Сельские библиотеки

«Три стихии Валерия Казакова»

 

Уржумскую землю, с чьей-то легкой руки, называют «литературным гнездовьем». Много имен талантливых уржумцев сияет на российском литературном небосклоне…

Уржумская центральная библиотека предлагает познакомиться с выставкой, посвященной Валерию Николаевичу Казакову – члену Союза писателей России (1994), автору семи книг, лауреату престижных литературных премий имени Н. А. Заболоцкого (1995), А. А. Филева (2002), В. М. Шукшина (2014), премии конкурса «Вятская книга года» (2015) и премии общественного движения «За возрождение Урала» (Челябинск) в номинации «Современная проза» (2016).

Родился Валерий Николаевич Казаков 2 января 1955 года в селе Русский Турек – старинном, красивом селе на берегу р. Вятки. Здесь он живет и в настоящее время: лесник по профессии, прозаик, поэт и художник – по творческому состоянию души. Вот основные вехи творчества В.Н. Казакова.

В 1983 году районная газета «Кировская искра» впервые представила читателям Валерия Казакова как молодого автора, сочиняющего стихи и рассказы. Хотя пишет Валерий Николаевич с конца 1970-х годов. Своё творческое кредо он выразил в то время также стихами:

Почему я пишу!
Потому что дышу.
Оттого, что я ношу
Большую ношу.

Стихи, как поэтическое начало и дань юности, часто встречаются в его книгах.

Первым произведением В. Казакова, удостоенным публикации в вятском литературно-художественном альманахе «Встречи» за 1988 год, стал рассказ «Дорогие мои». Альманах, был полностью составлен из произведений молодых авторов, делающих первые шаги в литературе. Только один его рассказ был опубликован, а написан был уже целый цикл – «Рябиновские вечера».

О чем Валерий Казаков писал тогда и пишет сейчас? О своих земляках – односельчанах, о товарищах по детству, стариках и детях, о жизни деревенской и городской, о любви и смерти. Он ничего не выдумывает, потому что ему и не надо выдумывать – жизни вокруг много – хорошей и плохой. Он описывает и ту и другую.

Сколько бы ни вышло книг в будущем у Валерия  Казакова, первая его книга – «Аборигены из Пентюхина», останется самой дорогой для писателя. Появилась книга в 1992 году. Её презентация, проходившая в селе Русский Турек в кругу земляков, была запоминающейся.

Книга «Одна», состоящая из романа, давшего ей название, и 18 новых рассказов – другая значительная веха в творчестве Валерия Казакова. Пришли иные времена: выход книги в 2000 году смог состояться лишь благодаря финансовой  поддержке спонсоров! Роман «Одна» стал первым крупным произведением В. Казакова, вынесенным на суд читателей. Его героиня – молодая учительница, приехавшая из Ленинграда в далекую Кировскую область; в село, стоящее на берегу красивой реки. И счастье, и горе, и работа в сельской школе, и значительные события жизни – всё происходит с ней в этом селе.

Время действия романа – начало 90-х годов ХХ века. Здесь много серьезных размышлений о судьбе России, много стихов, а это значит, что автор сам является незримым героем своего романа.

В 2003 году, в популярной серии областного издательства «Народная библиотека», вышла третья книга Валерия Казакова – «Другая жизнь», состоящая из 9 рассказов. Рассказы навеяны воспоминаниями молодости, когда «…всякий мужчина немного романтик, немного фантазер, а в душе поселяются стихи и любовь».

Романтикой юности пронизаны все без исключения книги Валерия Казакова. Язык его прозы ярок и оригинален. Как поэт и художник, автор видит ещё и радугу слова, всю многоцветную связь оттенков. Он упорно работает над словом, над фразой, над сюжетом. В этом плане книга «Тень улетающей птицы» (2005) стала для автора еще одной ступенью к творческому совершенству.

О чем повествуется в этой книге? О молодом человеке послевоенного поколения, который, как и все мы, пережил смену социальных эпох. И, как ему кажется, совершил успешный перелет в новую жизнь.

…Маленький деревенский мальчик стоит на берегу большой реки и смотрит в небо, на летящих над ним журавлей. Мальчику кажется, что эти птицы могут перелетать из одной жизни в другую, из жизни реальной – в загадочную. Туда, где оживают призраки, где всё похоже на сказку.

Мальчик растет и взрослеет. Он стремится обрести верных друзей, найти настоящую любовь. В деревне он – деревенский, а в городе – городской. Эпоха новой жизни начинается для него с полосы чудесных превращений.

Он состоялся и как художник, его картины востребованы. Однажды на собственном белом пароходе, оборудованном под картинную галерею, он проплывет по реке своего детства. Мимо дома, не останавливаясь, дальше – в сказочное Будущее…

В книгу «Дисгармония» (2005) вышли рассказы разных лет. Мы вновь встречаемся с «аборигенами вятской глубинки» – людьми честными, открытыми, слегка чудаковатыми. Живут они в местности, узнаваемой географически, хотя и с вымышленными названиями: Пентюхино, Журавли, Рябиново. Каждый в своих поступках руководствуется собственной логикой жизни. За это автор и любит своих героев. И относится к ним так, как он о них пишет: с мягким юмором, тонкой иронией, с большой симпатией и великодушием.

… Ну и что же, что у пентюхинского столяра Василия Ивановича собственный хлев много лет стоит без крыши, а ворота прислонены к столбам!? Заботы хозяйские его не тяготят, он старается их не замечать. Главное, чтобы настроение каждый день было хорошее, чтобы здоровье не портилось, чтоб жизненный процесс не тяготил!  (Рассказ «Сколько сможешь прожевать»).  

Рассказы Валерия Казакова публиковались в московских коллективных сборниках и журналах «Литературная Россия», «Наш современник», «Русская провинция», «Бежин луг», в региональных изданиях «Русское эхо» (Самара), «Подъем» (Воронеж), «Нижний Новгород» (Н-Новгород), в областных периодических изданиях «Вятский край» и «Кировская правда».

«Валерий Казаков – человек недюжинного дарования, в лучших своих произведениях способный на сильные, крупные художественные обобщения…», – так отозвался о творчестве В.Н. Казакова известный русский писатель Владимир Николаевич Крупин.

Следующая книга «Половодье», в которую вошли новые повести и рассказы автора, вышла в 2015 году в 21 томе серии «Антология вятской литературы». Как и в прежних своих произведениях, В.Н. Казаков с легкой иронией, ставшей художественным приемом его повествований, рассказывает о событиях, взятых из гущи народной жизни, ставит себя на место главных героев, смеется и печалится вместе с ними. В предисловии «От автора» В. Н. Казаков пишет: «Внимательному читателю может показаться, что мои рассказы и повести состоят из случайностей и мелочей, из событий вполне рядовых и незначительных. Но из этих самых случайностей и мелочей, в конечном счёте, складывается вся наша жизнь. И в этом её, на первый взгляд, парадоксальная суть, в этом её загадка. Потому что именно мелочи и случайности порой подталкивают нас к пониманию вечного смысла».

В 2016 году Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена (ИД «Герценка») издала первый сборник стихов В. Н. Казакова «Линия листопада», в котором «…он попытался нарисовать поэтическим словом, то, что невозможно передать красками и кистью. Его слова, как мазки на холсте, формируют картину восприятия действительности в том ракурсе, который ближе автору. В его стихах есть философский смысл и легкая ирония, перипетии любви и мозаика пейзажа, холод разочарований и яркий свет вечных истин. «Линия листопада» – это сборник стихов, объединивших все лучшее, что было написано автором за последние 40 лет».

В молодые годы мир казался Валерию Казакову многомерным. Он писал:

Мир не линеен, мир практичен.
Мир многомерен и широк.
Мир бесконечен, необычен,
Мир непонятен и глубок.
Он не обходится без нас,
Соединяя наши чувства
В картины, музыку, рассказ
Волшебной магией искусства!

Отдыхает и отвлекается от будничной суеты Валерий Николаевич за мольбертом. Как художник, он самобытен, рисует картины яркие, словно русский лубок. Таким образом он реализует свою юношескую мечту – стать художником. Об этом В.Н. Казаков рассказывает в видеофильме «Уржумский холст», снятом для телеканала «Культура» в 2018 году.

 966 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Понедельник, 30 декабря, 2019

 
Яндекс.Метрика /body>