Сельские библиотеки

Рожь на картинах русских художников

Все вы знаете, что каждое растение, каждое зернышко живое. Растения обладают сильной энергетикой. А зерна злаков накапливают и хранят солнечную энергию. Вот почему в течение тысячелетий зерно составляло основу питания человека. Среди зерновых культур озимая рожь наиболее ценная.

Ржаное поле России – самое большое в мире. Слова «рожь» и «Русь» неразрывно связаны между собой. Поэты любовно называли нашу страну «ржаной Русью». Великий поэт  Н.Некрасов, воспевая рожь, раскрывает не только радость взору человека, душевную благодать, но и целебное волшебство ржаной нивы:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Ржаное поле украшало полотна знаменитых художников: И.Шишкина, А. Саврасова, Г. Мясоедова, А. Пластова. и других. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Иван Иванович Шишкин. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной. И ему это отлично удалось. «Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал И. Н. Крамской Илье Репину. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей – вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. Живописное решение картины подчинено одному – воспеванию силы и богатства родного края.

На картине «Полдень. Окрестности Москвы» – ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. По пыльной дороге идут усталые крестьяне. С детства знакомая картина родной природы. В тот сезон Иван Шишкин работал запоем, «с жаром», как он сам говорил. … По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.

Алексей Гаврилович Венецианов — академик, образовавший сам себя вне академии и почти самоучкой развивший в себе свои замечательные способности. Об этом в 1839 году в письме к своему отцу из Италии писал  художник Александр Иванов:

«Талант Венецианова заслуживает, чтобы его заметили… Но Венецианов не имел счастья развиться в юности, пройти школу, иметь понятия о благородном и возвышенном, и потому он не может вызвать из прошлых столетий важную сцену на свой холст».

Сюжет картины «На жатве» почерпнут из повседневной народной жизни. Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь.

Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля – то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит «какая-то тихая игра облаков».

На полотне «Девушка с серпом» мы видим изящную фигуру жницы с ее повседневным атрибутом, серпом. Идет уборка хлеба, ржаного хлебушка-кормильца.  Это не простая жанровая фигурка, созданная художником по непосредственному впечатлению. Для того чтобы оценить «поэтический подтекст» этой картины Венецианова, нужно сравнить его фигуру жницы с образом женщины – олицетворением Родины. Здесь в самой отчетливости пластической формы ясно выступает нечто от того такое, что ставит Венецианова в один ряд с мастерами Древней Руси, включая великого Андрея Рублева.

Среди блестящей плеяды русских художников второй половины XIX века Василий Максимов выделяется как проникновенный изобразитель пореформенного крестьянства. Никто не знал так близко быт крестьян, как он. Репин говорил, что в этом Максимов соперников себе не имеет. Родившись в селе Лопино, Новгородской губернии в 1844 году, он рано узнал бедственное положение крестьянского сына. А к десяти годам оказался круглым сиротой. У мальчика были прекрасные способности, но ему нужно было преодолеть невероятные трудности, чтобы стать художником. Невероятно быстро, всего за три года, был пройден Максимовым академический курс. По окончании Академии художеств Максимов ушёл из неё. Он принял решение жить и писать картины в родной деревне. Его лучшие картины – это жанровые сценки из жизни крестьянства.

 В 1903 году, художник обращается к теме знахарства, которые присутствовали в реальной жизни крестьян, создавая полотно «Залом ржи».  В ранний предрассветный час пришёл знахарь на чужую ниву и совершает там обряд – «залом» ржи. Возможно, что хозяина нивы теперь ждут какие-то неприятности. Фигура знахаря является смысловым и композиционным центром произведения. Сдержанный колорит полотна подчёркивает тревожное напряжение изображаемой сцены.

Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства, прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный – в течение почти сорока лет – член правления товарищества передвижных художественных выставок. Картины «Дорога во ржи» (1881) и «Косцы» (1887) – ода крестьянскому труду и его красоте. В этих полотнах художник обращает внимание зрителей на прекрасный русский пейзаж, восхищается тяжелым трудом и гармонией с природой.

На картине «Дорога во ржи» изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Такие поля на Руси тянулись на многие километры. Ведь рожь являлась основной кормовой культурой русского крестьянства.

«Страдная пора». Эта картина  художника представляет  на переднем плане выразительную фигуру работающего крестьянина  жарким летним днем. Тяжелым трудом и потом достанется ржаной хлеб.

Алексей Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом.

«Рожь» (1881). Эта картина написана накануне жизненного краха Саврасова – спустя год его уволили с работы, в то же время окончательно развалилась его семья, и художник отправился в свои трущобные странствия.

Неуемная тревога сквозит в этой работе: мирное, на первый взгляд, поле ржи на самом деле ощутимо волнуется в ожидании грозы, справа на небесную лазурь наплывают темные тучи. Неизвестно, было ли это полотно прямой репликой на «Рожь» Шишкина, появившуюся тремя годами раньше, но спор совершенно очевиден: шишкинской «благодати и умиротворенности» здесь противопоставлено «томительное беспокойство».

Михаил Сатаров с 10 лет начал заниматься живописью в московской художественной студии при дворце пионеров. В 1985 году закончил Московское художественное училище. В 1992 году закончил Московский Государственный Художественный институт имени Сурикова. Ранние полотна Сатарова носили религиозно-мистический характер. Оттачивая свое мастерство, Михаил добился уникальной техники изображения различных полотен.

С равным успехом Михаилу удаются и портреты, и натюрморты, и морские виды, и пейзажи, и сказочные сюжеты.  Один из основных принципов работы Михаила Сатарова – это эксперименты с различными направлениями живописи.

Его картина «Ржаное поле» яркий пример изображения реалистических полотен. Вечереет. На ржаном поле уже убрали часть урожая. Рожь убрана в  аккуратные небольшие снопы. От картины веет умиротворением и покоем. Закончен еще один  жаркий страдный день.

Алексей Леонидович Жуков родился 23 ноября 1964 года в Грузии, в семье художника. Способность к рисованию проявилась уже в раннем детстве. В 1988 году закончил  подготовительные курсы при Академии художеств г. Тбилиси. Принимал активное участие во многих выставках.

 После известных апрельских событий 1989 г. в Тбилиси вынужден был с семьёй покинуть Грузию. С 1992 года живёт и пишет в Ярославле. Работает в разных жанрах рисунка и живописи: портреты, натюрморты, пейзажи. Произведения художника находятся в частных коллекциях в России, Германии, Италии, Франции, Чехии.

Полотно «Рожь». Здесь все четко и выразительно. Небо и березки зеленого и голубого оттенка. Сложная и многослойная палитра красок. Краски переплетаются в единство цельной, богатой композиции. На ржаном поле колосья, то багряно рдеют, то, напротив, вступают друг с другом в причудливую и изысканную игру тонких оттенков желтого цвета.

Васильев Федор Александрович (1850-1873) – замечательный пейзажист. Федор Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами в то время уже известных художников И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. По предложению Строганова Васильев провел лето 1871 г. в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. К этому периоду его творчества относится замечательный пленэрный  пейзаж «Рожь» с ветряными мельницами.

Максим Ильин профессиональный художник из г. Рязани. Работает в направлении реалистического пейзажа более 12 лет. Участник и победитель международных арт-конкурсов. В своих пейзажах использует интересные методы в «теплых» красках.

На его картине «Поле ржи» мы видим колосья ржи, переливающиеся колоссальным богатством коричневых, бронзовых, медных, рыжих и охряных оттенков. Широкий мазок, несомненно, экспрессивен, слои наносятся друг на друга в кажущемся хаосе, – но за хаосом этим стоит сложный, выверенный порядок, четкий ОБРАЗ. Образ передается так явственно, что их хочется рассматривать с максимально близкого расстояния, снова и снова вникая в каждую из деталей, – более того, многослойность эта достигает некоей физической, физиологической, чувственной притягательности, – кажется, если коснуться этих выпуклых красочных напластований пальцами, ощутишь под рукой жар еще не остывшей нагретой солнцем ржи.

Рожь – особый продукт. Недаром  народная пословица гласит «Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка на выбор». Ржаной хлеб и ржаное поле своей мощной энергетикой спасали и оберегали русского человека во все времена.

 645 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Пятница, 8 октября, 2021

 
Яндекс.Метрика /body>