Уржумская центральная библиотека

Татьяна Малышева. Листая семейный альбом

С 1988 года в Кировской областной научной библиотеке имени А. И. Герцена проводятся Петряевские чтения, посвященные проблемам кра­евого литературоведения и книговедения. На этих чтениях в 1995 году старший научный сотрудник Кировского ху­дожественного музея имени В. М. и AM. Васнецовых Татьяна Васильевна Малышева выступила с тезисами доклада на тему «Семейный альбом Рязанцевых-Арбузовых в Уржумском краеведческом музее».

Итак, слово – докладчику:

«Альбом семейных фотографий как источник информации часто является ценнейшей находкой для исследователя. Он может определить особенности внутрисемейных отношений и связей в обществе. Иконография служит при этом выявлению характера личности, ее принадлежности времени, эпохе. Настоящим сокровищем является семейный альбом Рязанцевых, хранящийся в Уржумском краеведческом музее, подаренный музею его создательницей Н. Н. Арбузовой. Наталья Николаевна была внучатой племянницей А. В. Рязанцевой, жены знаменитого художника В. М. Васнецова, и понимала ценность этой реликвии.

Среди интереснейших снимков в уржумском альбоме следует назвать датированную 3 июня 1872 года фотографию самой Александры Рязанцевой, подаренную двоюродной сестре Ольге Александровне Арбузовой, в девичестве Рязанцевой. Сашенька Рязанцева в это время окончила женскую гимназию в Вятке, получив в награду золотое кольцо. Ее облик говорит о принадлежности к кругу юных нигилисток начала 1870-х годов: коротко стриженая головка, горделивый взгляд купеческой дочки, занятой подготовкой к поступлению на первые женские врачебные курсы медико-хирургической Академии в Петербурге и потому чувствующий себя на гребне новой общественной волны. Через три года ее имя вместе с именем студента Академии художеств в Петербурге Виктора Васнецова будет занесено в список лиц неблагонадежных, за образом жизни которых должна наблюдать вятская полиция. В 1877 году молодые люди обвенчаются.

В альбоме сохранилась и фотография матери Сашеньки – Марии Ивановны, в девичестве Караваевой, одетой и причесанной по моде 40-50-х годов XIX века. Будущая теща Виктора Васнецова на снимке еще молода, судя по выражению лица, незаносчива и добросердечна. Художник очень любил Марию Ивановну, считался с мнением тещи, неоднократно писал с нее портреты.

Брат О. А. Рязанцевой – на фотографии интеллигентный, трогательный в своей беззащитности молодой человек – А. А. Рязанцев дружил с вятскими художниками. Продав наследную долю владений в Вятке, Александр Александрович купил имение в Магараче в Крыму и тру­дился на своем винограднике как простой рабочий. Его имя встречается в «Жизнеописании» вятского художника Н. Н. Хохрякова и в автобиографии A. M. Васнецова «Как я сделался художником». В 1866 году друзья проводили лето в имении А. А. Рязанцева, где даже рос дуб, названный «Аполлинариевским». Фотография датирована 25 октября 1876 года и подписана «Леничке от А. А.» «Леничкой» в кругу Рязанцевых-Васнецовых-Спасских-Хохряковых называли только Леонида Александровича Спасского, который в 1870-е годы учился в земском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей с Петром, Аркадием, Александром Васнецовым и был дружен со всеми братьями до самой кончины. Подаренная фотография вернулась в семейный альбом, потому что Л. А. Спасский женился на сестре Ольги и Александра Рязанцевых – Марии. После ее смерти женой «Ленички» стала другая из сестер – Анна.

Помимо представителей известных вятских династий передовые круги общества составляли лица, примечательные для вятской истории – М. П. Бородин, И. П. Селивановский, П. Н. Халтурин, П. А. Шуравин, А. А. Чарушин, А. А. Спицын. Присутствие портретов друзей дома в этом случае естественно. Выйдя из молодежных кружков самообразования 1870-х годов, многие десятилетиями общались друг с другом на основе профессиональных интересов и общественной деятельности.

В уржумском альбоме есть фотопортрет А. А. Спицына с автографом: «Ученице моей Арбузовой на добрую память. СПБ. 1892 1У 14». Молодой, но опытный педагог Мариинской гимназии в Вятке, будущее светило археологической и исторической науки подарил фотографию на прощание гимназистке Наденьке, дочери О. А. Арбузовой. «Историю рода Рязанцевых», известного в Вятке с 15 века, он уже написал, как и множество других серьезных исследований. Его путь лежит в  Петербург, где он будет читать первый в России курс археологии, станет членом Археологической комиссии, а после революции выступит на защиту памятников прошлого, будучи влюбленным в старину, как и его вятский друг и единомышленник A. M. Васнецов.

С именем Надежды Арбузовой связана еще одна любопытная фотография. На ней изображен уверенный в себе юноша с крупными чертами открытого лица, а надпись гласит: «На добрую память Наде от С. Огородникова. Октябрь 1904». Известно, что С. А. Огородников учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, был знаком с A. M. Васнецовым, руководящим Вятским землячеством студентов в Москве.

В Вятке Сергей Огородников обучал рисунку будущего скульптора З. Д. Клабукову, в девичестве Абрамову; вероятно, среди увлеченных искусством барышень была и Н. В. Арбузова, которая успешно занималась акварелью.

Родственные отношения и творческие интересы связывали троюродных сестер Н. В. Арбузову и Т. В. Васнецову, между ними была переписка. Не случаен в уржумском альбоме фотопортрет дочери художника В. М. Васнецова.

Фотография сделана, возможно, в 1897 году, когда А. В. Васнецова с детьми приезжала к матери в Вятку; Татьяне было 18 лет. Кроткая, доверчивая девушка была очень любима отцом. Татьяна Викторовна обычно сопровождала его на выставки и в поездки, служила моделью для его картин; сама училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, помогала в выполнении заказов. В светлые минуты она смело могла заходить к отцу в мастерскую, работала здесь в его отсутствие. Татьяна Викторовна любила бывать в Вятке у дядюшки A. M. Васнецова, у бабушки М. И. Рязанцевой, в художественно-историческом музее Вятки.

Уржумская находка напоминает о значимости нитей памяти, когда рядом с одним именем в счастливом судьбоносном сочетании восстанавливается другое имя. Так складывается история.

Кировская искра. – 1998. – 10 сент. (№ 109). – С. 3.

 21 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Понедельник, 26 июля, 2021

 
Яндекс.Метрика /body>