Уржумская центральная библиотека

Шеин В.Ю. Не иссякнет родник культуры мари

Петрушин Александр Федотович
(р. 1953)

 

Трудно сказать, чего бы краевед А. Ф. Петрушин не знал о небольшой деревне Тюм-Тюм, что расположилась с давних времён на живописном берегу реки Вятки. Здесь он родился, здесь и живёт, занимаясь, сейчас уже на пенсии, своим любимым делом. Этого энтузиаста-подвижника с полным правом можно назвать хранителем истории поселения и реликвий, относящихся к незапамятным временам.

Александр Федотович Петрушин

Александр Федотович Петрушин

 

Собиранием сведений за долгие годы существования населённого пункта и о его жителях, различных предметов старины Александр Федотович начал заниматься ещё в юности. В клети дома у тётушек стоял сундук с «наследством деда», вот в него-то периодически и заглядывал ученик местной школы Саша Петрушин. Доставал записки своего предка, который начал вести дневниковые записи ещё в 1902 году (писал в основном о сельской жизни), а продолжал и в первую империалистическую, и в гражданскую войну, когда служил в армии. Интересно было пареньку узнавать о событиях начала века от очевидца тех интересных исторических и местных событий. Благодаря этим мемуарам уже юношей Александр начинает вести свой дневник, который сейчас едва умещается в три толстенных тома. Может быть, лет через 50-70 лет и он кому-то пригодится. Дай-то Бог.

Судьба Александра Петрушина складывалась сначала, пожалуй, как у многих парней того времени. Окончив 8 классов школы в Тюм-Тюме, продолжил обучение в Шурме. Потом армия и 5 лет работы в военизированной охране в Москве. И остаться бы ему там, всё-таки столица, цивилизация! Но не променял он вятскую синицу, которая во сне так и рвалась к нему в руки, на журавля в московском небе. Не смог сельский парень жить в большом городе, всё время тянуло домой, и вот не выдержал, вернулся на родину, устроился в совхоз. Но отработал всего несколько месяцев. Из школы уволился физрук, уехал в посёлок за рекой, а у Александра Федотовича был незаконченный педагогический техникум, в котором он заочно обучался на преподавателя физкультуры. Посчитал, что в родной школе он принесёт землякам больше пользы. Пришёл, попросился, не отказали. Потом и высшее образование по этой специальности получил в Кировском педагогическом институте. С 1981 года он трудился в системе образования, сначала учителем физической культуры, а затем и директором школы, пока её в 2007 году не закрыли из-за малого количества учеников.

Но здание сельской школы долго не пустовало, Александр Федотович вернулся сюда уже не как педагог, а как руководитель музея истории и марийской культуры деревни Тюм-Тюм, который сам и организовал на общественных началах. К этому событию он шёл долгие годы. Уже в самом начале педагогической деятельности начал собирать старые вещи, вести записи по событиям, которые происходили в деревне, о земляках, которые чем-то прославили родной край и ещё о многом другом, что в последующем пригодилось и ему и другим исследователям прошлого земли уржумской.

А. Ф. Петрушин (в третьем ряду второй справа) с детьми и их родителями из соседнего села Большой Рой, приехавшими в музей деревни Тюм-Тюм на экскурсию. Август 2009 г.

А. Ф. Петрушин (в третьем ряду второй справа) с детьми и их родителями из соседнего села Большой Рой, приехавшими в музей деревни Тюм-Тюм на экскурсию. Август 2009 г.

 

По образованию А. Ф. Петрушин вроде бы не историк, откуда взялась тяга к краеведению? Он и сам сказать сейчас затрудняется, наверное, так было угодно душе. Занимаясь любимым делом, он привлекал к этому и соседей, и школьников, и даже тех, кто когда-то уехал с малой родины, но постоянно возвращался проведать места, где прошло их детство. И таковых находилось немало. Для ребятишек педагог даже два конкурса организовал. Первый – кто больше вещей принесёт, тех, что в домах уже ненужными числились. А второй – на самый интересный экспонат будущего музея. Им оказался штык-нож, привезённый с какой-то войны. Его один из мальчишек откопал в нежилом доме деревни. Всё это до времени хранилось на школьном складе, а в 2009 году стало экспозицией деревенского музея.

По аналогии с Лопьяльским историко-краеведческим музеем, который тоже располагается в бывшей школе, в Тюм-Тюме все предметы систематизированы, расставлены и развешены по стенам в определённом порядке. Вот, например, выстроились у стенки кринки и чугуны, берестяные туеса и другие предметы кухонного обихода, в уголке разложены весы и гирьки к ним, осветительные и варочные приборы, приспособления для изготовления обуви и обработки древесины, ловли рыбы и стирки белья. Даже старая люлька для малыша пригодилась в музее. На стенах – марийская национальная одежда, она богата на вышивку и украшения. Да и ещё много чего здесь есть, даже рабочий плёночный проектор для показа фильмов с инструкцией по эксплуатации (наверняка, остался от прежней школы). А некоторые предметы не знакомы даже людям в возрасте.

Для того и собирает, хранит Александр Федотович все эти вещи, чтобы молодёжи рассказывать, как жили, чем работали, как наряжались и отдыхали их предки, что это за предмет и для чего нужен. И не только посмотреть, но потрогать, попробовать в деле почти каждый экспонат может любой посетитель музея. Ведь всё здесь для людей, для того, чтобы больше узнали они о коренном народе земли уржумской. С этого, по мнению краеведа, и начинается любовь к родной деревне, к памяти о пращурах, к истории района и всей России, ведь о многом, что собрано в деревенском музее, не расскажут на уроках в школе.

Одна из реликвий – старинный деревянный крест, с которым в прошлые века шли в крестный ход жители деревни и священник, которого привозили специально из Шурмы. За ним нести хоругви, за ними шесть пар красиво одетых девушек по двое – иконы. Все молились о благополучии семьи, об укреплении домашнего очага, о скотине и посевах, батюшка окроплял святой водой и жилища, и другие постройки на усадьбе, и отошедшую от заморозков и политую весенними дождями озимь. Происходило это на девятую (после Пасхи) пятницу (об этом празднике в Тюм-Тюме уже не одна статья написана). Не известно, когда этот крест изготовлен, уже и краска с него облезла, да и сам обветшал, но проглядывают с него ещё чьи-то лики, как бы спрашивая: чтите ли вы заповеди Божии и живы ли ещё древние традиции.

Примерно с того же времени, как пришёл работать в школу, Александр Федотович публикует и небольшие заметки, и серьёзные статьи-исследования в районной газете «Кировская искра». Не проходит и месяца, чтобы читатели не ознакомились с его зарисовками о людях Тюм-Тюма, с заметками о мероприятиях, организованных марийской автономией, с репортажами о событиях, что произошли недавно в его родной деревне, и с краеведческими материалами о давно минувшем времени. Через 35 лет газетного творчества, как активный нештатный автор, А. Ф. Петрушин был принят в Союз журналистов России. Рекомендацию ему дал старейший краевед земли уржумской и журналист с немалым стажем В. А. Ветлужских.

Со временем скопившихся заметок набралось так много, что Петрушин задумал собрать их в книгу, с подготовкой к выпуску помогли друзья и знакомые из республики Марий Эл. Там же он и напечатал свои многолетние труды. Со сбором средств опять же помогли добрые люди, но пришлось вложиться и самому. Книга «Тюм-Тюм – певучий родник» была положительно оценена специалистами и простыми читателями. Рассказывается в ней об истории деревни, о её традициях и жителях, о национальном творчестве.

В тот далёкий 2010 год Александр Федотович и не предполагал, что она станет «первой ласточкой» его издательской деятельности. Второй том стал гораздо объёмней: с каждым годом краевед находил всё новые и новые истории и сведения о своей малой родине и её жителях (на пенсии стало больше времени заниматься этим). А потом и сами земляки стали приносить ему различные материалы, рассказывать о предках, о национальных праздниках, которые испокон веку проводились на уржумской земле и о многом другом.

Во втором томе автор продолжает тему «История деревни в судьбах её жителей». Особый интерес представляет глава книги «Прозвища», в которой даются объяснения кого и как запросто по-деревенски называли тюм-тюмцы.

Готова к выпуску и третья книга, повествования о марийской деревне Тюм-Тюм, но издание её периодически откладывается – Александру Федотовичу хочется включить в неё новую, всё поступающую и поступающую интересную информацию.

Публикации материалов о малой родине вызвали у Александра Федотовича потребность в углублении знаний по марийской национальной культуре, по истории народа мари и земле, где он живёт. Интересующие информацию и сведения брал из Интернета, просиживал часами в научных библиотеках Кирова и Йошкар-Олы, специально выписывал нужные книги и журналы, общался с учёными и специалистами этого направления культуры. Для встреч с нужными людьми энтузиаст выезжает и в другие регионы России, как делегат посещает съезды народа мари, различные конференции и симпозиумы, делает много записей. Племена финно-угров расселились с давних времён по многим городам и весям. Есть представители их не только в окрестных Марийской, Татарской, Башкирской, Удмуртской, Коми республиках России, но и в Эстонии и даже в Финляндии. И везде из публикаций Петрушина, которые он направляет в различные газеты и журналы, с интересом узнают о небольшой марийской деревушке и её жителях.

Александр Федотович и в Тюм-Тюм созывает-собирает гостей. Особенно многолюдно бывает на Девятую пятницу – это особый для деревни праздник, сохранившийся с давних времён[1].

В этот день улицы и дома переполняется гостями, а игры, танцы, конкурсы и песни продолжаются почти до утра. Местные жители и приезжие в национальных марийских костюмах ходят в гости к знакомым, вспоминая предков, жизнь и работу десятилетия назад. Не случайно Петрушин назвал в своих книгах деревню певучим родником. Вот где зарождается исток красоты национальных костюмов, украшенных старинными монетками, блёстками и бисером, отделанных разноцветными лентами, вышивкой и кисточками, где ещё звучат стародавние песни, исполняемые на марийском языке, а танцоры берут своё мастерство от бабушек и дедов. Праздничное гуляние сливается в общий хор и хоровод.

Сейчас этот праздник утрачивает религиозный контекст, присущий ему ещё несколько десятилетий назад, сохраняясь как марийская национальная традиция и становясь более похожим на День деревни, который всё чаще в последнее время проводится в населённых пунктах Уржумского района. Правда, раньше гуляли по три дня: начинали в пятницу, а заканчивали в воскресение ночью. Сейчас обычно хватает и суток. Уже с утра жители готовят национальные кушанья, пекут пироги. Во время торжественной части праздника выступают представители Уржумского района и Шурминского сельского поселения, старожилы Тюм-Тюма и именитые гости деревни, награждают лучших работников, а потом все участвуют в большом концерте, в котором звучат в основном национальные мелодии и песни, исполняются марийские танцы, и который продолжается до утра. Стало традицией проводить в этот день и различные спортивные состязания. Одно из них – пробег по маршруту Тюм-Тюм – Шурма – Тюм-Тюм. Инициатором и основным спонсором этого девятикилометрового «марафона» становится опять Александр Федотович, который бежит вместе со всеми.

В этот праздничный день и деревенский музей истории открыт для всех желающих. Экскурсии для приезжих проводит его директор на общественных началах А. Ф. Петрушин. Многие гости деревни фотографируются у экспонатов, чтобы потом ещё не раз, посмотрев на снимки, вспомнить о малой родине, о предках и о национальных традициях.

На основе публикаций и собранных А. Ф. Петрушиным сведений аспиранты защищают кандидатские диссертации, студенты и преподаватели вузов пишут и публикуют многочисленные научные статьи. Александру Федотовичу не жалко, он только рад, что его скромный труд кому-то пригодился. А ещё это и дополнительная информация, которую могут узнать и использовать в своей деятельности уже другие люди. Вот так и не пересыхает тюм-тюмский родник памяти…

Возможно, что именно благодаря такой активной работе энтузиаста-общественника А. Ф. Петрушина, который отстаивал права и защищал местных жителей как сельский депутат и депутат районной Думы, как председатель общественной местной национально-культурной автономии мари Уржумского района «Уржум мари», сохраняются истоки марийской культуры и не спешат жители Тюм-Тюма покидать насиженные места, устремляясь в неизвестность мегаполисов. Кто из местных жителей поднакопил деньжат на отхожих промыслах, начинают строить или капитально ремонтировать дома, проводя в них возможные для деревни удобства.

Поклонный крест на начале асфальтированной трассы до Тюм-Тюма.

Поклонный крест на начале асфальтированной трассы до Тюм-Тюма.

 

Сейчас от асфальтированной трассы до Тюм-Тюма построена дорога. В 2012 году на её начале установлен поклонный крест (на снимке), а в праздник Девятой пятницы 16 июня 2017 года около него было освящено место под строительство часовни в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Молебен проводил протоиерей Николай Кротов.

Молебен по освящению места под строительство часовни в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии совершает протоиерей Николай Кротов. 16 июня 2017 г.

Молебен по освящению места под строительство часовни в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии совершает протоиерей Николай Кротов. 16 июня 2017 г.

 

Надеюсь, что трудами и заботами местных жителей и благотворителей она вознесётся крестом в синь небес и будет встречать-провожать всех, кто решил посетить прекрасную деревню на берегу реки Вятки.

Хочется верить в то, что ещё долго-долго не иссякнет тот певучий родник национальной культуры и сама жизнь небольшой уржумской деревни Тюм-Тюм.

То же.:

Шеин, В. Ю. Родник памяти / В. Ю. Шеин // Вятский епархиальный
вестник. – 2019. – № 1 (375). – С. 10.: фот.

 

 


[1] Более подробно о Девятой пятнице можно прочитать в книгах А. Ф. Петрушина «Тюм-Тюм – певучий родник» и в статье «Девятая пятница в Тюм-Тюме: этнография одного праздника» кандидата исторических наук, сотрудника Европейского университета из Санкт-Петербурга К. А. Гавриловой, опубликованной в краеведческом альманахе «Уржумская старина» (вып. 13, 2017 г.).

 

 648 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Среда, 10 апреля, 2019

 
Яндекс.Метрика /body>