Уржумская центральная библиотека

Уржум. Годы 20-е…

Страницы истории

Жизнь била ключом

 В первые годы Советской власти в Уржуме развивались физкультура и спорт. Масса молодежи посещала спортклуб. Он помещался в бывшей старообрядческой молельне. В нем были кольца, турники, штанги, гири. И были очень хорошие инструкторы. Постоянно там устраивались состязания по борьбе, боксу, футболу.

Видное место занимали лыжи и плавание. Развивался даже парашютный спорт. С парашютами прыгали на площади у Троицкого собора с одной из боковых башен. Занятия по плаванию вел молодой инструктор Беляев.

Уржумка тогда была многоводной. На ней был большой пруд. В Уржуме и в Ключах были мельницы. Так вот на здании уржумской мельницы, на самом верху, была сделана площадка. С нее «ласточкой» и прыгали в воду любители водного спорта.

Стояли в то время на Уржумке и две крытые купальни, мужская и женская. Содержались они, надо сказать, в большой чистоте и полном порядке.

Была в Уржуме и лодочная станция с незатейливыми лодками. Уржумская молодежь с гитарами и балалайками каталась по реке, и по вечерам музыка и пение разносились над сонным прудом.

Зимой на Уржумке устраивался прекрасный каток. Он был на реке в конце улицы Советской. Каток обсаживался елочками, кругом были лавочки. В избушке для обогрева и переодевания топилась железная печка. Кавалеры, стоя на коленях, привинчивали коньки-«снегурочки» своим дамам. По выходным дням на катке играл духовой оркестр. Иногда по вечерам каток освещался цветной иллюминацией, в ночное небо запускались цветные ракеты. Было многолюдно, шумно и весело. На катке были даже кресла на железных полозьях, на них молодые люди катали своих барышень. И я не помню, чтобы здесь случалось какое-нибудь хулиганство, нарушение общественного порядка. Было спокойно, весело и интересно.

Замечательные вечера проводились и в спортклубе. Играли духовой или струнный оркестры. Молодежь в вихре вальса кружилась по залу. Танцам ее учили в этом же спортклубе. В то время там работал очень хороший преподаватель танцев Пирогов, который в концертах лихо отбивал «чечетку». А танцевали в то вре­мя и вальс, и танго, и фокстрот, и польку…

Словом, было в то нелегкое время куда сходить молодежи и провести свой досуг. Об этом заботился уком комсомола. Например, была организована «Синяя блуза» с концертами, диспутами, докладами.

Я помню комсомольскую «пасху», которую комсомольцы проводили в пасхальную ночь. В то время атеистическая работа проводилась широко. В противовес церковникам комсомольцы написали огромный лозунг на красном полотнище: «Религия – опиум для народа!» – повесили его на веревку, протянутую через дорогу у собора на главной улице. Лошади шарахались от испуга… А в полночь, когда огромный колокол на соборе ударил к заутрене, комсомольцы «Синей блузы» начали свой антирелигиозный спектакль, чтобы отвлечь молодежь от церкви. Затем они устроили факельное шествие.

 

И театр, и опера

Вся культурно-массовая работа в двадцатых годах в Уржуме производилась не только в школах, библиотеках, клубах, но и в народной аудитории. Вот где действительно был очаг культуры! Это небольшое старое приземистое здание на дворе прежнего приюта, где жил Сережа Костриков.

Здесь проходили торжественные собрания, диспуты и, конечно, массовые зрелищные мероприятия – концерты, спектакли.

Очень большим был коллектив драматический, думаю, не меньше профессионального театра. Режиссером был Александров, приехавший в Уржум из какого-то большого города. Он организовал большую труппу артистов. В нее входили, как я помню, и учителя – Ларионов, Скородумов, Быков, Быкова, Холодков-ский, Комарова, и любители – Кибардин, Лужбин, ученики братья Патрикеевы, работники уездной ЧК Епифанов, Мурда-Мурдасов, а также сестры Ивановские, Кощеева, Кощеев, Владимирский, танцовщица Тутанская и другие.

Сцена была хорошо обставлена. Декоратором был В. Г. Крыжановский, ранее работавший в театре г. Казани.

Спектакли  ставились два-три раза в неделю. Зал был переполнен, билетов не хватало, за ними были огромные очереди. А в антрактах играл струнный оркестр под управлением Б. Каширского. В этом оркестре принимал участие и я.

После спектакля обязательно были танцы, игры. Танцами руководил дежурный  танцмейстер, они иногда бывали до утра, как говорится, танцы до упада.

Что ставили тогда в театре? В основном классиков – Толстого, Островского, Гоголя, Достоевского. Ставились спектакли и по современной тематике. В Уржумском краеведческом музее есть фотоснимки тех лет, запечатлевшие сцены из спектаклей.

Кроме драматического, в те годы в Уржуме работал большой оперный коллектив. Это было тогда явление невероятное. Он наделал тогда много шума. И вот прошли с той поры десятилетия, а спектакли Уржумской оперы до сих пор мне памятны. Дело в том, что в те годы в Уржуме было много артистов из больших городов. Голод заставлял их искать городки, где можно было прокормиться.

В Уржуме жил в то время, например, Александр Васильевич Новиков, впоследствии солист Свердловского театра оперы и балета имени А. В. Луначарского, заслуженный артист РСФСР, умерший в 1967 году. Его жена Львова-Новикова была пианистка. Жили и работали здесь и оперный певец Н. А. Владимирский, окон­чивший Петербургскую консерваторию, и танцовщица балета Тутанская, и певец-бас Топильский. В коллектив оперы влились и местные способные певцы-артис­ты. Фотографии участников Уржумской оперы хранятся в краеведческом музее.

Спектакли шли под рояль. Оперные шли поочередно с драматическими, не менее двух спектаклей в неделю. Ставились оперы «Евгений Онегин», «Демон», роль которого исполнял А. В. Новиков. На концертах он исполнял и знаменитую «Блоху», которую пел Ф. И. Шаляпин. Ставили также «Русалку», «Борис Го­дунов», «Иван Сусанин» и другие оперы. Зал был всегда переполнен, достать билеты было очень трудно.

Я и сейчас вспоминаю, с каким восхищением зрители воспринимали игру артистов, и как, например, в спектакле «Борис Годунов» артист, игравший роль князя Курбского, выезжал на сцену на живом коне.

 

Самый доступный вид искусства

Кинотеатр в Уржуме в то время был там же, где и сейчас кинотеатр «Дружба»*. Назывался он тогда кинематографом, и его посещало много народа, особенно молодежи. Это было немое кино. Демонстрация кинокартины сопровождалась музыкой. В уголке за ширмой сидела пианистка и играла музыкальные произведе­ния, смотря по ходу кинокартины, – то вальсы, а то и залихватские польки.

Иногда для музыкального сопровождения приглашали струнный оркестр. Руководил оркестром И. В. Кулигин, которого уржумцы знали не только как му­зыканта, но и как дамского парикмахера. Картины шли разнообразные – видовые, исторические, драмы, и комедии, боевики. Иногда перед их демонстрацией выступали ораторы с докладами по текущему моменту.

Бывали дни, когда случалось такое скопление молодежи перед кинотеатром, что вмешивалась милиция, чтобы навести порядок у кассы. Но надо сказать, что в этой массе народа не было ни одного пьяного.

 

* ул. Советская, 58.

Кировская искра. – 1988. 28 апр. (№51-52). С. 5.

 670 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Среда, 29 мая, 2019

 
Яндекс.Метрика /body>