Страницы истории Уржума. Жизнь и быт уржумских политссыльных в начале 1900-х годов ХХ века
Уездный городок Уржум, удаленный географически от крупных промышленных центров и железных дорог, в прошлом считался вятской глубинкой и удобным местом для ссылки политически неблагонадежных людей. Еще Петр I высылал на Вятку пленных шведов, затем сюда же были сосланы пленные французы, а затем поляки – участники восстания за освобождение Польши. В вятские края ссылались в свое время народовольцы и революционные демократы.

Политссыльные. На групповой фотографии, сделанной летом 1904 года: Первый ряд (стоят) слева направо: Ивановский, Иван Гурьянович Соколов, Кристап Спрудэ, Спиридон Мавромати, Сергей Костриков, Александр Самарцев. Второй ряд (сидят) слева направо фельдшер Василий Михайлович, рабочий Дмитрий Захарович, пани Наталья, ссыльный учитель и поэт Павел Николаевич Второв, Фридрих Спрудэ.
Систематическая политическая ссылка в отдаленные места северных губерний, в том числе и в Вятскую губернию, особенно увеличилась в конце XIX – начале ХХ вв. в связи с усилением революционного движения в России. В начале 1900-х годов в Уржуме отбывали ссылку 48 человек. Сюда были сосланы некоторые члены разгромленной в Санкт-Петербурге организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Уроженец г. Уржума Анатолий Павлович Машкин (1884-1932), профессор Харьковского университета, участник Гражданской войны, член Реввоенсовета 2-й армии в своей автобиографии дал такую своеобразную характеристику жизни города этого периода:
«Жизнь в Уржуме была связана с крестьянской стихией, либеральным земством, реакционной городской думой, с купечеством, пьянкой, карточной игрой и духовенством, любителем того и другого. Жизнь интеллигенции пестрела любительскими спектаклями, вечерами в «обществе трезвости» и «благородном собрании», вечеринками у либеральных земцев, конспиративными встречами со ссыльными, попавшими в этот край по воле «благодетельного начальства», и порой совершенно конспиративными встречами с народом – с наиболее развитыми крестьянами. В городе было два типа интеллигенции. Один – сыновья и дочери исправника, председателя съезда земских начальников, именитого купечества; другой – сыновья и дочери педагогов и других служащих, земские библиотекари, учителя, статистики. В этом втором лагере рос и я. В демократической среде, близкой к ссыльным, впервые я узнал произведения Некрасова, Горького и других «печальников» земли русской….».
Так же, как и архивы, дошедшие до дней сегодняшних автобиографические материалы, – мемуары, письма, воспоминания, открывают нам события минувших лет и напоминают о людях, чья жизнь и деятельность была направлена на борьбу за лучшее Будущее.
На нашем сайте в рубрике «Рукописное наследие» можно познакомиться с воспоминаниями бывшего уржумского политссыльного Михаила Филипповича Зоткина и земской учительницы Зинаиды Николаевны Львовой.
См. также: Помещиков В.И., Карпов В.Б. Уржум. Гл. «Против царского гнета».
Пентина Н.Б. Из жизни политических ссыльных в Уржуме
805 total views, 1 views today