Уржумская центральная библиотека

Апрельские тезисы вятских марийцев

 

Дом культуры металлургов в Кирове лишь недавно «переплавили» в Дом дружбы народов. Новые хозяева пока ещё только обживают здание 1960 года постройки, в архитектуре которого ощущается дыхание сталинского ампира – с его колоннадами, лепниной, торжественным декором.

Здесь 13-14 апреля и состоялась выездная весенняя сессия Всемарийского совета и Межрегиональная конференция на тему: «Кировские марийцы: история и современность». Организаторами форума стал триумвират: Всемарийский совет – Марий мер Канаш, Министерство внутренней и информационной политики Кировской области, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

Марийский актив не стал отвлекаться на архитектурные изыски, а по-деловому обустроился в здании, превратив его на эти два дня в своеобразное марийское посольство. Фасад Дома дружбы украсил бело-красно-чёрный флаг Всемарийского совета. На первом этаже привлекали взгляд наряды, изготовленные в студии традиционной марийской вы­шивки, их представляла руководитель студии Надежда Майкова из Звениговского района Марий Эл, мастер из деревни Карманкино Кильмезского района Кировской области Герман Анисимов показывал плетёные изделия, «летучий мариец» Сергей Карпов из Йошкар-Олы, который как из-под земли может появиться на любом значимом мероприятии, разложил на столах книги на любой вкус: и поэтические сборники, и исторические издания, и словари. В фойе второго этажа старинные костюмы и платки из фондов Звениговского Дома ремёсел соседствовали с современной фотолетописью неутомимого Дениса Речкина, а рядом с самобытными картинами Владимира Унженина задумчиво перебирал гармонные кнопки Василий Чернов из вятскополянского ансамбля «Пеледыш».

Однако едва открылась конференция и прозвучали гимны, а затем и слова приветствий, стало понятно, что запах раскалённого металла не выветрился из особняка и поныне и он вполне соответствовал настрою делегатов, собравшихся здесь.

Можно было слышать, как грохочут тяжёлые молоты неподъёмных проблем, как нагнетают горячий воздух меха эмоций, как вспыхивают искры спасительных резолюций и выковывается тугой стальной каркас будущего…

Актуальность проведения форума определяли два важных момента: проблемы, накопившиеся в различных сферах жизни марийцев Кировской области, а также необходимость привести в соответствии с нынешними законодательными и административными нормами документов о сотрудничестве между Кировской областью и Республикой Марий Эл. Несмотря на кажущуюся абстрактной тему форума – история и современность – она, как показал его ход, была сформулирована предельно точно, была и своевременной и злободневной. Обращение к истории, которое неоднократно предпринимали участники форума, было не только стремлением напомнить о своих корнях, но и оценить результат событий и перемен, произошедших на Кировской земле. Интересно, что сейчас и в стольном граде области вновь набирает силу движение за возвращение ему исторического названия – Вятка, за что ратуют известные не только в регионе, но и в стране писатели, художники, общественные деятели.

Становление национального движения, которое стало заметной вехой в жизни марийского народа, за три десятка лет уже само обрело свою историю и героев. Один из них – Владимир Васильевич Унженин, почти сорок лет возглавлявший Мари-Ошаевскую школу Пижанского района, превратив её за эти годы в своеобразный центр по изучению марийского языка, истории и культуры марийского народа в Кировской области. В марийском мире он хорошо известен как неутомимый общественник, радеющий за родной язык и культуру. Он — Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, Председатель правления Кировского регионального отделения Ассоциации финно-угорских народов РФ. Владимир Васильевич – редкий пример человека, удачно совмещающего физику и лирику: преподавая любимый предмет, он в то же время создаёт живописные произведения, участвует в выставках, в том числе и международных.

Владимир Унженин напомнил о том, как в 1990-е годы в Пижанке был открыт областной центр марийской культуры – впервые в РФ, как появились его филиалы в селе Шапта Кикнурского района, с. Никулята Яранского района, Лопъял Уржумского района и Марийская Лиса Санчурского района, как одновременно с началом преподавания родного языка с 1990 года Мари-Ошаевская школа включилась в создание этнографического уголка, о семинаре по проблемам сохранения и развития марийской культуры, прошедшем в Кикнуре, напомнил он и о подписании договора о сотрудничестве между Киров­ской областью и Республикой Марий Эл, его положительных результатах – открытии автобусного сообщения между Йошкар-Олой и Мари-Ошаево, о радиопередачах на марийском языке, впервые зазвучавших в эфире Пижанского района.

Кстати, на форуме напрямую не говорилось почему период подъема национального самосознания, пришедшийся на 90-е годы, почти повсеместно в Кировской области сошёл на нет. Но попытки проанализировать общественную работу были, а главное, кажется, что лидеры кировских марийцев предприняли её переоценку.

Это явственно прозвучало в выступлении Алексея Кудрявцева, признанного лидера кировских марийцев, человека с богатым жизненным и производственным опытом. В своё время он был самым молодым председателем колхоза в Кировской области, избирался народным депутатом, председателем Кикнурского совета районных депутатов, работал директором маслодельного завода, заведовал сельхозотделом Кикнурской районной администрации, возглавлял Совет марийцев Кировской области.

В этот Совет входят 18 человек из разных районов области, на плечах которых лежит вся общественная работа. С момента создания Совета было проведено 3 конференции марийцев области с привлечением представителей региональных властей, на которых обсуждались вопросы изучения родного языка, истории, развития культуры, финансовой поддержки общественной работы, созданы три национальные автономии в Кировской области – Кильмезь мари, Уржум мари, Кикнур мари. Однако Алексей Григорьевич признал, что в деле национального возрождения, общественные объединения сами по себе почти ничего не решают. В первую очередь из-за скудного бюджета.

«Мы сами должны работать над проектами, участвовать в конкурсах и получать деньги на то или иное мероприятие. Поэтому нам надо учиться, а если не знаем – привлекать других», – так охарактеризовал ситуацию Кудрявцев.

В то же время, по его словам, нужно «решать вопросы не только песенно-плясовые, но и расширять круг своей деятельности». В этот расширенный круг входит изучение истории своего народа, опора на марийскую традиционную религию, поддержка и продвижение национальной кухни, промыслов, ремёсел, игр с привлечением знающих людей, ма­стеров и введение новых традиций.

«Старики уходят, мы должны у них что-то взять и оставить следующим поколениям. Это непочатый край работы», – сказал Алексей Григорьевич, отметив при этом: «Основная работа проходит там, где живёт народ».

За три десятилетия многое изменилось даже в более устойчивом к нововведениям сельском укладе. Сегодня уже кажутся анахронизмом жалобы о невозможности смотреть программы на марийском языке где-нибудь в глубинке.

Первый заместитель председателя Правительства Марий Эл Михаил Васютин поведал о современных технологиях, позволяющих решить проблему трансляции телевизионных программ практически в любом уголке страны. В качестве примера рассказал о ситуации в деревне Кокшамары Звениговского района Марий Эл, где не могли получать сигнал с марийского ТВ. Выехавшие на место специалисты установили причину: оказалось, что там неправильно были настроены антенны.

Такая же моментальная реакция представителей госструктур Марий Эл последовала на сетования о том, как трудно желающим изучать марийский язык, но не имеющим возможности оплачивать обучение.

– С прошлого года в рамках МарГУ в республике возобновлена деятельность Марпединститута, куда с удовольствием примут и марийских студентов с Вятки, – сказал Михаил Васютин, предложивший также организовать в Йошкар-Оле встречу мароведов, обменяться опытом, в том числе современными технологиями в образовании.

А министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Константин Иванов призвал кировчан направлять одарённых детей в Йошкар-Олу: в уникальную Национальную президентскую школу, в колледж культуры и музучилище, чтобы получить и творческих личностей, и настоящих профессионалов.

Справедливости ради нужно признать, что подобные сетования и жалобы возникли не на пустом месте. Более того, судя по выступлениям участников, а также по разговорам в кулуарах, застарелых, с трудом решаемых проблем накопилось немало, а вслед за решёнными вопросами, тут же возникают новые…

Вот вроде бы незначительный пример: многие марийцы Кировской области с удовольствием читают газету «Суртпече», но в последние два года лишены возможности оформить на неё подписку, так как издание исключили из подписных каталогов. Рассказавший об этом Владимир Унженин недоумевал: «А ведь мы живём в 21 веке!».

Впрочем, одно дело инерция в мышлении и в действиях, другое – традиции. Они, как не раз подтверждала жизнь, часто служат не только надёжной опорой и защитой в настоящем, но и фундаментом для построения будущего.

Блестящим подтверждением этого стала этнографическая экспедиция «Семейные ценности и святыни начала XXI века», побывавшая незадолго до форума в марийских деревнях Кировской области: Байса – Уржумского, Большой Китяк – Малмыжского, Малая Кильмезь, Азиково и Карманкино – Кильмезского, Маловидлино и селе Никулята – Яранского районов.

Организовала экспедицию Федеральная национально-культурная автономия марийцев России, а её участниками стали учёные Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, студенты Маргосуниверситета, сотрудники Республиканского центра марийской культуры. В ходе экспедиции они занимались изучением и сбором этнографических, фольклорных, краеведческих материалов, провели анкетирование населения о семейных ценностях, святынях народа мари, встречались с учащимися школ.

О предварительных выводах этноэкспедиции на форуме рассказал старший научный сотрудник Мар-НИИЯЛИ, кандидат исторических наук Никандр Попов.

Так вот, несмотря на то, что нынешнюю ситуацию на селе благополучной не назовёшь («Людей молодых в деревне осталось мало, многие работают за пределами своего села…»; «Основной причиной неудовлетворённости можно считать отсутствие работы по месту жительства…» – эти наблюдения, сделанные участниками экспедиции, для любого чело­века, мало-мальски знакомого с жизнью деревни, открытием, конечно, не являются) исследования показали, что традиционная марийская семья всё ещё крепка и хранит верность традициям предков.

Так среди приоритетных ценностей саморазвития более 77 процентов назвали жизнь в гармонии с природой. А среди наиболее значимых для сельчан семейных ценностей наряду с обеспечением материального достатка семьи указывались совместное выполнение домашних дел (муж и жена) – 85 процентов; совместное проведение досуга – 83 (чего не наблюдалось раньше); материальное обеспечение детей – почти 84 (тоже, как отметил учёный, новый фактор в жизни села); укрепление родственных связей – 79; помощь престарелым родителям – 73; воспитание детей – 77. При этом одной из задач воспитания детей родители считают не только дать им хорошее образование, но и воспитать справедливого честного человека – так указали в своих ответах 62 процента опрошенных, что позволило Никандру Попову заметить, что у марийского народа ещё есть запас духовной прочности. Думается, что Никандру Семёновичу, как одному из лидеров национального движения на исходе прошлого столетия, было крайне любопытно на примере сельской семьи сравнить как изменился характер марийского общества на рубеже веков.

Новые тенденции, отмеченные учёными, весьма любопытны. В частности, усиление роли семьи, хотя она и потеряла авторитарный характер, наводит на мысли о том, что в современном мире, где простой человек всё чаще оказывается предоставленным самому себе, общество всё меньше доверяет государству, надеясь, прежде всего, на собственные силы.

«В то же время надо признать, что в современной марийской семье мало внимания уделяется сохранению родного языка», – заметил Никандр Попов.

Действительно, состояние, в котором пребывает родной язык, – одна из острейших проблем марийцев Кировской области, где марийский язык изучается только в Мари-Ошаевской основной школе, да и то, согласно последним данным, его изучение в 5-7 классах ограничивается кружковой работой, а в 8-9 классах на него отводится только 1 час в неделю. А если говорить о северо-западном диалекте, на котором общаются марийцы Кикнурского района, то с ним ситуацию вообще катастрофична.

Вот как обозначил эту проблему Владимир Унженин:

«В последнее время развивается тенденция, когда не учитывается желание школьников изучать родной язык. Находят разные причины, сокращается количество часов на изучение регионального национального компонента. Вводят новый иностранный язык. Посудите сами: языка нет, нет куль­туры, а это значит – нет никаких проблем. Язык и культура – это как две ноги человека. Если язык не изучается, то и культуры нет, а культура без языка – это не культура. Человек, получается, на одну ногу хромает. Надо шагать двумя ногами. Одна кружковая работа не дает большого результата, а утрата родного языка оказывает разрушительное воздействие на различные сферы жизни финно-угорских народов».

И если уже и в деревнях на родном языке общение усыхает, как ручей в засушливую погоду, то что говорить о городах, где марийскую речь практически не слышно? По данным статистики, в городской черте в Кировской области проживает около 30 процентов марийцев – не так уж мало для постоянно сокращающегося в регионе марийского насе­ления (от 51 тысячи в 1970 году, до нынешних 29 тысяч). Конечно, на фоне 300 коми-пермяков, ещё сохранившихся в Афанасьевском районе, цифра может даже показаться солидной, но тревожная статистика, кажется, не собирается выправляться. Поэтому поддержку участников форума встретило предложение организации в городах центров, например, в виде воскресных школ, где бы марийцы-горожане могли общаться, разговаривать на родном языке, передавать следующим поколениям традиции и культуру своего народа.

На форуме ощущалось, может быть, не столь заметное, но столкновение двух подходов к решению национальных вопросов. Один – иждивенческий, основанный на ожидании того, что марийские проблемы решит добрый начальник, и другой – активное деятельное участие в судьбе своего народа. Показательным в этом отношении было выступление ди­ректора Республиканского центра марийской культуры Натальи Пушкиной – пример того, как можно оседлать глобализацию и попытаться направить её достижения себе на пользу.

Наталья Васильевна представила несколько программ, направленных на пробуждение у детей и молодёжи интереса к родному языку, – они сделаны на основе современных компьютерных технологий, с элементами мультипликации, с использованием игровых элементов. Видимо, ощущение необходимости качественно обновить общественную работу действительно назрело, отсюда и постоянное обращение к молодёжи (к слову, среди участников форума лишь один человек был моложе 30 лет).

Руководитель ФНКА марийцев России Лариса Яковлева: «Основная задача, которая стоит сегодня перед марийскими общественниками – это работа с молодёжью».

Министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Константин Иванов: «Нужно вовлекать молодёжь в общественную жизнь».

Заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Владимир Зайцев: «На мой взгляд, всё-таки во главу угла нужно поставить работу с молодёжью. Вырастить лидеров».

Эту работу призваны решать слёты марийской молодёжи, но в Кировской области вопрос воспитания молодых лидеров стоит особенно остро, поскольку юноши и девушки, едва закончив школу, в регионе не задерживаются.

Об этом говорят и данные статистики. За последние 15 лет численность населения Кировской области сократилась почти на триста тысяч человек. Социологи называют две основные причины: низкую рождаемость и высокую смертность. Но есть и ещё один серьёзный фактор: молодёжь уезжает из области в Москву и в другие более перспективные города. Причём не только из деревень, но и из крупных городов Кировской области.

Об этом проникновенное выступление председателя Совета марийцев Кировской области Александра Макарова:

«Я очень переживаю за то, что мы оставим – за наших детей. В Кировской области проживает около 30 тысяч марийцев, в основном они живут в 10 районах, это маленькие посёлки, деревни. И сейчас основная проблема – это отток населения из сельской местности. Нет работы, молодёжь уходит, закрываются школы. Это, я считаю, одна из самых серьёзных проблем нашего народа. Уезжает молодёжь, детей не остаётся, не важно – учат в школе языки или нет – учить-то некого уже. Это очень большая трагедия для нас всех и для меня как родителя. Что мы можем сделать? Даже у нас в Лебяжском районе за год на двести человек сокращается население. Представляете? А общее население – около 7 тысяч. Начинается отток сразу после школьной семьи, ездят на заработки, в основном в Москву. А возвращаясь, они свой язык не помнят, не помнят той исторической ценности – из какого народа они вышли. И главное – не ценят свою землю и свой народ, совершенно другой подход к ценностям, которые были у их родителей».

Этой тревогой за свою малую родину, за судьбу подрастающего поколения было продиктовано и название одной из самых востребованных секций форума – «Село моё родное, – в чём твоё спасение?».

Нет, её участники не изобрели панацеи избавления деревни от её многочисленных хворей. Однако иногда и повторение хорошо известных истин отрезвляет и настраивает на деловой лад.

«Спасение нашего села – это труд. Если мы, как наши предки, будем трудиться с утра до вечера, то всё-таки и в деревне можно сегодня жить»,

– такой рецепт выхода из тупика предлагают сельчане, не теряя веры и в помощь государства.

«Есть много программ, субсидий на разных уровнях, которые оказывают содействие нашим предпринимателям, фермерам, сельхозпроизводителям. Но помощью со стороны правительства надо умело пользоваться, чтобы получать субсидии, чтобы не было претензий со стороны налоговой службы»,

– заметил заместитель председателя Всемарийского совета, председатель СПК «Гаяна» Александр Гайсин.

Кроме того, было высказано предложение к местным властям, чтобы организовать площадку для реализации продукции фермеров и частных предпринимателей – это одна из серьёзных проблем малого бизнеса на селе, а также оказать софинансирование молодым фермерам без первоначального взноса с учётом залога приобретённой техники, скота.

И вновь стоит отметить позитивную тенденцию в национальном движении, смену парадигмы мышления. Не только осознание того, что не стоит ограничиваться лишь вопросами культуры, но и понимание необходимости самим активно обустраивать и своё житьё, включаясь в решение социальных программ, и бытие, расширяя круг своей деятельности, искать пути решения проблем, в том числе и финансовые.

– Я как простой человек, сельский житель, несу ответственность за всё, что сейчас происходит в селе, никого не обвиняя, не вешая вину ни на правительство, ни на ещё кого-то. Очень многое на самом деле зависит от нас самих, как мы поставили свою работу, – сказал Александр Макаров. Одно из прорывных решений, способных помочь селу, по его мнению, это создание сельхозкооперативов.

«Нам вместе надо и зарабатывать, и наставлять наш народ умению выживать и жить в современных условиях, – считает Александр Иванович. – Мы решаем не только национальный вопрос, но и вопрос социальный, а с его решением – и много других вопросов. В том числе и сохранения наших культурных ценностей».

Идеей создания сельхозкооператива, который объединит мелкие фермерские хозяйства, Макаров увлечён давно. В родной Изиморке он работал и в колхозе, и преподавал в местной школе, и возглавлял Изиморское сельское поселение. А у его жены Натальи Викторовны есть прекрасный опыт организации кредитного кооператива. Кстати, во всём Лебяжском районе Изиморка, пожалуй, единственная деревня, где строят новые дома. Значит, есть такая сила, которая держит людей на родной земле?

Большим плюсом форума стало оживление связей между Кировской областью и Марий Эл, которое увенчалось подписанием соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренней и информационной политики Кировской области и Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Среди важнейших пунктов соглашения – содействие в возрождении и сохранении национальных культур в Кировской области и Марий Эл, сотрудничество в проведении национально-культурных мероприятий и праздников.

Но если с региональными властями ещё удаётся достичь взаимопонимания, то от муниципальных властей, как заметил Алексей Кудрявцев, поддержки марийским инициативам практически нет: финансовая поддержка национально-культурных автономий в бюджетах районов не предусмотрена, и даже небольшие транспортные расходы для поездок фольклорных коллективов не выделяются. Особенно это касается Яранского, Уржумского, Малмыжского районов.

Поэтому крайне важно, что на форуме кировские марийцы почувствовали мощную поддержку сородичей – и на общественном уровне, и на государственном. Известно, что утопающий хватается и за соломинку, но здесь завязшим в трясине проблем была протянута крепкая дружеская рука.

Это особенно важно потому, что вятским марийцам постоянно приходится доказывать, что здесь в области они один из коренных народов. Даже, иногда не доказывать, а словно оправдываться в этом.

Священник Андрей Лебедев, который когда-то служил в Уржуме, рассказал, как пытался читать молитвы на марийском языке, но местные марийцы попросили делать это на русском. На вопрос: «Почему?» прихожане ответили: «На марийском мы только за печкой шушукаемся…». Он считает, что у марийцев Кировской области выработался особый менталитет: на своих исконных землях они чувствуют себя чужими, а ведь это совершенно не так!

Об этом же говорил и Алексей Кудрявцев. По его мнению, в концепции национальной политики Кировской области, принятой в 2015 году, марийцы ни в чём не отличаются от пришлых народов, которые стали селиться в регионе в последние десятилетия. «Нас не надо равнять с ними, мы другие, мы коренные!» – в этих словах Алексея Григорьевича вы­страданная боль за положение своих земляков.

Кстати, об «особом» менталитете именно кировских марийцев на форуме разговор заходил неоднократно. Неслучайно форум рекомендовал разработать программу на укрепление национальной идентичности в регионах, где компактно проживает народ мари (подобная программа успешно действует в Татарстане), а также проводить различные мероприятия, способствующие развитию национальной гордости у марийцев Кировской области.

Но вот какое интересное наблюдение сделали учёные в ходе уже упомянутой этноэкспедиции: почти 73 процента респондентов заявили о том, что для них важно укрепление уверенности в себе. Так что зафиксированное учёными стремление вятских марийцев выйти из закутка – очень важное изменение в их психологии.

На вопрос, как оценивает итоги форума, Макаров рассказал небольшую историю. В Кирове он повстречал земляка – парня из деревни Индыгойка, который был удивлён, что в областном центре проходит марийский форум: «А что, неужели марийская работа-то идёт?». Макаров чуть не силком затащил его в Дом дружбы, чтобы тот увидел всё собственными глазами. Молодой земляк был ошарашен: «А нас, оказывается, много!»

Сергей Шанчара
Фото: Денис Речкин

Марийский мир (Марий сандалык). –
2018. – №2 (36) апрель-июнь. –
С. 16-22: фот.

Электронная версия журнала «Марийский мир» – читать

Материал был опубликован в(о) Понедельник, Сентябрь 24th, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>