Уржумская центральная библиотека

Б. Курочкин. Славилась уржумская сцена

 

В первые годы после революции все культурные мероприятия проводились в здании народной аудитории. Там, при многолюдном посещении, шли спектакли, концерты, собрания. Когда здание устарело, был выстроен небольшой Дом культуры; где и стали выступать местная художественная самодеятельность и приезжие коллективы.

В 1935 году в Уржуме был организован Второй областной государственный колхозный театр. Он всколыхнул жизнь города, села, провел огромную воспитательную работу среди населения, но, к великому сожалению, был ликвидирован по постановлению облисполкома в 1952 году, через 15 лет после открытия. О работе колхозного театра подробно и правдиво рассказал в своем очерке Е. П. Замятин.

Но с закрытием театра не замерла в Уржуме театральная жизнь. В Доме культуры создался новый коллектив художественной самодеятельности. Часть актеров осталась в городе (Ларионов, Кулигин, Поляков и другие). Они-то и возглавили работу художественной самодеятельности.

Дом культуры переселился в здание театра, где было оставлено все имущество театра и богатая костюмерная. И работа закипела. Молодежь охотно заполняла самодеятельные коллективы: хоровой, драматический и струнного оркестра. В них было занято не менее 100-120 человек.

В драматическом коллективе работало несколько режиссеров – Ф. Л. Ларионов, В. П. Поляков, И. С. Кулигин. Режиссером был в то время и я. Каждый из нас готовил свои спектакли. Любителей-актеров набралось достаточно. Еженедельно ставился какой-нибудь новый спектакль, и все они с большим интересом принимались зрителями. Трудно перечислить названия всех пьес, которые показывались тогда в Доме культуры. Зрительный зал всегда был заполнен, а в антрактах в фойе играл духовой оркестр, и молодежь увлеченно танцевала.

Но не только в районном Доме культуры шли спектакли. Большая культур­но-массовая работа велась в клубе районной больницы. Имелся здесь свой драматический коллектив, хороший хор, заведующим клубом был тогда Ф. П. Исупов. Он играл в спектаклях, пел в хоре, которым сам же и руководил, занимался в оркестре, читал юмористические стихи. В самодеятельности клуба принимало участие немало работников больницы: врачи, медсестры, даже заведующий райздравотделом играл на сцене.

Я поставил там пять больших спектаклей, где было занято до 20 участников: «Платон Кречет» Корнейчука, «Таня», «Судьба-индейка» Арбузова и другие. Показывались эти спектакли и в Доме культуры. С ними мы выезжали в села. Самодеятельный коллектив больницы всегда участвовал в районных и областных смотрах художественной самодеятельности, где занимал не последнее место.

Не обижен был и юный зритель – школьники. В районном Доме пионеров существовал драматический кружок. Руководить им поручили мне. Какие только спектакли мы ни готовили в то время!

Вот названия некоторых: «Юность: отцов», «Золушка», «Зоя Космодемьянская», «Мальчишки с 25-й», «Представление состоится»… Многие ребята из этого кружка потом сами стали руководителями драматических коллективов.

Но вернемся к Дому культуры. Кроме драматического коллектива сущест­вовал там и оркестр струнных инструментов в составе 30 человек. Руководил оркестром Б. А. Куньшин. Увлеченно репетировал и выступал танцевальный коллектив. Соответственно, и концерты районного Дома культуры всегда были интересны, содержательны. Было что посмотреть, и было что послушать. С областных смотров художественной самодеятельности мы всегда возвращались лауреатами.

Кроме того, в городе имелся неплохой хор пенсионеров-ветеранов, струн­ный оркестр пенсионеров, под руководством И. В. Кулигина. Хор и оркестр обслуживали не только городские мероприятия, но и выезжали в сельские клубы.

Особо надо сказать об оперном коллективе, который был единственным в области. На городской сцене шли такие оперы, как «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Царская невеста». Участники оперы «Иван Сусанин» ездили в Москву на Всероссийский фестиваль художественной самодеятельности. Готовились к этой поездке очень серьезно. В помощь были присланы режиссер, танцмейстер и пианистка. Спектакль сначала просматривался в Кировском ТЮЗе, а затем уже коллектив оперы поехал в Москву. В Москве играли только две картины: «Корчма» и сцену с поляками в лесу. На фестивале наш спектакль принимали министр культуры РСФСР Зуева и народная артистка Барсова. Сусанина пел Ф. Л. Ларионов. Костюмы для выступления нам давали из Большого театра. Я тогда играл роль польского генерала в сцене «Корчма». Коллектив был награжден ценным подарком, а Ларионов – часами.

В Москву, на смотр художественной самодеятельности ездил также и танцевальный ансамбль Уржумского Дома культуры с большой красочной программой «Белорецкая ярмарка».

Культурная жизнь тогда кипела не только в Уржуме, но и в селах района. Там, в сельских клубах, порой старых и неблагоустроенных, тоже ставились спектакли и концерты. Славилась художественная самодеятельность в селах Петровском, Буйском, Шурме, Лопьяле, Шевнино, особенно гремел тогда Ашланский хор русской народной песни. Он часто выступал на областном смотре.    

Это были годы расцвета художественной самодеятельности в нашем районе. А ведь таких условий, как сейчас, для работы не было. В клубах и Домах культуры не хватало опытных кадров. Но звучали оркестры, пели хоры, ставились и часто ставились, хорошие спектакли.

Кировская искра. – 1984. – 15 марта (№ 33). – С. 4.

 605 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Среда, 29 мая, 2019

 
Яндекс.Метрика /body>