Уржумская центральная библиотека

Т. В. Малышева. Васнецовы и уржумская земля

Васнецовы на вятской земле пребывают, согласно изысканиям краеведа О. Н. Виноградова, с 1628 года, то есть в течение 390 лет. Но именно самых известных представителей рода – братьев Николая, Петра, Аркадия и Александра Васнецовых – приютила уржумская земля. И это связано с назначением в село Лопьял с июня 1844 года иерея Михаила Васильевича Васнецова. У Васнецова и его жены Аполлинарии Ивановны здесь родились два сына – Николай в 1845 и Виктор 1 мая 1848 года, – до 4 января 1850 года семья проживала в Лопьяле. Но через 18 лет старший сын Николай вернулся на свою родину и как выпускник Вятской духовной семинарии (в те годы можно было выбрать светскую дорогу) стал наставником начального училища. С 1868 года в течение четырёх лет он нес свою службу так умело и прилежно, что с 1 сентября 1872 года был назначен заведующим заводского Шурминского двухклассного училища.

Через некоторое время началось буквально «нашествие» братьев Васнецовых на уржумскую землю. Его организовал Николай Михайлович, выхлопотавший младшим братьям стипендию от уездного земства на время обучения в Вятском земском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей при обязательстве отработать каждому не менее 6 лет в школах Уржумского уезда.

В том же 1872 году в качестве учителя рисования начинает свою педагогическую деятельность Пётр Михайлович Васнецов (1852-1899), сначала в 1-м приходском училище в селе Рябове Вятского уезда, а потом и в селе Шурма. Виктор Михайлович Васнецов, заботясь о младшем брате, в письме из Вятки от 16 декабря 1871 года просил друга-художника В. М. Максимова узнать в Петербурге поподробнее, что требуется для уездного учителя рисования. Проработав в Шурме около 14 лет, Петр женился на вдове Валериана Александровича Спасского Надежде Ивановне, в девичестве Дубенской. Надежда Ивановна относилась к дворянскому роду и была связана родством с Рудневыми. Она принимала участие в революционном движении 1870-х годов вместе с мужем, которому пришлось даже сидеть в Петропавловской крепости за свою деятельность. Больной Валериан скончался в Сернуре, и тогда она вышла замуж за Васнецова. Петр навсегда покинул родную землю. Супруги арендовали земли в Тульской и Курской губерниях, где Пётр Михайлович мог реализовать свои агрономические знания. Его дочь Надежда родившаяся в 1886 году, впоследствии стала матерью народного художника России, профессора, члена-корреспондента АХ СССР Андрея Владимировича Васнецова (гр. 1924), который является внуком двух братьев – Виктора и Петра. Это произошло потому, что Надежда Ивановна любила бывать в Москве, в доме Виктора, а после смерти Петра Михайловича обе Надежды перебрались в Троицкий переулок и обосновались здесь вопреки желанию хозяина.

С 1 сентября 1878 года и до 1890 года длилась трудовая деятельность Аркадия Михайловича в народных училищах Буйско-Архангельском, Кичминском и Больше-Ройском. В 1882 году к нему в Архангельское приезжал Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), который, по свидетельству внучки Аркадия О. В. Свердловой (род. 1931), был влюблён в учительницу Шурминского женского училища Ольгу Андреевну Вейдеман (1859-1954), одну из дочерей обрусевшего немца, мастера серебряных дел, работавшего на Урале и женатого на дочери крепостного медика Черепанова. Ольга, по-видимому‚ выбрала более основательного Аркадия, который за 12 лет учительствования вложил немало сил, здоровья, знаний, энергии в дело народного просвещения в сёлах Уржумского уезда. Только поняв, что не сможет прокормить растущее семейство на жалкое учительское жалованье, он попытался найти место на Урале, в Москве. Но остался Аркадий всё-таки в Вятке, учительствуя, занимаясь столярно-резчицким ремеслом, благоустройством губернского центра в течение 20 лет на посту «заступающего место городского головы».

На долю Ольги Андреевны как матери и хозяйки выпало много невзгод. Болезни и смерти детей, их неудачные браки, арест мужа и сумасшествие сына Константина, революция и войны – всё было в её долгой жизни. На всех фотографиях у неё недовольное лицо, смягчилась Ольга Андреевна только в старости, перед смертью, у дочери Людмилы в Москве.

Многочисленные потомки Аркадия Михайловича проживали и проживают в Петербурге, Москве, Можайске, Кирове, Кирово-Чепецке. Среди них хочется назвать тех, кто проявил себя в творчестве. Это дочь Любовь Аркадьевна, ставшая скульптором, и сын Константин, любительски занимавшийся живописью, правнуки Николай Борисович, автор архитектурных проектов храмовых построек и Эльвира Петровна, художник-полиграфист, праправнук Альберт, учащийся ВХУ.

Примерно с 1872 года в Шурму к брату Николаю приезжал Александр Михайлович Васнецов (1860-1927), с 1876 года, очевидно, жил у него в семье постоянно. С появлением в Уржумском уезде Аркадия охотно посещал и этого брата, «детей которого любил, как своих».После поручительства за него, сделанного Николаем Михайловичем, Александр с 1881 года сам начал преподавать в Страбыкине, а с 1883 года, когда Николай взял на себя строительство нового деревянного здания народного училища, окончательно перебрался в Шурму, чтобы работать с братом. Кроме преподавания, Александр Михайлович записывал народные песни. Он начал этим заниматься ещё на родине, в Рябове, в 1872 году, и с тех пор в течение почти 25 лет, где бы ему ни приходилось проживать, не оставлял любимого дела. Большинство записанных им песен, попавших в сборник «Песни Северо-Восточной России» – шурминские, с этим селом он был связан четверть века.Александр с успехом учительствовал, был любим учениками, увлечённо занимался литературным творчеством, несомненно имея к этому талант. Здесь можно вспомнить высказывание известного поэта и писателя Леонида Владимировича Дьяконова, который, незадолго до кончины прочитав письма Александра к Аполлинарию, усомнился в собственном писательском даровании, считая, что сравнение с Александром Васнецовым было бы не в его пользу.До 37 лет не женившись, Александр самостоятельно вёл Большое хозяйство в Шурме. Только в 1897 году он женился на учительнице Анне Владимировне Насоновой, и вскоре молодая семья перебралась в село Лаж Уржумского уезда, где Александр Михайлович стал заведующим двухклассным училищем. Анна Владимировна была хорошим, надёжным помощником мужу. В селе она славилась прекрасным голосом и в местном храме была даже регентом хора. Вместе они устраивали праздники для всего села, привлекая детей и взрослых, Александр, будучи литературно одарённым человеком, обычно разрабатывал сценарий праздника.После переезда в Вятку в 1901 году он 14 лет не мог найти учительское место и очень мучился на чиновничьей службе, вспоминая с удовольствием время пребывания на уржумской земле. Жена, часто болея и занимаясь с детьми, не могла приносить денег в дом. Александру Михайловичу приходилось брать на себя роль кухарки и дворника. Времени на интеллектуальные занятия не оставалось. Радовали дети. Им был подчинён досуг отца, который с удовольствием играл и копался с ними в садике около дома. Его дочь Надежда и сын Сергей потомства не оставили. Надежда была певицей. После смерти Александра Анна Владимировна и Сергей состояли в переписке с Л. В. Дьяконовым.Таким образом, Шурма способствовала семейной жизни братьев. Сюда привёз вторую жену Анну Николаевну Николай Михайлович, которая родила шестерых детей. Анна была единственной дочерью богатой крестьянской четы из ближней к Шурме деревне. По обету её отдали в Малмыжский женский монастырь, где она научилась рукоделию, шитью золотом и серебром. Девушка была очень красива. Перед монашеским постригом её высватал Николай Михайлович, и она пошла на троих детей.Жена и дети Аркадия Михайловича в Шурме лечились, отдыхали, ждали возвращения мужа и отца из поездок. В Шурме сложились семьи Петра Михайловича и Александра Михайловича.Николай Михайлович Васнецов 21 год прослужил в народном образовании Уржумского уезда и был существенной опорой для братьев, здесь проживавших.В настоящее время из его потомков в Кирове живут семьи внука – Михаила Ивановича Мартынова. Мартынов помнит, что в детстве в их доме хранились деревянные модели сооружений Московского Кремля, сделанные руками дедушки, охотно занимавшегося архитектурным моделированием. Сам Михаил Иванович, 1913 года рождения, до недавнего времени работал на заводе «Маяк». Он трудолюбивый, изобретательный человек с эстетическим чутьем, его сын Александр хорошо рисовал, а внук Михаил окончил Кировское художественное училище и учится сейчас в Петербурге, получая высшее художественное образование.В Москве четыре года назад умер правнук Николая Михайловича Рюмин Владислав Иванович (1931-1994), кандидат технических наук, сотрудник института атомной энергии, который все свободное время занимался резьбой по дереву и камню. Его квартира в Москве. Обставленная мебелью собственного изготовления, демонстрирует редкий эстетический вкус подлинного потомка васнецовской династии.Среди примечательных имён, располагающихся на других ветвях обширного генеалогического древа Васнецовых, следует вспомнить Григория Максимовича (1789-?), прапрадеда Юрия Алексеевича Васнецова, который в 1804 году после окончания Вятской духовной семинарии был определен дьячком в село Макарова Уржумского уезда, а в 1837 году переведён в село Ономаркинскос. Один из его сыновей – Семён – возможно, был художником.В селе Турек Уржумского уезда с 25 ноября 1837 года на диаконской службе пребывал Фёдор Васильевич Дубровин и сын его Владимир, потомки которых Сергей Васильевич Дубровин и Владимир Шоиевич Арбузов в наши дни проявили себя как мастера репортажной и художественной фотографии.В Уржуме, к счастью, не погиб, выстоял после пожара и смерти хозяина цветущий уголок – усадьба Александра Васильевича Кострова, дом, построенный Полянскими Николаем Николаевичем и Марией Ивановной. Мария Ивановна в девичестве была Костровой, родной сестрой известного художникика-графика, работавшего в Петербурге, Николая Ивановича Кострова (1901-1996), оба они двоюродные внучатые племянники Виктора Михайловича Васнецова. Васнецовой была их прабабушка Мария Васильевна, родная тётя знаменитых братьев. Костров Александр Васильевич, двоюродный брат Николая и Марии Костровых, выйдя на пенсию более 30 лет прожил на улице Гоголя, дом 54, окруженный красотой цветов, кустарников, деревьев, которую создавал на своей усадьбе, а также на холстах‚ хранящихся в Уржуме в музее С. М. Кирова.В Уржуме с 1942 года жили Надежда Васильевна Арбузова (1871-1953) и её дочь Наталия Николаевна (1901-1979). Надежда Васильевна была двоюродной племянницей В. М. Васнецова по жене Александре Владимировне Рязанцевой. Но цвет васнецовской фамилии, то есть васнецовского дела, коснулся и её. Надежда окончила Строгановское училище, участвовала в создании Вятского художественно-исторического музея, преподавала рисование в Вятке и передала дочери свой интерес к просветительству, к музейному делу. Мы знаем Наталию Николаевну Арбузову как деятельного краеведа, 37 лет жизни посвятившего уржумской земле, и по справедливости Уржумский краеведческий музей носит сейчас её имя.Когда звучит имя Наталии Николаевны Арбузовой, рядом невольно возникает ещё одна «краеведческая» фамилия – Пентина, по отцу Спасская‚ Наталия Борисовна. Бабушка Наталии Николаевны Ольга Александровна Рязанцева не только двоюродная сестра Александры Владимировны Рязанцевой, в замужестве Васнецовой, но и родная сестра Марии и Анны Рязанцевых, каждая из которых в своё время были супругами Леонида Александровича Спасского, родного брата деда Наталии Борисовны Павла Александровича.Спасские и Васнецовы роднились издавна, как заведено было среди духовенства. Атеистический, бунтарский XIX век привел к связям иного характера и свойства. И неудивительно, что одной из первых женских моделей академиста Виктора Васнецова стала юная Илария Спасская (1853-1934). Свидетельством тому служит «Портрет И. А. Спасской» (1872(?)) года, хранящийся в Кировском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых. Он был подарен музею в 1964 году сыном Иларии Александровны и благодаря фотографиям, обнаруженным у потомков краеведом А. Л. Мусихиным, его атрибуция сомнению не подлежит. Дата создания портрета определяется 1872-1873 годами, и это даёт нам возможность считать, что в картине «Нищие певцы», имеющей автограф художника и дату 1873 год, в образе молодой девушки-крестьянки в толпе в Предтеченской церкви села Рябова изображена Илария Спасская. Её черты впоследствии художник сохранит в портрете 1879 года, в образах царевны Уголь, Аленушки, Богоматери…Каждый васнецовский юбилей непременно возбуждает исследовательскую мысль и приносит пусть небольшие, но открытия. Историческое прошлое и людские судьбы восстают из небытия, появляется надежда, что и наше время, и нас кто-нибудь вспомнит добрым словом. Уржумская старина: краеведческий альманах / МАУК «Уржумский МВЦ». – Киров: О-Краткое, 2019. – Вып. 14. – 288 с.: ил.

 46 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 22 сентября, 2020

 
Яндекс.Метрика /body>