписи. Позднее отец стал доверять помощнику подготовку досок для икон, грунтовку стен, подмалёвку фона больших работ, роспись несложных элементов. Попутно учил, как и что правильно делать, каких канонов придерживаться. Выполняя работы, Платуновы ходили по дерев­ням и сёлам, и мальчик мог сравнивать различные манеры письма икон и стеновых росписей. Появлялся интерес отбирать лучшее и запоминать, а потом и само­му пытаться изобразить это. Познакомился он и с работами более прославленных художников, правда, только по иллюстрациям, но в душе юного богомаза их работы оставили неизгладимое впечатление. Ведь эти картины творили его земляки Виктор Михайлович Васнецов и Иван Иванович Шишкин. Первый был непревзойдённым мастером в изображении русской былины и народной сказки, второй живописец с замечательным реализмом раскрывал красоту и богатство природы родной страны. Чтобы достичь чего-то, нужно стремиться к большему. Именно тогда, в детстве, и зародилась меч­та у Михаила стать художником.

Окончив сельскую школу, Михаил Платунов отправился в ближайшее учебное заведение, которое готовило живописцев. Казан­ская художественная школа считалась одной из лучших в губернских городах России. Старание и упорство дали свои результаты. Юно­ша окончил его по первой категории. И без экзаменов в 1906 году был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. А затем продолжил обучение и и самой Академии.

Учителем его был выдающийся художник и педагог Павел Петрович Чистяков (его боготворил В. М. Васнецов), который учил Платунова по самобытной педагогической системе, отвечающей тре­бованиям реалистического искусства, отличавшейся от застарелого академического метода. Именно здесь молодой художник определяется с выбором жанров в своём творчестве. Ими становятся пейзаж и портрет. Не случайна поэтому и его конкурсная работа — пейзаж «Троицын день».

Окончание Академии Платуновым совпало с началом импе­риалистической войны. И его призывают на службу. Но с его об­разованием воинское начальство определяет Михаила фронтовым художником. В солдатах он до 1918 года. После демобилизации воз­вращается в Петроград. Трудно было заниматься творчеством, нуж­но на что-то жить. Поэтому художник на время становится препо­давателем. Учит рисунку и детей, и взрослых в школах и клубах. В свободное время всё-таки писал картины, выкраивая понемногу из скудного заработка на приобретение холстов и красок. Он выполнил несколько портретов известных деятелей искусства. С середины двадцатых годов прошлого века Михаил Георгиевич немало поколесил по нашей огромной стране. Был на севере и не юге, в горах и на равнинах, в больших городах и деревеньках. Он очень любил живопись. Можно даже сказать, что жить без неё не мог. Куда бы он ни ехал, всегда брал с собой или этюдник, или боль­шой блокнот для зарисовок. Приезжая из очередного путешествия и Ленинград, художник на основе множества эскизов и этюдов писал законченные произведения. И снова это в основном были пейзажи нашей необъятной Родины и портреты людей-тружеников.

М. Г. Платунов. Город Уржум

Отдавая дань памяти Сергею Мироновичу Кирову, убитому 1 декабря 1934 года, в это время М. Г. Платунов приезжает в Уржум. Он как бы чувствует себя в долгу перед своим замечательным земляком, которого в Ленинграде много лет знал как хорошего человека, постоянно проявлявшего заботу о деятелях культуры и искусства. Он обязан своим творчеством ответить на смерть Мироныча.

Поэтому одной из первых картин становится «Город Уржум» (1934 год), которая занимала достойное место в экспозиции музея С.М. Кирова в Ленинграде. На полотне изображена родина Сергея Мироновича.

М. Г. Платунов. Город Уржум

Заметённая снегом южная низинная часть города по­казана художником с горы, от дома № 77 по улице, впоследствии на­званной его именем. Почти такой её видел тридцать лет назад Сергей Костриков, когда уезжал из Уржума. Казанская церковь ещё с коло­кольней, одноэтажные домики, маленькие сараи, кое-где деревья. За городом – луга, а ещё дальше темнеют заросшие лесом холмы.

Позднее М. Г. Платунов продолжает разрабатывать кировскую тему. В 1936 году пишет картину «Переход через Мамисонский перевал», отражающую события февраля 1921 года, когда бойцы Красной Армии, руководимые С. М. Кировым, спешили на помощь восстав­шему грузинскому народу.

М. Г. Платунов. Переход через Мамисонский перевал

По предложению Кирова они двинулись через непроходимый зимой перевал, но совершили невозможное, вовремя поддержали восставших трудящихся.

На следующий год художник создаёт полотно «С. М. Киров среди детей». Из его акварельных работ наиболее удачная «Городское училище в Уржуме, где учился С. М. Киров». В 1939 году она издана открыткой.

М. Г. Платунов. Городское училище в Уржуме, где учился С. М. Киров

На других – тоже места, связанные с детским периодом С. М. Кирова, «Дом в  Уржуме, где родился С. Костриков» и «Приют в Уржуме, где провел свое детство С. Костриков». Большинство этих работ опубликовано в книге «Киров и время» [Киров и время. Составители М. И. Бугаева и Д. Л. Шумский. Лениздат. 1986.].

В блокаду М. Г. Платунов жил и работал в городе на Неве. Пережив холод и голод, он создал цикл гуашей «Ленинград в блокаде». В этих работах, полных доблести и отваги советских людей, автор показал борьбу с фашизмом бойцов и командиров Красной Армии, героизм и мужество тружеников города, стойкость его жителей.

В 1942 он был эвакуирован в Йошкар-Олу, где в 1943 году эти работы увидели первые зрители. Выставка была открыта в здании старого драматического театра. Через два года её увидели жители Лондона, затем Варшавы, Москвы и, наконец, Ленинграда. Впоследствии М. Г. Платунов подарил работы Марийской республике. В настоящее время её обладателями являются Национальный музей им. Т. Е. Евсеева и Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева.

После Великой Отечественной войны М. Г. Платунову присваивается профессорское звание. Он преподаёт в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина —  бывшая Академия художеств. Также ведёт большую научную работу. Не изменяя давно избранной теме, пишет портреты и пейзажи. В 60-е годы работает над картинами, посвященными арктическому похожу 1912 года Г. Я. Седова. В эти же годы он пишет полотно «Моя родина (Кировская область)».

Художник написал картины «У Академии наук» (1941), «Дома», «За водой», «Зимняя канавка» (все 1942), «Первые лучи солнца (Г. Я. Седов)», «Портрет школьницы», «Сумрачный день» (все 1950), «Портрет текстильщицы» (1951), «Белая ночь», «Осенний вечер» (обе 1957), «На пашне», «Стадо» (обе 1959), «Старый Париж» (1961), «Большой проспект», «Летний Сад» (обе 1964).

Умер М. Г. Платунов в 1972 году в Ленинграде.

Работы М. Г. Платунова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Калужском областном художественном музее и других музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

Шеин, В. Ю.
Уржумская земля, как ты прекрасна! — Киров, 2014. — 536 с.: ил
.

Пейзажист и портретист Платунов. С. 69-73.

 449 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 22 февраля, 2022

 
Яндекс.Метрика /body>