Уржумская центральная библиотека

Н. Крупина. Доброе сердце учителя

Статья написана в 1979 году к 80-летию Б. А. Курочкина

 

Перебирая свои школьные фотографии и дневники, вспоминаю, какими счастливыми были для меня и моих товарищей дни, проведенные в общении с этим умным, влюбленным в театр человеком.

Именно здесь, в детском театре районного Дома пионеров, нам впервые открылся волшебный мир искусства. Мы не были ни особо талантливыми, ни одаренными детьми, просто мы очень хотели играть на сцене.

Мы хотели играть, а Борису Александровичу Курочкину (это я поняла уже сейчас, став учительницей) предстояло решить очень трудную задачу – научить нас мечтать, развить нашу творческую фантазию, сплотить нас в дружный коллектив, научить ставить общественные дела выше личных.

Сейчас трудно перечислить, сколько спектаклей было сыграно в пионерском театре под руководством Бориса Александровича.

Сначала это были небольшие спектакли-сказки: «Зайка-зазнайка», «Снежная королева» и «Два клена» Е. Шварца, «Аленушка» Е. Черных, «Одолень-трава» Любимовой, «Город мастеров» Т. Габбе и многие другие.

Мы взрослели, и в нашем репертуаре появлялись пьесы, которые возвращали нас к далеким дням революции (М. Светлов «20 лет спустя»), пробуждали преданность делу наших отцов, веру в революционные идеалы. Борис Александрович понимал ту истину, что будущее его воспитанников зависит от того, насколько удастся пробудить в сегодняшнем подростке веру в добро, справедливость, ответственность за свои поступки, уважение к окру­жающим.

И это делать помогали ему пьесы «Тимур и его команда» по Гайдару, «Флаги над Краснодоном» по Фадееву, «Отважное сердце» по Эвальду, «Суд Линча» по Никулину, «Снежок» по Любимовой. И мы радовались, когда видели, что наши зрители волнуются и переживают вместе с нами за отважную Любу Шевцову, восхищаются героической борьбой за на­циональное равенство негров, сочувствуют маленькой Герде.

В своем детском театре мы учились коллективному труду. Мы все были равны, и успех одного был радостью для всех. Обычно на одну роль назначалось несколько человек. Выступали по очереди, могли заменить исполнителя любой роли, так как всю пьесу обычно знали назубок. Любой мог быть сегодня главным в спектакле, а завтра выполнять роль суфлера, рабочего сцены или гримера. Борис Александрович обычно смотрел спектакль из зала, во всем доверяя нам. Сам он умел всё. Целыми днями «колдовал» над масками, волшебными зелеными садами, «пряничными» домиками, освещением, звуковым оформлением, чтобы все у нас было как в настоящем театре. Он учил нас мудрой науке общения со зрителем, умению вдумываться в слово автора.

Борис Александрович не думал о том, чтобы сформировать из каждого своего воспитанника профессионального актера. Он помогал нам искать прекрасное в жизни, открывал нам радость и бесконечные возможности духовного развития. Делал он это не только в процессе подготовки спектаклей. Он гораздо шире понимал свои задачи – задачи режиссера детского театра.

 Например, зимой он ставил нас на лыжи, и мы уходили на прогулки в лес, в поле и видели с каждым разом мир по-новому. Борис Александрович – пре­красный фотограф, и сейчас в Доме пионеров хранятся альбомы с фотографиями тех лет.

Обычно в мае мы уходили на целый день к реке. Наш руководитель расска­зывал о трудных дорогах войны, которые он прошел, пел нам под гитару песни военных лет. Лета мы ждали с нетерпением. Это было время наших путешествий. Борис Александрович впервые открыл нам Ленинград и Ульяновск, Казань и Горький, Волгу и нашу Вятку. Вместе с ним прошли мы на веслах Вятку от Цепочкина до Вятских Полян. Только сейчас понимаешь, сколько надо было иметь любви к детям, преданности своему делу, мудрости, и, если хотите, смелости, чтобы отважиться на такое рискованное путешествие.

Все это осталось на всю жизнь и стало прекрасной школой воспитания трудолюбия, ответственности, смелости, верности в дружбе.

Ценность этих поездок была еще и в том, что Борис Александрович исполь­зовал малейшую возможность, чтобы показать нам настоящий театр. Именно тогда, в детстве, мы смотрели в Ульяновске балет «Бахчисарайский фонтан», в Куйбышеве слушали оперу «Демон». Посещение театров стало обязательным в моих теперешних поездках с ребятами. Из поездок мы привозили множество снимков, путевых дневников. Первое наше занятие в новом учебном году начиналось с вечера воспоминаний, к которому всегда оформлялась  прекрасная фотовыставка.

Живет в нашем городе высокий седой человек, прекрасный педагог, ветеран труда, участник Великой Отечественной войны Борис Александрович Курочкин. Через его руки и мудрое сердце прошли сотни ребячьих судеб. Низкий поклон ему за все «разумное, доброе, вечное», что сумел посеять он в душах тех, кто с ним общался. Я верю, что в ребятах, бывших воспитанниках Бориса Александровича образовался тот благородный сплав, над созданием которого так много трудился этот замечательный человек…

* Нэлли Васильевна Крупина, директор Уржумского  Центра дополнительного образования детей.

Кировская искра. – 1979. – 1 мая (№ 53). – С. 4.

 293 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Пятница, 24 мая, 2019

 
Яндекс.Метрика /body>