Уржумская центральная библиотека

А. Иконников. Деревенские предки и вятские «запуки»

 

В Московском издательстве «Водолей» в 2020 г. была издана книга Александра Евгеньевича Самарцева «Самарцевский край». Уржумский краеведческий музей им. Н. Н. Арбузовой получил эту книгу в подарок от автора.

А. Е. Самарцев — москвич, но его отец родом из Самарцевского починка.

Книга многоплановая. Значительная часть, разумеется, посвящена истории Уржумского уезда и района. А также Буйского района, села Буйское, деревень Буйского и Лебедёвского сельсоветов. Автор хорошо изучил и использовал исследования уржумских краеведов и дал широкую историческую картину (дана библиография). Уржумский читатель, интересующийся историей родного края, вероятно, со многими историческими сведениями, приведенными в книге, уже знаком. Опираясь на воспоминания родственников, А. Е. Самарцев создал обстоятельную летопись своей семьи, рассказал об основателях и заметных жителях «своего» починка. Вот этот материал нов и неизвестен уржумцам.

…Основателем рода Самарцевых в починке был Кузьма Матвеевич Самарцев. Он и его жена Зиновия рано умерли, оставив трёх сыновей и двух дочерей. Старший Демьян жил зажиточно. Он был не только крестьянином, но и мастеровым. Купил себе машинку «Зингер», приучил к делу двух младших братьев. Но в 1930-х гг. его, уже вдового, раскулачили и выслали в Сибирь. Он вернулся через несколько лет и доживал век в доме брата Василия. Старший сын Георгий уехал с отцом в Сибирь, работал там бухгалтером в совхозе. Остался в Томске и второй сын Гавриил. Тихон же, младший, в Сибирь не поехал. Он женился на дочери уржумского купца и жил в Уржуме, работал лесным объездчиком и погиб на фронте Великой Отечественной войны. Двое их детей выучились, стали профессорами. Дочь, Александра Демьяновна, была учительницей в Томске.

Второй сын Кузьмы, Василий (1878-1948), прошёл русско-японскую и первую мировую войны. Заслужил два Георгия. Был и бухгалтером, и портным. Заведовал в Самарцевском колхозной пасекой, да и свою пасеку держал до самой смерти. Это дед автора книги.

Николай Кузьмич Самарцев служил в армии 14,5 года. Тоже два Георгия, медали. После гражданской войны вернулся в Самарцевский, привёз жену из Белоруссии, из Бобруйска. Он организовал в 1921 г. первую в истории починка новогоднюю ёлку. Организовал хоровой кружок, «летнюю сцену», драмкружок. Ставили даже пьесы А.Н. Островского, проводили Новый год, Масленицу. Организовал в Самарцевском добровольную пожарную дружину, одну из первых в уезде, и сам был вроде брандмейстера. Вместо рупора использовал трубу своего граммофона. Погиб на фронте в 1941 году.

А.Е. Самарцев значительную часть своей книги отвёл вятскому фольклору, русскому и марийскому. Поверья и обряды у нас в старину назывались «запуками». Многие из них воспринимаются сейчас с юмором.

Вот некоторые из них. «Для истребления тараканов в Уржуме отыскивали лапоть, садили в него пойманного таракана и везли лапоть к тому дому, в который желают переселить тараканов. При этом один человек везёт лапоть, а другой воет над ним, как над покойником».

«Нет сну — поглядеть сквозь свёрток берёзы на дёготь». «Выпустится из голенища штанина — нажить две тыщи». «Чтобы ребёнок скорее рос — выносят его под дождь». «Надевать на голову решето — не вырастешь». «На новолуние назём (навоз) не запахивают — силы в нём не будет». «Долго смотреть на месяц — грешно». «Перешагнёт через рыболовные снасти женщина — не будет рыбы». «Напоить колдуна жидкостью из-под вымытой в ней онучи (портянки) — он потеряет силу, которой мог портить». «Увидев в полночь сороку, разорвать на себе ворот на рубашке — перед разорвавшим предстанет женщина или девушка — кто превратился в сороку».

Есть загадки старых времён. «Летят две сороки, у них четыре хвоста» (лапти). «Стоит Арина, рот разиня» (труба на крыше). «В лавке пятак не вытянешь никак» (сучок на доске). «Белое ест, чёрное роняет» (лучина горит в светце). «Сама нагая, а рубашка в запазухе» (свеча и фитиль). «Ударю булатом по белым каменным палатам, выйдет княгиня и сядет на пуховую перину» (огниво, кремень и трут).

О, Россия, которую мы потеряли…

Есть в книге и рецепты марийских национальных блюд, таких как «туара», «торык подкогыльо», «мелна»…

В общем, книга интересная. Пока желающие могут познакомиться с ней только в краеведческом музее.

 1,156 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 1 сентября, 2020

 
Яндекс.Метрика /body>